г.Калуга |
|
4 марта 2020 г. |
Дело N А14-8503/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Аква-Союз" (ОГРН 1113668031399, ИНН 3625011731, ул.Ю.Фучика, д.1-Б, оф.1, рабочий поселок Рамонь, Рамонский район, Воронежская область, 396020) -- Лыжина С.В. (дов. от 30.12.2019, диплом),
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (ОГРН 1123668030232, ИНН 3664120043, ул. Плехановская, д.53, г.Воронеж, 394026) - Сукмановой Л.И. (дов. от 17.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква-Союз" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу N А14-8503/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аква-Союз" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными приказа Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент) от 12 января 2018 года N 6 и решения от 9 января 2018 года, восстановлении лицензии на право пользования недрами ВРЖ 80065 ТР и восстановлении права пользования недрами в соответствии с лицензией (с учетом уточнений).
Решением суда от 29 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, выводы судов считает ошибочными, поскольку основаны на неправильно установленных фактических обстоятельствах спора.
В дополнении к кассационной жалобе общество указывает на нарушение департаментом Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315), в части срока принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.
В отзыве на кассационную жалобу департамент считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы общества были предметом проверки и правовой оценки судов, не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и департамента, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, департаментом 19.09.2012 выдана ООО "Аква-Союз" лицензия на пользование недрами серия ВРЖ N 80065 вид ТР со сроком действия до 01.08.2026 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительных песков на Богдановском месторождении (южная часть), участок недр расположен в 0,25 км северо-западнее с.Богданово Рамонского муниципального района Воронежской области. Данная лицензия переоформлена обществу, так как ЗАО "Компания "АВА" является его учредителем и общество создано для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией.
Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования недрами (приложение N 1 к лицензии, далее - Условия).
Решением департамента от 17.11.2016 на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) право пользования недрами, предоставленное ООО "Аква-Союз" в соответствии с лицензией, было приостановлено до момента устранения обществом указанных в уведомлении нарушений.
20.01.2017 обществу было направлено повторное уведомление с информацией о нарушении обществом Условий пользования недрами, установленных лицензией.
Решением от 09.01.2018 в связи с нарушениями пользователем недр существенных условий лицензии, систематическими нарушениями установленных правил пользования недрами Департамент досрочно прекратил обществу право пользования недрами, предоставленное в соответствии с лицензией, и решено аннулировать лицензию. Также в соответствии с данным решением общество обязано провести рекультивацию нарушенных земель в срок до 21.12.2018 и предоставить в департамент оригинал лицензии.
Основанием для принятия решения от 09.01.2018 послужили установленные департаментом нарушения обществом условий пользования недрами:
- не произведена в установленные сроки и в установленном порядке государственная регистрация геологоразведочных работ (до 01.07.2012);
- не подготовлен, не утвержден в установленные сроки и в установленном порядке проект поисково-оценочных работ (до 01.09.2012);
- не приступило в установленные сроки в установленном порядке к выполнению всего комплекса работ по доизучению месторождения полезных ископаемых согласно утвержденному проекту (до 01.09.2012);
- не представлен в департамент отчет о результатах геологоразведочных работ для проведения государственной экспертизы (до 01.02.2013);
- до начала промышленной разработки строительных песков не осуществлен перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности;
- в нарушение условий подпунктов 3.2, 3.3, 3.7 Условий не оформлен горный отвод в уточненных границах в установленные сроки и в установленном порядке;
- в нарушение подпункта 3.8 пункта 3 Условий допустило отклонение уровня добычи полезного ископаемого от установленного лицензией более чем на 25% в 2013, 2015, 2016 годах;
- в нарушение подпунктов 3.9, 3.10 Условий не разрабатывало и не согласовывало (ежегодно) с Управлением Ростехнадзора по Воронежской области планы развития горных работ на текущий год. Согласно пункту 6 Условий пользования недрами соблюдение условий безопасного ведения работ и условий по охране недр и окружающей природной среды являются существенными условиями пользования недрами;
- в соответствии с абзацем 9 пункта 3.2 Условий общество обязано произвести государственную регистрацию геологоразведочных работ.
Приказом Департамента от 12.01.2018 N 6 утверждено решение от 09.01.2018.
Не согласившись с решением Департамента от 09.01.2018 и приказом от 12.01.2018, полагая, что эти акты противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями статей 198,200 АПК РФ, Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 10.05.2012 N 382, статьями 11, 20, 21,22, 23 Закона о недрах, Условиями пользования недрами, являющимися неотъемлимой частью лицензии, пришли к выводу, что оспоренные ненормативные акты приняты уполномоченным органом, который представил надлежащие доказательства тех обстоятельств, на основании которых было решено досрочно прекратить обществу право пользование участком недр.
Суд округа считает выводы судов обоснованными.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Закон о недрах, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами : согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно абзацу 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных, в том числе, пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть 4 статьи 20, статья 50 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела (пункт 2.1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 412-О-О).
Досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998 N 14-П, 30.07.2001 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Уполномоченному органу следует исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения.
Решение о досрочном прекращении лицензии должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватной мерой, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.
Основанием для вынесения оспариваемого решения от 09.01.2018, утвержденного приказом департамента от 12.01.2018, явилось нарушение пользователем недр в течение длительного времени существенных условий лицензии (пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах), в том числе неисполнение обществом указанных в предписании от 06.06.2014 требований (перевод земель из категории сельскохозяйственных в земли промышленности; в случае значительного (более чем на 25%) отклонение от заявленного объема добычи полезного ископаемого внести изменения в условия лицензии; подготовить и представить отчет о результатах геологоразведочных работ для проведения государственной экспертизы), неустранение указанных в уведомлении от 17.11.2016 (исх.N 43-11/5608) нарушений условий пользования недрами и послуживших основанием для приостановления права пользования недрами (решение от 17.11.2016 и приказ от 17.11.2016 N 510), неисполнение повторного уведомления о нарушении условий пользования недрами от 30.01.2017, которое получено генеральным директором общества 20.02.2017.
Кроме того материалами дела подтверждено, что по обращению генерального директора общества от 15.05.2017 срок устранения нарушений, указанных в уведомлении от 30.01.2017, продлен департаментом до 01.10.2017.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно Условиям, являющимся неотъемлимой частью лицензии, недропользователь обязан был приступить к геологическому доизучению юго-восточной части месторождения не позднее 01.07.2012 и в этом же срок произвести государственную регистрацию геологоразведочных работ, а не позднее 01.09.2012 подготовить и утвердить проект поисково-оценочных работ, приступить к выполнению всего комплекса работ по доизучению месторождения полезных ископаемых, согласно утвержденному проекту; не позднее 01.02.2013 недропользователь обязан был завершить геологоразведочные работы, подготовить и представить в управление по экологии и природопользования Воронежской области отчет о результатах геологоразведочных работ для проведения государственной экспертизы.
В силу статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователь обязан обеспечить предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (абзац 1). Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (абзац 2). Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет (абзац 3). Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (абзац 4).
Судами на основании правовой оценки установленных по делу обстоятельств, подтвержденных представленными департаментом доказательствами, которые не опровергнуты обществом, верно установлено, что общество установленные в разделе 3.2 Условий обязанности не исполнены.
Доводы общества о том, что участок недр, предоставленный в пользование, являлся геологически разведанным и не требовалось проведение работ по геологическому изучению недр, обоснованно отклонены судами, поскольку разведанными, но не утвержденными запасами полезных ископаемых, считались запасы строительных песков Богдановского месторождения, тогда как обществу в пользование был предоставлен участок данного месторождения.
Судами установлено, что земельный участок, в пределах которого находится предварительный горный отвод, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, собственник - Рамонский муниципальный район. В связи с этим Условиями пользования недрами была установлена обязанность недропользователя изменить категорию земельного участка.
Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенным для сельскохозяйственного производства, не предполагает осуществление пользования недрами на данном земельном участке, поскольку в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статьи 7,77,78 ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иных целей лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением.
Судами обоснованно отклонены доводы общества о невозможности исполнения обязанности по переводу земельного участка в земли промышленности ввиду отсутствия установленных границ горного отвода, поскольку недропользователь в соответствии с разделом 3.7 Условий в трех месячный срок после разработки и утверждения технического проекта границы горного отвода уточняются в установленном порядке, предварительные границы горного отвода были известны обществу, установлены на плане отвода. Суды приняли во внимание, что заявителем были совершены определенные действия, направленные на перевод земельного участка в земли промышленности, однако, процедура перевода земельного участка из категории сельскохозяйственных земель в иную категорию не завершена, доказательств наличия объективных и непреодолимых препятствий, не позволивших осуществить этот перевод обществом в суд не представлено.
Согласно пункту 3.8 Условий обществу подтвержден уровень добычи полезного ископаемого в объеме 50 тыс. куб. м в год, в случае значительного (более чем на 25%) отклонения от заявленного объема добычи недропользователю необходимо внести соответствующие изменения в Условия.
Вместе с тем, департаментом установлено, а обществом не опровергнуто, что в 2013, 2015 и 2016 годах недропользователь допустил отклонение в объеме добычи полезных ископаемых более чем на 25% от установленного в условиях пользования недрами, указанное отклонение не согласовывалось с уполномоченным органом.
С учетом установленных фактических обстоятельствах спора вывод судов о наличии у департамента оснований для принятия обжалуемых решения и приказа основан на правильном применении норм права. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами нижестоящих инстанций доказательств, что в полномочия суда округа не входит. Вопреки доводам жалобы судебные акты являются мотивированными, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильно примененных нормах права.
Оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило по чеку-ордеру от 26.12.2019 3000 руб. государственной пошлины вместо 1500 руб., в связи с чем 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату генеральному директору общества Коротяеву С.Н. из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу N А14-8503/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить генеральному директору ООО "Аква-Союз" Коротяеву Сергею Николаевичу излишне перечисленную по чеку-ордеру от 26.12.2019 через ПАО Сбербанк ОПЕРУ Центрально-Черноземный банк 9013/189 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенным для сельскохозяйственного производства, не предполагает осуществление пользования недрами на данном земельном участке, поскольку в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статьи 7,77,78 ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2020 г. N Ф10-307/20 по делу N А14-8503/2018