город Калуга |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А83-20542/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 26.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
М.М. Нарусова |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Л.А. Крыжской
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от истца: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым ОГРН 1149102000860 ИНН 9102001017 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от ответчика: Местная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" ОГРН 1149102066398 ИНН 9105001858
от третьего лица: Региональная общественная организации "Крымское Республиканское общество охотников и рыболовов" |
Иегулов С.В. - председатель на основании выписки из ЕГРЮЛ; Еремеев А.О. - представитель по доверенности от 28.01.2019;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А83-20542/2018,
УСТАНОВИЛ:
министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к местной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Джанкойского муниципального района Республики Крым" (далее - ответчик, общество охотников и рыболовов) о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 03.04.2017 N 53 и применении последствий недействительности сделки путем обязания ответчика вернуть бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов, полученных им в рамках оспариваемого охотхозяйственного соглашения, которые находятся в его распоряжении на дату вынесения судом решения по настоящему делу (с учетом уточненных исковых требований).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2019 (судья Якимчук Н.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 29.01.2020 рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 09 час. 30 мин. 20.02.2020.
20.02.2020 рассмотрение кассационной жалобы возобновлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 03.04.2017 между обществом охотников и рыболовов и министерством заключено охотхозяйственное соглашение N 53.
По условиям соглашения общество охотников и рыболовов обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, а администрация обязуется предоставить в аренду на срок до 19.06.2022 земельные участки и лесные участки, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению (пункты 1.1, 7.1 соглашения).
В адрес истца поступило письмо организации, согласно которому общество охотников и рыболовов является самостоятельным юридическим лицом; не является общество охотников и рыболовов и правопреемником Джанкойской районной организации "Крымское Республиканское общество охотников и рыболовов", которая входит в структуру организации без статуса самостоятельного юридического лица. Тот факт, что ответчик не имеет отношения к третьему лицу, что подтверждается также письмом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю от 09.03.2016 N 93-1-56/16.
Полагая, что охотхозяйственное соглашение N 53 от 03.04.2017 является недействительным, министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 Федерального закона 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого оглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 309 "Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым" от 03.07.2016 (далее - Закон N 309-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Крым и которым охотничьи угодья предоставлены во временное долгосрочное пользование до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на основании документов о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, действующих на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Республики Крым, вправе заключить до 01.01.2017 года охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в документах о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Из материалов дела следует, что 08.12.2006 общество охотников и рыболовов заключало договор об условиях ведения охотничьего хозяйства с Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству, со сроком его действия - до 19.06.2022.
Данное соглашение недействительным в судебном порядке не признавалось.
Согласно представленной выписки из ЕГРЮЛ от 20.12.2018 видно, что ранее данное юридическое лицо имело идентификационный код 34265881.
Прежнее название юридического лица - "Джанкойская районная организация Крымского республиканского общества охотников и рыболовов".
Включение в официальное название на "...Крымского республиканского общества охотников и рыболовов" не меняет статуса общества охотников и рыболовов как самостоятельного юридического лица.
Поэтому у общества охотников и рыболовов имелись основания для заключения без проведения конкурса оспариваемого охотхозяйственного соглашения на основании части 1 статьи 2 Закона N 309-ФЗ, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований министерства о признании соглашения недействительным.
Отклоняя ссылку министерства, о том, что соглашение подписано позже 01.01.2017 (срок, установленный законодательством), суд указал следующее.
Из материалов дела видно, что общество охотников и рыболовов обратилось с заявлением о заключении соответствующего соглашения 11.11.2016, то есть в срок, установленный законом.
Противоправное бездействие министерства в связи с заключением соглашения стало основанием для обращения общества охотников и рыболовов в арбитражный суд; было возбуждено дело N А83-7571/2016.
Затем производство по делу было прекращено на основании определения от 20.04.2017 ввиду отказа заявителя от требований, так как министерство заключило соответствующее соглашение.
Таким образом, министерство, ссылаясь на нарушение обществом охотников и рыболовов предусмотренных законом сроков заключения соглашения, действует недобросовестно.
Именно поведение органа власти (министерства) привело к нарушению предусмотренных сроков.
Ссылка заявителя жалобы о том, что согласно Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Крым, утвержденной Указом Главы Республики Крым от 15.10.2016 N 375-У, в Джанкойском муниципальном районе расположены общедоступные охотничьи угодья, обосновано не принята во внимание суда ввиду следующего.
Лицо, которое вправе претендовать на использование в рамках охотхозяйственного соглашения соответствующей территории на основании положений части 1 статьи 2 Закона N 309-ФЗ, во всяком случае имеют на это право в пределах действия сроков прежних соглашений.
Ничто не препятствует обществу охотников и рыболовов оспорить законность указанного Указа Главы Республики Крым.
Судом установлено, что ни министерство, ни организация не подтвердили пересечение границ территорий, закрепленных за ответчиком согласно оспариваемому соглашению и территорий, указанных в Указе Главы Республики Крым. Ходатайств о проведении по делу суде судебной землеустроительной экспертизы не заявлялось.
За обществом охотников и рыболовов закреплены площади в размере 70 453 га согласно Таблице 3.1 "Перечень охотничьих угодий Республики Крым по состоянию на 01.08.2018 (раздел 3.1 приложения к Указу Главы Республики Крым от 05.10.2016 N 375-У (в ред. от 08.02.2019).
Изложенное соответствует площади, указанной в оспариваемом соглашении (с учетом дополнительного соглашения от 11.01.2018).
Ссылка, что на основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 19.06.1997 N 1229-1 (далее - Постановление) соответствующие территории закреплены за организацией, обоснованно отклонена судом.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, министерство указанный акт в материалы дела не представило.
В материалах дела имеется апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 127-АПГ16-11, из которого следует, что в пункте 4 приложения к Постановлению (в редакции от 18.10.2013) соответствующие охотничьи угодья предоставлены в том числе Джанкойской районной организации (пункт 4.3).
Вступившим в законную силу решением Киевского райсуда города Симферополя от 22.06.2016 по делу N 2-1372/2016 установлен факт членства общества охотников и рыболовов в организации. Указанное не опровергнуто от министерством, ни организацией.
В связи с тем, что не оспоренный в рамках настоящего спора договор от 08.12.2006 на пользование охотничьими угодьями заключен с обществом охотников и рыболовов, именно указанное лицо вправе заключить оспариваемое соглашение.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой и апелляционной инстанции, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А83-20542/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 2 Закона N 309 "Об особенностях правового регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Крым" от 03.07.2016 (далее - Закон N 309-ФЗ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности сфере охотничьего хозяйства на территории Республики Крым и которым охотничьи угодья предоставлены во временное долгосрочное пользование до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на основании документов о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, действующих на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Республики Крым, вправе заключить до 01.01.2017 года охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в документах о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
...
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, министерство указанный акт в материалы дела не представило.
В материалах дела имеется апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2017 N 127-АПГ16-11, из которого следует, что в пункте 4 приложения к Постановлению (в редакции от 18.10.2013) соответствующие охотничьи угодья предоставлены в том числе Джанкойской районной организации (пункт 4.3)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 февраля 2020 г. N Ф10-6436/19 по делу N А83-20542/2018