г. Калуга |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А14-25661/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии 05.02.2020 от ответчика Косогоновой Т.В. (доверенность от 13.01.2020), 10.03.2020 от истца Завьяловой З.А. (доверенность от 05.09.2017 N 11-07/533), от ответчика Косогоновой Т.В. (доверенность от 13.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ресурс" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года по делу N А14-25661/2018,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458, ИНН 3663050467, Воронежская обл.; далее - общество "ТНС энерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ресурс" (ОГРН 1153668038853, ИНН 3627028843, Воронежская обл.; далее - общество "Ресурс") о взыскании 44 082,10 руб. задолженности за поставленную в период с 01.03.2018 по 31.07.2018 на общедомовые нужды электроэнергию по договору от 01.01.2017 N 55049 с протоколом согласования разногласий от 17.02.2017 и дополнительным соглашением от 12.11.2018 (далее - договор).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество "Ресурс" просило отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 23 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ТНС энерго Воронеж" возразило против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
При рассмотрении кассационной жалобы суд отложил судебное разбирательство.
После отложения судебное разбирательство возобновлено в том же составе суда.
Общество "Ресурс" представило контррасчет.
Общество "ТНС энерго Воронеж" представило пояснения по объему индивидуального потребления.
В судебном заседании представители общества "Ресурс" и общества "ТНС энерго Воронеж" подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование энергоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию по договору.
Суды в соответствии со ст.ст. 424, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 36, 40, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п.п. 2, 4, 9, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), признали обязанным управляющую организацию оплатить энергоснабжающей организации задолженность за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию по договору.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора в период с 01.03.2018 по 31.07.2018 энергоснабжающая организация общество "ТНС энерго Воронеж" поставило в находящиеся в управлении управляющей организации общества "Ресурс" многоквартирные дома на общедомовые нужды электроэнергию стоимостью 102 914,80 руб., управляющая организация приняла ее и частично оплатила (акты приема-передачи, т. 1 л. 127-131; платежные поручения, т. 1 л. 201-207, 232-236).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании задолженности при отсутствии у него статуса исполнителя коммунальных услуг основан на ошибочном толковании норм права.
Как следует из п. 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), п. 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из толкования указанных норм в совокупности следует, что собственники выбирают управляющую организацию для управления общим имуществом в многоквартирном доме, в связи с чем последняя обязана управлять общим имуществом, в том числе заключая договоры энергоснабжения на общедомовые нужды, и является исполнителем.
При этом согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действующей в спорный период, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Вместе с тем, исходя из п.п. 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, независимо от наличия решения собственников о порядке расчетов за коммунальные услуги непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, заключенных между собственниками и ресурсоснабжающей организацией договоров энергоснабжения, управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В связи с внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" изменениями в законодательство Российской Федерации с 01.01.2017 потребитель возмещает управляющей организации расходы на оплату коммунальных ресурсов, поставленных на общедомовые нужды, в составе платы за содержание жилого помещения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-825 по делу N А68-1080/2014, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, однако исполнитель коммунальных услуг продолжает оставаться стороной в отношениях с ресурсоснабжающей организацией и, как следствие, лицом, обязанным оплачивать стоимость поставленных ресурсов.
Поскольку собственники выбрали в качестве управляющей организации общество УК "Ресурс", которая заключила с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения для содержания общего имущества, то суды правомерно признали обязанной управляющую организацию оплатить поставленную на общедомовые нужды электроэнергию.
Также отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном принятии расчета объема поставленной в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Воронежская обл., г. Россошь, ул. Пролетарская, д. 120, электроэнергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пп. "а" п. 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В п. 6.11 договора стороны согласовали аналогичный порядок определения объема подлежащей оплате управляющей организацией потребителю электроэнергии.
Согласно пп. "д" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию не позднее 26-го числа расчетного месяца.
В п. 6.14 договора стороны согласовали обязанность управляющей организации снимать и передавать энергоснабжающей организации показания приборов учета по всем точкам поставки, в том числе в жилые и нежилые помещения, ежемесячно до первого числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, управляющая организация несет ответственность за достоверность сведений о показаниях приборов учета.
Ответчик представил в материалы дела письма о передаче энергоснабжающей организации показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии (письма, т. 1 л. 277-231).
В обоснование объема поставленной в спорный период электроэнергии истец представил в материалы дела ведомости снятия показаний и электропотребления (т. 1 л. 14-70, 132-146).
Доводы заявителя кассационной жалобы о не принятии во внимание судами доводов ответчика о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Воронежская обл., г. Россошь, ул. Пролетарская, д. 120, является жилым, в отношении которого отсутствуют сведения об общем имуществе, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Согласно п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
При расчете объема и стоимости поставленной в спорный период электроэнергии энергоснабжающая организация руководствовалась представленными управляющей организацией показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, ежемесячно представляемым старшим по спорному многоквартирному дому реестром проживающих, а также сведениями технического паспорта и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о площади общего имущества спорного многоквартирного дома, в то время как управляющая организация не представила доказательств передачи энергоснабжающей организации иных сведений о проживающих в спорном многоквартирном доме и об уменьшении в установленном порядке площади общего имущества спорного многоквартирного дома.
Кроме того, возражения по расчету объема и стоимости поставленной в спорный период электроэнергии ответчик заявил только в апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды проверили расчет истца задолженности, признали его соответствующим действующему законодательству, договору и арифметически верным (расчет, т. 1 л. 11-13, 200).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с потребителя в пользу энергоснабжающей организации 44 082,10 руб. задолженности за поставленную в период с 01.03.2018 по 31.07.2018 электроэнергию по договору.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений гл. 35 АПК РФ не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на оценку доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленные в ст.ст. 286, 287 АПК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года по делу N А14-25661/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пп. "а" п. 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
...
Согласно п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2020 г. N Ф10-49/20 по делу N А14-25661/2018