г.Калуга |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А09-1569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: Брянской городской администрации (241050, г. Брянск, проспект Ленина, д.35, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - Чубчиков И.А. (дов. от 12.02.2020 N 1/06-282и);
от заинтересованного лица: индивидуального предпринимателя Махотина Дмитрия Юрьевича (241902, г. Брянск, п. Белые Берега, ул. Карла Маркса, д.15, ОГРНИП 310325624900211, ИНН 323200658749) - Махотин Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Махотина Д.Ю. на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А09-1569/2019,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о прекращении действий свидетельства серии 000032 N 000049 от 15.12.2016 на право осуществления перевозок по маршруту N 76-3 регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Брянске и свидетельства серии 000032 N 000070 от 16.09.2019 на право осуществления перевозок по маршруту N 99-1 регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Брянске, выданных индивидуальному предпринимателю Махотину Дмитрию Юрьевичу (далее - предприниматель).
Решением суда от 01.10.2019 заявление администрации удовлетворено. Действие свидетельств прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие принятых судами мер ответственности характеру совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя, размеру причиненного вреда, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу администрация просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, предприниматель имеет лицензию N АСС-32-131884 от 11.11.2015 на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом и осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Брянске на основании заключенных с администрацией договоров от 04.02.2011 N 76/2 и N 99/1 на срок до 05.02.2016 и свидетельств серии 000032 N 000049 от 15.12.2016 и серии 000032 N 000051 от 16.01.2017 с пятилетним сроком действия на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Брянске N 76-3 "ул. Дубровская - ул. Дубровская" (кольцевой) и N 99-1 "Бордовичский водозабор - ул. Молокова" соответственно, а также карт маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 76-3 в количестве 14 штук, по маршруту N 99-1 в количестве 22 штук.
На основании заявления предпринимателя и в связи с необходимостью внесения сведений о дополнительном остановочном пункте 16.09.2019 взамен свидетельства серии 000032 N 000051 предпринимателю выдано переоформленное свидетельство серии 000032 N 000070 на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Брянске N 99-1.
Наряду с указанными свидетельствами предпринимателю выданы обязательные к исполнению расписания движения транспортных средств на данных маршрутах, которые являются неотъемлемой частью свидетельств об осуществлении перевозок (т. л.д. 141-142).
25 февраля 2019 г. администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия свидетельств серии 000032 N 000049 от 15.12.2016 и серии 000032 N 000051 от 16.01.2017 (в дальнейшем 16.09.2019 переоформлено на свидетельство серии 000032 N 000070), ссылаясь на то, что за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2017 года, 1, 3 и 4 кварталы 2018 года предприниматель не представил отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 76-3 и N 99-1, а также в течение года допустил неоднократное нарушение требований о передаче оператору региональной навигационно-информационной системы (РНИС) Брянской области информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для перевозок.
В судебном заседании суда первой инстанции 15.08.2019 представитель администрации уточнил основания заявленных требований, просил исключить такое основание для прекращения действия свидетельств как нарушение предпринимателем требований о передаче оператору РНИС информации о месте нахождения транспортных средств. При этом дополнил требования о прекращении действия свидетельств таким основанием как превышение максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение 2018-2019 гг., и расписанием. Уточнения приняты судом (т.2 л.д.104-108).
Удовлетворяя требования администрации и прекращая действия свидетельств серии 000032 N 000049 от 15.12.2016 и серии 000032 N 000070 от 16.09.2019, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что предприниматель не представил отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам NN 76-3 и 99-1 за 3 и 4 кварталы 2018 г., при этом учел, что не были представлены отчеты за 1-4 кварталы 2017 года, а отчет за 1 квартал 2018 года представлен 15.03.2018, то есть до истечения квартала, что свидетельствует о его недостоверности; что во втором квартале 2019 г. предприниматель выполнил лишь 67% рейсов от установленного расписанием количества рейсов по маршруту N 76-3 и 22% рейсов от установленного расписанием количества рейсов по маршруту N 99-1, из акта проверок соблюдения расписания движения транспортных средств по маршрутам NN 76-3 и 99-1 за период с 22.06.2019 по 04.08.2019 следует, что предприниматель не предпринял и в 3 квартале 2019 г. мер для обеспечения соблюдения расписания движения транспортных средств.
При этом суд сослался на пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), пункт 1 статьи 15, подпункт 3 пункта 1 статьи 14 Закона Брянской области от 03.07.2010 N 54-З (в ред. от 03.04.2019) "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области" (далее - Закон N 54-З).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены с нарушением норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок.
Прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту.
Пунктом 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ (в ред. от 27.12.2017) уполномоченному органу, выдавшему свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, предоставлено право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия такого свидетельства в случае неоднократного в течение одного года непредставления в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Частью 1 статьи 37 названного Закона предусмотрена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный орган, заключивший данный государственный или муниципальный контракт либо выдавший данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ, положениями приказа Минтранса России от 16.12.2015 N 367 ежеквартальные отчеты по форме, утвержденной названным приказом Минтранса, должны представляться не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пункт 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ в указанной выше редакции действует с 29.12.2017. Поэтому нарушение сроков представления отчетов за 1-4 кварталы 2017 г. не влечет применение такой меры ответственности как прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок.
В силу пункта 2 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ (в ред. от 27.12.2017) допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации).
Во исполнение указанной нормы права Законом Брянской области от 03.04.2019 N 21-З пункт 1 статьи 14 Закона N 54-З дополнен подпунктом 3, который обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, не превышать максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала расписанием, составляющее 10 процентов (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации).
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 54-З (в ред. от 03.04.2019) уполномоченному органу, выдавшему свидетельство об осуществлении перевозок, предоставлено право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, а также при неоднократном в течение года нарушении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, требований, установленных пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона.
Согласно требованиям администрации одним из оснований прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок является превышение предпринимателем максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение 2018-2019 гг., и расписанием.
Однако указанное основание для прекращения действия свидетельства может применяться только с даты вступления в силу изменений, внесенных в статью 15 Закона N 54-З, то есть с 16.04.2019.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 14 Закона N 54-З (в ред. от 03.04.2019, действующей с 16.04.2019) обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, не превышать максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала расписанием, составляющее 10 процентов (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации).
То есть, данные об указанном нарушении берутся по итогам квартала. Исходя из содержания пункта 1 статьи 15 Закона N 54-З, ответственность в виде прекращения действия свидетельства наступает в случае неоднократного в течение года нарушения требований, установленных пунктом 1 статьи 14.
Суд, ссылаясь на представленный предпринимателем отчет об осуществлении регулярных перевозок за 2 квартал 2019 г. и несколько актов проверок соблюдения предпринимателем расписания движения по указанным муниципальным маршрутам, составленных в 3 квартале 2019 г., пришел к выводу о допущенном предпринимателем нарушении требований подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Закона N 54-З, что является основанием для прекращения действия свидетельств.
Данные по указанному нарушению за два полных квартала 2019 года не представлены.
При этом судом не учето, что до 16.04.2019 превышение максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных расписанием, не являлось нарушением, влекущим такое последствие как прекращение действия свидетельства.
Более того, суд оставил без внимания тот факт, что в силу подпункта 2 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ, подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Закона N 54-З данное нарушение учитывается, если контроль за соблюдением расписания движения транспортных средств осуществляется с использованием информационной системы навигации.
Суду следовало оценить все представленные доказательства по допущенным предпринимателем нарушениям, влекущим прекращение действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, с учетом действующих норм права, установить, соответствует ли привлечение предпринимателя к такой ответственности как прекращение действия свидетельств, что влечет прекращение деятельности по осуществлению перевозок по спорным маршрутам, характеру установленного правонарушения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 01.10.2019 и постановление от 25.12.2019 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А09-1569/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.