г. Калуга |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А68-6666/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2020.
Постановление в полном объёме изготовлено 26.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова, |
судей |
Л.А. Крыжской, |
|
Л.В. Леоновой, |
|
при участии в судебном заседании Потребительского кооператива "Гаражный кооператив N 9": председателя Черных В.А. на основании выписки из ЕГРЮЛ, представителя Лопуховского О.А. по доверенности от 18.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского кооператива "Гаражный кооператив N 9" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А68-6666/2019,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "Гаражный кооператив N 9" (далее - истец, кооператив, автокооператив N 9, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - ответчик, министерство) о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 52 992+/-81 кв.м с кадастровым номером 71:30:050407:2 и земельный участок площадью 2 299+/-17 кв. м с кадастровым номером 71:30:080102:8, расположенные по адресу: г. Тула, пос. Менделеевский Центрального района, проезд Энергетиков, дом N 5.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019, в удовлетворении иска отказано.
Ссылаясь на принятие оспариваемых актов противоречащих материалам дела, не установление всех фактически сложившихся обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, кооператив обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новое постановление об удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что государственные акты на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками не были выданы исключительно по вине органа местного самоуправления (архитектуры), что не зависело от воли или действия руководства кооператива, в связи с чем на истца не может быть возложено бремя негативных последствий, связанных с невыдачей ему таких актов и не исключает возможности признать за истцом право пользования на земельные участки. Судами не учтено, что кооператив с 1973 года открыто, непрерывно и добросовестно пользуется земельными участками при отсутствии у него правоудостоверяющих документов. Суд апелляционной инстанции не дал необходимой правовой оценки неправильному применению судом первой инстанции Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-ХI "О кооперации в СССР", не подлежащего применению. Также судами не учтено, что истец обратился не за предоставлением ему права на земельные участки, а за признанием за ним права постоянного (бессрочного) пользования на сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, ранее возникшие в установленном законом порядке.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направил. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица, в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодкеса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 8, 123.2, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 11, 12, 14, 17, 18, 84, 87, 118, 119 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 (далее - ЗК РСФСР 1970 года), статей 12, 19, 31, 37 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, статей 20, 39, 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11), в пунктах 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), обоснованно исходили из следующего.
Как установлено судами, решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 25.04.1973 N Зт14-9 Центральному райисполкому разрешена установка временных металлических гаражей на земельном участке в районе станции "Подземгаз", восточнее участка, отведенного Управлению капитального строительства горисполкома для строительства базы; срок действия разрешения 2 года; на исполком районного Совета Центрального района возложена обязанность разработать проект размещения временных металлических гаражей, согласовав его с главным архитектором города Тулы.
Решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся от 04.07.1973 на выделенном земельном участке организован кооператив по эксплуатации индивидуальных гаражей N 9; правлению кооператива предложено разработать проект размещения временных металлических гаражей, с утверждением его главным архитектором города Тулы, райисполкомом и организациями, имеющими подземные коммуникации.
Согласно архивной справки о земельном участке государственного учреждения Тульской области "Областное БТИ" от 05.10.2018 N 03-24-943, в инвентарном деле на гаражный кооператив N9, расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, п. Менделеевский, проезд Энергетиков, д. 5 (ранее - автокооператив N9) в отношении земельного участка имеются следующие сведения: гаражи в гаражном кооперативе N9 в количестве 353 штук на первичный технический учет были приняты 12.05.1976 с указанием почтового адреса: г. Тула, Центральный район, автокооператив N9. По фактическому пользованию площадь земельного участка составила 31 965 кв. м, владельцем указан гаражный автокооператив N 9 Центрального района.
Согласно решения исполнительного комитета Тульского городского совета народных депутатов от 20.06.1991 N 15-463 автокооперативу N 9 отведен участок площадью 0,9 га для установки 23 металлических гаражей в п. Менделеевский северо-западнее гаража госортехнадзора.
Из постановления главы администрации города Тулы от 18.03.1993 N 159 следует, что автокооперативу N 9 отведены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки общей площадью 54216,7 кв. м, фактически занимаемые им в п. Менделеевском в районе станции "Подземгаз", согласно прилагаемой схеме; на автокооператив N 9 возложена обязанность получить государственный акт на бессрочное (постоянное) пользование землей в Главном управлении архитектуры и градостроительства города Тулы. Пунктом 3 указанного постановления установлено, что если в течение 3-х месяцев не будет оформлен государственный акт, то данное постановление утрачивает силу.
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Тулы справкой от 14.08.1995 N 906 пояснило, что материалы по подготовке государственного акта и постановления главы администрации города Тулы, о закреплении фактически занимаемой территории, находятся в стадии подготовки.
Постановлением главы администрации Центрального района г. Тулы от 21.12.1998 N 2065 зарегистрирована реорганизация гаражного кооператива N 9 по строительству и эксплуатации гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев в форме преобразования его в потребительский кооператив.
Схема расположения земельных участков на кадастровой территории (плане) по адресу: г. Тула, Центральный район, проезд Энергетиков, д. 5, категория земель: земли населенных пунктов, код @ 27946/16.04.2009, площадь - 52 992 кв.м, и код @ 27955/16.04.2009, площадь - 2299 кв.м. утверждена постановлением администрации города Тулы 07.08.2009; установлен вид разрешенного использования земельных участков: нестационарный гаражный комплекс.
В целях реализации указанного постановления кооперативу необходимо было обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет; получить в Управлении Роснедвижимости по Тульской области 5 экземпляров кадастрового паспорта земельных участков по форме В1 - В-4 и обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду.
В соответствии с архивной справкой о земельном участке государственного учреждения Тульской области "Областное БТИ" от 05.10.2018 N 03-24-943, в инвентарном деле на гаражный кооператив N9, расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, п. Менделеевский, проезд Энергетиков, д. 5 (ранее - автокооператив N9) в отношении земельного участка имеются следующие сведения: гаражи в гаражном кооперативе N9 в количестве 353 штук на первичный технический учет были приняты 12.05.1976 с указанием почтового адреса: г. Тула, Центральный район, автокооператив N9. По фактическому пользованию площадь земельного участка составила 31 965 кв.м, владельцем указан автокооператив N9.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 22.05.2019 и от 26.08.2019 земельный участок с кадастровым номером 71:30:050407:2, имеет площадь 52 992+/-81 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: нестационарный гаражный комплекс, сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера - 15.01.2018; земельный участок с кадастровым номером 71:30:080102:8, имеет площадь 2 299+/-17 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: нестационарный гаражный комплекс, сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера - 08.03.2018.
Кооператив, полагая, что лишен возможности оформить право постоянного (бессрочного) пользования на фактически занимаемые земельные участки, обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Как следует из положений статьи 216 ГК РФ, право постоянного бессрочного пользования земельным участком является ограниченным вещным правом, которое подлежит защите способами, предусмотренными гражданским законодательством, в том числе путем признания права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 постановления Пленума N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании прав подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В силу пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьями 12, 14 ЗК РСФСР 1970 года установлено, что предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода, на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывалась цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Согласно статьи 10 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле", статьи 18 ЗК РСФСР 1970 года право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, единая форма которого утверждена постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199.
В силу статей 17, 18 ЗК РСФСР 1970 года установлена необходимость определения границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей; в городах земельные участки предоставлялись в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.
Таким образом, обязательными этапами оформления прав на землю являлся отвод земельного участка в натуре посредством установления его границ на месте и отражение их в графической форме, а также получение документов, удостоверяющих право пользования землей.
С 1955 года, в силу постановления Совмина СССР от 31.12.1954 N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР", вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользования.
Начиная с 1977 года постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" установлено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения государственного земельного кадастра, а также формы кадастровой документации: земельно-кадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование; государственная земельно-кадастровая книга района (города); государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики; государственный земельный кадастр СССР.
В соответствии со статьями 118, 119 ЗК РСФСР 1970 года предусматривалось ведение государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
В период с 1991-2001 года порядок предоставления земельных участков регулировался Земельным кодексом РСФСР 1991 года (далее - ЗК РСФСР 1991 года).
Из статьи 12 ЗК РСФСР 1991 года следует, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются также предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
В силу пункта 2 статьи 19, частей 1, 2 статьи 31 ЗК РСФСР 1991 года полномочиями по регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков наделялись городские Советы народных депутатов, а право удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов; форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ).
Абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) и сделок, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
При таких обстоятельствах, исходя из изложенного государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
Вместе с тем, как установили судебные инстанции, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, либо договор или удостоверение на право пользования землей, подтверждающие надлежащее оформление прав на спорный земельный участок, в соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством, истцом не были представлены.
Распорядительные акты исполкома не являются доказательством принадлежности истцу спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 8251/11, в соответствии с которой, решение исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся об отводе земли для строительства гаражей к числу правоустанавливающих документов отнесено быть не может, поскольку согласно положениям статьи 10 Закона СССР от 13.12.1968 N 3401-VII указанное решение является начальным этапом процедуры предоставления земельного участка. То обстоятельство, что предприятие в установленный данным решением срок не оформило отвод и не получило соответствующий государственный акт о закреплении за ним участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, не свидетельствует о возникновении у предприятия названного права.
Кроме того, судами также было принято во внимание то обстоятельство, что на спорном земельном участке расположены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности третьих лиц.
Учитывая приведенный факт, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 87 ЗК РСФСР 1970 года, а также статьи 37 ЗК РСФСР 1991 года, статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 ГК РФ, содержащих аналогичные положения, пришли к правильному выводу о том, что право пользования землей в любом случае перешло к собственникам расположенной на участке недвижимости (гаражей) в силу закона.
В силу пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлена обязанность для юридических лиц, не относящихся к указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума N 11, если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
Таким образом, как правильно отметили судебные инстанции, заявитель не относится к числу лиц, имеющих возможность владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако он вправе осуществить переоформление указанного права на право аренды земельного участка либо собственности при условии, если на спорном участке расположены принадлежащие кооперативу на праве собственности здания, строения, сооружения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя о том, что государственные акты на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками не были выданы исключительно по вине органа местного самоуправления (архитектуры), что не зависело от воли или действия руководства кооператива, в связи с чем на истца не может быть возложено бремя негативных последствий, связанных с невыдачей ему таких актов и не исключает возможности признать за истцом право пользования на земельные участки, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, обоснованно отклонены и им дана надлежащая правовая оценка.
Довод истца о неправильном применении судом первой инстанции Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-ХI "О кооперации в СССР", не подлежащего применению, судом не принимается, поскольку статья 3 указанного закона содержит ссылку на гаражные кооперативы.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки судами первой и апелляционной инстанций имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, в данном случае об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора, по сути, направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судами фактических обстоятельств и положенных в обоснование содержащихся в судебных актах выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А68-6666/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлена обязанность для юридических лиц, не относящихся к указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума N 11, если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 февраля 2020 г. N Ф10-6848/19 по делу N А68-6666/2019