г.Калуга |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А83-6932/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Аникиной Е.А. Егоровой С.Г. |
|||
|
|
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
|
Кочеткова О.А. (доверенность от 27.12.2019 N 102), |
||
от ответчика глава КФХ Щуцкий Сергей Владимирович |
|
Щуцкий С.В. (паспорт), |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Щуцкого Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А83-6932/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Щуцкий Сергею Владимировичу (далее - ИП Щуцкий С.В.) о расторжении соглашения от 23.05.2016 N 11 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет и взыскании гранта в сумме 1 400 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Считая принятые по делу судебные акты незаконными, ИП Щуцкий С.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело передать на новое рассмотрение.
Как указал заявитель жалобы, судом неверно определена сумма денежных средств, использованных не по целевому назначению, поскольку из выделенного ему гранта в размере 1400 000 руб. предпринимателем не по целевому назначению фактически была использована только сумма 31 500 руб., предназначенная для подключения к электрическим сетям, которую он не оспаривает.
При этом предприниматель пояснил, что подключение к электрическим сетям было произведено им за собственные денежные средства.
В письменном отзыве на жалобу истец с доводами жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении, указав, что ответчиком нарушен порядок использования гранта в размере 1400 000 руб., из которых 1 368 500 руб. он должен был направить на приобретение сельскохозяйственных животных, а 31 500 руб. - на подключение к электрическим сетям.
Вместе с тем, предприниматель израсходовал все средства гранта на приобретение сельскохозяйственных животных, а подключение к инженерным сетям помещений выполнено не было, что является нарушением условий пунктов 2.8, 2.9 заключенного с ним Соглашения от 23.05.2016 N 11, а также порядка использования бюджетных средств.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судом, 23.05.2016 между Министерством и главой КФХ Щуцким С.В. заключено соглашение N 11 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет, пунктом 2.9 которого предусмотрено, что грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов.
Согласно плану расходов из выделенного гранта в размере 1 400 000 руб. глава КФХ Щуцкий С.В. должен направить средства в размере 1 368 500 руб. (в том числе доставка) на приобретение сельскохозяйственных животных и 31 500 руб. - на подключение к электрическим сетям.
Проведенной Министерством проверкой установлено, что ИП Главой КФХ Щуцким С.В. в рамках расходов бизнес-плана приобретен крупный рогатый скот в количестве 30 голов (бычок - 1 гол., телочки - 29 гол.), нецелевое использование средств в указанной части не установлено.
Однако подключение к инженерным сетям помещений (холодильник, помещение для содержания скота и офис) выполнено не было, что отражено в Акте N 18/14 от 10.09.2018.
В соответствии с приказом Министерства от 18.02.2019 N 113 "Об исключении из сводного реестра начинающих фермеров" на основании протокола N 1-НФ заседания Конкурсной комиссии по проведению отбора участников-получателей грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам Республики Крым от 08.02.2019, Акта проверки N 18/14, ИП Глава К(Ф)Х Щуцкий С.В. исключен из сводного реестра получателей субсидии, средства Гранта в размере 1 400 000 рублей подлежат возврату в бюджет Республики Крым.
О необходимости возврата гранта в адрес ИП Главы К(Ф)Х Щуцкого С.В. Министерством направлено уведомление (требование) от 20.02.2019 N 08.2./550, получение которого им не оспаривается.
Неисполнение требования о возврате гранта ИП Главой К(Ф)Х Щуцким С.В. послужило основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Республики Крым в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что факт нарушения ответчиком - ИП Главой К(Ф)Х Щуцким С.В. пункта 1.5 Порядка, пункта 2.9 Соглашения и плана расходов начинающего фермера (бизнес-плана), выразившегося в нецелевом использовании выделенных средств подтвержден материалами дела.
Суд кассационной инстанции считает, что указанные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств ( в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий (грантов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров (далее Правила N 166).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 166 (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) гранты предоставляются в том числе в целях приобретения сельскохозяйственных животных, а также подключения к электрическим сетям.
В силу пунктов 1, 3 и 6 Правил N 166 гранты на развитие и создание крестьянского (фермерского ) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Такие программы в Севастополе и Крыму утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 512 и Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 29.10.2014 N 57.
В рамках реализации государственной программы Республики Крым Советом министров Республики Крым в постановлении от 29.10.2014 N 422 утвержден порядок предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015-2017 годы (далее - Порядок N 422), в пункте 1.5 которого также указано, что грант может быть предоставлен в целях приобретения сельскохозяйственных животных, а также подключения к электрическим сетям.
Делая вывод о нецелевом использовании предпринимателем суммы выделенного гранта, суд указал, что все выделенные средства гранта ответчик использовал на приобретение сельскохозяйственных животных без учета выделения части средств на иные цели.
Указанное обстоятельство не оспаривается и истцом, который признает, что ответчик потратил всю сумму гранта лишь на одну цель, тем самым использовав не по назначению 31 500 руб., которые должны были быть потрачены предпринимателем на подключение к электрическим сетям.
Вместе с тем суд взыскал с ответчика всю сумму гранта в размере 1 400 000 руб.
Ответчик также признает, что все средства гранта - 1 400 000 руб. им были потрачены на покупку животных, а предусмотренное Соглашением условие - подключение к электрическим сетям было произведено им за собственный счет.
Таким образом, в нарушение требований статьи 71 АПК РФ ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции не исследовали обстоятельства, на которые ссылался глава КФХ Шуцкий С.В. в подтверждение отсутствия оснований для взыскания с него суммы гранта в полном размере, в следствие чего указанные возражения не получили надлежащей правовой оценки.
Между тем, указанные обстоятельства, установленные судом и признанные сторонами не свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств в размере всей суммы гранта.
Следовательно, неисполнение ответчиком отдельных обязанностей по Соглашению при недоказанности истцом нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств, не является безусловным основанием для обязания ответчика вернуть всю сумму гранта.
Таким образом, вывод судов о том, что предпринимателем не доказан факт целевого использования полученного гранта, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации собственного хозяйства.
Учитывая изложенное, оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А83-6932/2019 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств ( в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий (грантов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров (далее Правила N 166)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2020 г. N Ф10-379/20 по делу N А83-6932/2019