г. Калуга |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А48-6683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Якимова А.А.
судей Смирнова В.И. Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании от:
ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования |
|
Чириковой О.Н. (доверенность от 30.01.2018 N 11, сроком действия 3 года) |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А48-6683/2019,
УСТАНОВИЛ:
Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просила признать решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12.03.2019 N 057/06/29-94/2019 недействительным.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований общественной организации.
По мнению фонда, приведенные в жалобе нормы права свидетельствуют о полной самостоятельной правосубъектности и региональном статусе КОО ООО ВОИ, соответственно, предоставление преференций заявителю как общероссийской организации инвалидов в рамках статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) неправомерно, а вывод управления, отраженный в оспариваемом решении, является законным и обоснованным.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыва на кассационную жалобу, Арбитражный суд Центрального округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, государственным заказчиком - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на электронной площадке было объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов Орловской области в 2019 году.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.02.2019 N 0254100000418000230 аукционная комиссия Заказчика допустила к участию в аукционе 6 участников, в том числе КОО ООО "ВОИ".
Победителем аукциона признано КОО ООО ВОИ, предложение о цене контракта которой было наименьшим и составило 3 916 919 рублей 11 копеек.
25.02.2019 КОО ООО ВОИ размещен протокол разногласий к проекту контракта, а также приложены: письмо КОО ООО ВОИ о предоставлении преимущества в соответствии с положением статьи Закона о контрактной системе, письмо ВОИ, подтверждающее, что КОО ООО ВОИ является структурным подразделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", письмо КОО ООО ВОИ о численности инвалидов в организации (99,9%), сканкопия титульного листа и страницы 2 Устава КОО ООО ВОИ, сканкопии свидетельств о регистрации КОО ООО ВОИ.
По результатам рассмотрения обращения победителя закупки УФАС России по Орловской области принято решение от 12.03.2019 N 057/06/29- 94/2019 об отказе в предоставлении преимуществ в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов цены контракта.
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы КОО ООО "ВОИ", последняя обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.
Принимая обжалуемые судебные акты, арбитражные суды пришли к выводу о том, что КОО ООО "ВОИ" является подразделением общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", в связи с чем, антимонопольным органом неправомерно отказано в предоставлении преференций.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
Действие статьи 29 Закона о контрактной системе распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 статьи 29 Закона о контрактной системе).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Согласно письму Всероссийского общества инвалидов от 17.05.2019 N исх.420 Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общества инвалидов" является структурным подразделением ВОИ.
Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская.
Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.
Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" зарегистрирована в качестве юридического лица на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 05.12.2002 N 652-юр, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись 12.11.2003 (ОГРН 1024600004472, ИНН 4629016404).
В соответствии с пунктом 1 Устава КОО ООО ВОИ является областной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", действует на территории Курской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и Программой ВОИ.
При таких обстоятельствах судами был сделан обоснованный вывод о том, что Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов.
Следовательно, на Курскую областную организацию общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" распространяются предоставленные статьей 29 Закона о контрактной системе преференции.
То обстоятельство, что контракт фактически исполнен, не лишает заявителя права на заявление сумм преференций, которых лицо было лишено в связи с неправомерным отказом в их предоставлении.
При таких обстоятельствах требования КОО ООО "Всероссийская организация инвалидов" подлежали удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" неправомерно признана структурным подразделением ВОИ по причине самостоятельной правосубъектности, суд кассационной инстанции отклоняет, т.к. суды признали ее не структурным подразделением в смысле, придаваемом ему статьей 55 ГК РФ, а встроенным в организационную структуру ВОИ лицом (его территориальным подразделением), благодаря которой (в том числе) ВОИ и обретает статус Всероссийской общественной организации инвалидов.
Иные критерии для применения статьи 29 Закона о контрактной системе судами также установлены и не оспариваются фондом и антимонопольным органом.
Таким образом, суд округа соглашается с судебными актами, поскольку несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела не установлено, неправильного применения к этим обстоятельствам норм права не имеется.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов применительно к статье 288 АПК РФ не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А48-6683/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Якимов |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.