г. Калуга |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А36-12122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
|
судей |
Козелкина И.И., |
|
|
Платова Н.В., |
|
при ведении протокола помощником судьи
при участии в судебном заседании: |
Дементьевой Т.А. |
|
от истца - ОАО "ЛГЭК" |
Воронина В.И. (дов. N 168 от 25.12.2018) Калязин Е.А. (дов. N 155 от 06.12.2019) |
|
от ответчика - ООО "Рубин" |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу ООО "Рубин" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А36-12122/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", истец, ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - ООО "Рубин", ответчик, ОГРН 1164827069274, ИНН 4825119854) о взыскании 299 432 руб. 15 коп. стоимости бездоговорного потребления электроэнергии за периоды с 03.09.2017 по 16.03.2018, с 17.03.2018 по 18.04.2018.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик сослался на несоответствие актов о бездоговорном потреблении электрической энергии (мощности) N 169 от 02.09.2017, N 17 от 16.03.2018, N 24 от 18.04.2018 установленным требованиям. Кроме того, указал на отсутствие у истца соответствующего статуса сетевой компании.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители АО "ЛГЭК" возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Рубин" надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, с учетом пояснений представителей истца, окружной суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в результате проведения проверок сетевая организация АО "ЛГЭК" выявила самовольное подключение потребителем ООО "Рубин" к линиям электропередачи автомобильной лавки "Молочные продукты" (марка "Газель", государственный регистрационный номер М044ВУ48), расположенной около остановки общественного транспорта "Улица Юных натуралистов" города Липецка, о чем составлены акты о бездоговорном потреблении электрической энергии (мощности) N 169 от 02.09.2017, N 17 от 16.03.2018, N 24 от 18.04.2018.
Факт бездоговорного потребления автолавкой электрической энергии выразился в виде самовольного подключения с высоковольтной линии ВЛ-0,4 кВ кабелем СИП 2 x 16 мм около остановки общественного транспорта "Улица Юных натуралистов" г. Липецка в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения и с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Вследствие выявленных незаконных подключений подача электроэнергии была прекращена путем отключения, о чем 02.09.2017, 16.03.2018 и 18.04.2018 составлены акты ограничения/отключения режима потребления электрической энергии.
В связи с выявленным фактом бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией произведены расчеты объема бездоговорного потребления электрической энергии за периоды с 03.09.2017 по 16.03.2018, с 17.03.2018 по 18.04.2018 расчетным путем. Стоимость выявленного объема бездоговорного потребления составила 299 432 руб. 15 коп.
В адрес ответчика 16.07.2018 и 17.08.2018 были направлены претензии NN 3001-15, 3731-15 с требованием об оплате бездоговорного потребления электроэнергии, которые оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на установленный факт самовольного (безучетного) использования электрической энергии, а также отсутствие оплаты бездоговорного потребления электроэнергии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии действующему законодательству, доказанности факта бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии и отсутствия доказательств своевременной оплаты потребленного энергоресурса.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, выводы судов соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения и фактическим обстоятельствам дела.
Предметом иска является требование энергоснабжающей организации к потребителю о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании абз. девятого п. 2 Основных положений N 442 бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Поскольку между потребителем и энергоснабжающей организацией не заключен договор энергоснабжения, в то время как потребитель самовольно подключил энергопринимающие устройства к объектам электросетевого хозяйства, суды в соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ, п.п. 2, 84, 167, 192, 193, 196 Основных положений N 442, правомерно признали обязанным потребителя оплатить энергоснабжающей организации стоимость бездоговорно потребленной электроэнергии.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в обжалуемых судебных актах отсутствует указание на то, что истец является сетевой организацией и имеет право на проведение соответствующих проверок, подлежит отклонению в связи со следующим.
В пункте 2 Правил N 861 определено, что сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В материалах дела имеется акт приема-передачи имущества от 05.09.2018, на основании которого ООО "ЛГЭК" (после изменения организационно-правовой формы АО "ЛГЭК") была передана ТП-102 (Д.10 ААБ 3 * 50ал), от которой протянута ВЛ-04 кВ (л.д. 80-83 т. 1).
В силу абзаца 2 пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно абзацу 31 статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (пункт 24 Правил N 1178).
Постановлениями Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 55/2 от 28.12.2015 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2016 год" (в редакции от 22.03.2016), N 49 от 30.12.2016 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2017 год" (в редакции от 30.01.2017, от 13.10.2017), N 52/4 от 27.12.2017 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2018 год" (в редакции от 27.12.2017), действовавших на момент составления актов о бездоговорном потреблении электрической энергии, для истца, как сетевой организации был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2016 - 2018 годы.
Таким образом, установив для АО "ЛГЭК" тариф на услуги по передаче электрической энергии, Управление энергетики и тарифов Липецкой области проверило и подтвердило соответствие истца критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, и присвоило статус "сетевой организации".
Представленными доказательствами подтверждается правомерность проведения АО "ЛГЭК" как сетевой организацией проверки в отношении ООО "Рубин", с последующим составлением актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности).
Доводы заявителя кассационной жалобы о предоставлении истцом ненадлежащих доказательств безучетного потребления электроэнергии были предметом исследования и оценки судов двух инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно п. 192 указанных Основных положений N 442 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В силу пункта 193 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Поскольку между потребителем обществом "Рубин" и энергоснабжающей организацией обществом "ЛГЭК" не заключен договор энергоснабжения, то сетевая организация не обязана была уведомлять о предстоящей проверке самовольно подключившегося потребителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о проведении проверки и составлении актов о бездоговорном потреблении электрической энергии (мощности) N 169 от 02.09.2017, N 17 от 16.03.2018, N 24 от 18.04.2018 в соответствии с п.п. 192, 193 Основных положений N 442.
Более того, постановлением мирового судьи судебного участка N 26 Октябрьского судебного участка г. Липецка от 09.06.2018 по делу N 5-301/18, оставленным без изменения решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 20.07.2018, ООО "Рубин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ, за самовольное подключение к электрическим сетям автомобильной лавки "Молочные продукты" (марка "Газель", государственный регистрационный номер М044ВУ48), расположенной около остановки общественного транспорта "Улица Юных натуралистов" г. Липецка. Одним из доказательств вины ответчика в совершении правонарушения явился акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (мощности) N 17 от 16.03.2018.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Факт принадлежности ООО "Рубин" на дату проведения проверок автомобильной лавки "Молочные продукты" ответчик не оспаривал. Крое того, данный факт был установлен при рассмотрении дела N А36-8112/2017, доказательств, опровергающих зафиксированное в акте нарушение, не представлено, в установленном законом порядке акты не оспорены, доказательств признания спорных актов незаконным в установленном порядке не представлено.
Таким образом, по результатам изучения актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) N 169 от 02.09.2017, N 17 от 16.03.2018, N 24 от 18.04.2018, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом видеозаписей и свидетельских показаний данные акты могут быть приняты в качестве допустимых доказательств бездоговорного потребления.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерности расчета стоимости бездоговорно потребленной электроэнергии отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 84 Основных положений N 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
В п. 196 Основных положений N 442 предусмотрено, что объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
Проверив представленный истцом расчет бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии, суды обоснованно признали его соответствующим действующему законодательству. Ответчиком контррасчет в опровержение расчета не представлен (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Доводы ответчика об отсутствии факта внедоговорного потребления правомерно отклонены судами, поскольку доказательств, опровергающих бездоговорное потребление, ответчик в материалы дела не представил, объективность установленных в актах обстоятельств не оспорил.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ в их совокупности, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с потребителя в пользу энергоснабжающей организации 299 432 руб. 15 коп. стоимости бездоговорного потребления электроэнергии за периоды с 03.09.2017 по 16.03.2018, с 17.03.2018 по 18.04.2018.
Аналогичные обстоятельства о бездоговорном потреблении электрической энергии в отношении общество "Рубин" установлены также в ходе рассмотрения дела N А36-180/2019. Судебные акты по данному делу вступили в законную силу.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ окружному суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных акта не выявлено, окружной суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
В связи с предоставлением ООО "Рубин" отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А36-12122/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Рубин" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291-2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о проведении проверки и составлении актов о бездоговорном потреблении электрической энергии (мощности) N 169 от 02.09.2017, N 17 от 16.03.2018, N 24 от 18.04.2018 в соответствии с п.п. 192, 193 Основных положений N 442.
Более того, постановлением мирового судьи судебного участка N 26 Октябрьского судебного участка г. Липецка от 09.06.2018 по делу N 5-301/18, оставленным без изменения решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 20.07.2018, ООО "Рубин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ, за самовольное подключение к электрическим сетям автомобильной лавки "Молочные продукты" (марка "Газель", государственный регистрационный номер М044ВУ48), расположенной около остановки общественного транспорта "Улица Юных натуралистов" г. Липецка. Одним из доказательств вины ответчика в совершении правонарушения явился акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (мощности) N 17 от 16.03.2018."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2020 г. N Ф10-178/20 по делу N А36-12122/2018