г.Калуга |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А36-14384/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Е.В.Бессоновой В.И.Смирнова |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы - Емельянова С.Э., представитель по доверенности от 24.12.2019;
от Публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" - Келейникова Е.Ю., представитель по доверенности от 01.01.2020 N ИА-265/2020-ПГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенным путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А36-14384/2018,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" (далее - заявитель, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по Липецкой области, Управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект от 08.10.2018 и обязании Управления Росприроднадзора по Липецкой области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.06.2019 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 вышеуказанное решение арбитражного суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым заявленные требования ПАО "Квадра" удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Центально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обжаловало его в кассационном порядке.
При этом заявитель кассационной жалобы заявил ходатайство о замене заинтересованного лица по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области его правопреемником - Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, так как на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 N 285 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области реорганизовано с передачей полномочий указанного лица Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ПАО "Квадра" осуществляет пользование водным объектом река Сосна (АЗО/ДОН/1608/38,5 км от устья) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 22.11.2013 N 48-05.01.01.002-Р-РСВХ-С-20В-00155/00 сроком действия до 21.10.2018.
В процессе осуществления производственной деятельности структурным подразделением ПАО "Квадра" - "Производственное подразделение Елецкая ТЭЦ" сброс сточных вод в реку Сосна осуществлялся на основании разрешения от 25.12.2013 N С21131005 сроком действия до 21.10.2018, выданного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области.
Для целей получения разрешения на сброс сточных вод на новый срок приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.01.2018 N 5 ПАО "Квадра" утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС) в процессе осуществления производственной деятельности вышеуказанным структурным подразделением на период до 17.01.2023.
Для решения вопроса о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект N ВВ-310/10348 на новый срок 07.09.2018 общество обратилось в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с соответствующим заявлением.
Письмом от 08.10.2018 N 4184 Управление отказало заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения.
Как следует из содержания указанного письма, основанием для отказа в выдаче заявителю испрашиваемого разрешения послужили следующие выводы контролирующего органа: представленные обществом материалы содержат искаженные сведения или недостоверную информация в части указания места нахождения отдельных производственных площадок; в рамках проводимых проверок за период деятельности 1-3 кварталы 2018 г., связанной со сбросом сточных вод в водный объект, контролирующим органом выявлено превышение обществом нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект - р. Сосна, установленных приказом Донского бассейнового водного управления от 17.01.2018 N 5.
Признавая указанное решение Управления Росприроднадзора недействительным, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что результаты проверок, проводимых контролирующим органом на предмет установления перечня и количества загрязняющих веществ, сбрасываемых ПАО "Квадра" в реку Сосна в период 1-3 кварталов 2018 года, подлежали сопоставлению с нормативами, установленными в Приложении N 1 к разрешению на сброс загрязняющих веществ от 25.12.2013 N С21131005, выданного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, сроком действия до 21.10.2018, которые фактически обществом превышены не были.
Выводы суда апелляционной инстанции в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно статье 23.1 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - Регламент), который определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - государственная услуга).
Согласно пункту 14 Регламента при наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
В соответствии с пунктом 25 Регламента основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС является, в том числе выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов.
Как указано выше, в соответствии с требованиями Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения хозяйствующим субъектом нормативов допустимых сбросов, устанавливаются временно разрешенные сбросы, которые допускаются при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды.
При этом наличие возможности либо отсутствие возможности соблюдения хозяйствующим субъектом утвержденных нормативом допустимых сбросов на период действия выдаваемого разрешения на их сброс в водный объект определяется путем установления фактических показателей перечня и количества сбрасываемых вредных веществ, имевших место на период обращения хозяйствующего субъекта с заявлением о выдаче разрешения на сброс вредных веществ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Управлением Росприроднадзора проверки установлено, что фактическое содержание вредных веществ в сбрасываемых ПАО "Квадра" в период 1-3 кварталов 2018 года в реку Сосна сточных водах превышало показатели нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, утвержденных приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.01.2018 N 5.
При этом указанные нормативы допустимого сброса утверждались на период действия испрашиваемого ПАО "Квадра" разрешения на сбросы в пределах утвержденных нормативов.
Учитывая изложенное, Управление Росприроднадзора обоснованно пришло к выводу о том, что у общества отсутствует возможность соблюдения утвержденных нормативов допустимых сбросов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, лимиты на сбросы вредных веществ в водный объект ПАО "Квадра" не устанавливались, план мероприятий по охране окружающей среды обществом не разрабатывался.
В соответствии с требованиями вышеуказанных норм действующего законодательства изложенные обстоятельства служили основанием для принятия Управлением Росприроднадзора решения об отказе ПАО "Квадра" в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ПАО "Квадра" о признании недействительным вышеуказанного решения контролирующего органа.
Как указано выше, вторым основанием для отказа обществу в выдаче испрашиваемого разрешения послужили выводы контролирующего органа о представлении заявителем материалов, содержащих искаженные сведения и недостоверную информацию в части указания места нахождения отдельных производственных площадок, при эксплуатации которых осуществляется сброс вредных веществ в водный объект.
Выводы Управления Росприроднадзора арбитражным судом первой инстанции в этой части признаны обоснованными.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, выводы контролирующего органа о неточности указания обществом места нахождения отдельных производственных площадок основаны на сведениях Донского водного управления Федерального агентства водных ресурсов, определявшего место нахождения данных площадок на основании соответствующих координат измерения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, применяемые Донским водным управлением координаты измерений соответствуют месту нахождения производственных площадок, указанному ПАО "Квадра" при обращении с заявлением о выдаче разрешения на сброс вредных веществ в водный объект.
Изложенное свидетельствует о том, что Управлением Росприроднадзора не обоснованно отказано ПАО "Квадра" в выдаче разрешения по вышеуказанным основаниям.
Вместе с тем, учитывая, что у контролирующего органа имелись и другие обоснованные основания для отказа обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Управления Росприроднадзора об отказе ПАО "Квадра" в выдаче разрешения по основаниям представления заявителем недостоверной информации в части места нахождения производственных площадок не повлекли за собой принятия неправосудного судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое постановление Девятнадцатого арбитражного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А36-14384/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.06.2019 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.