город Воронеж |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А48-6683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Курской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ОГРН 1024600004472, ИНН 4629016404, далее - КОО ООО "ВОИ"):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207, далее - УФАС по Орловской области или антимонопольный орган):
от Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607, далее - Орловское РО ФСС России или третье лицо): |
Миськова Л.Н., представитель по доверенности от 28.11.2019 N 167, Дюкарев А.Б., руководитель;
Шмыгина Е.И., представитель по доверенности от 29.09.2019;
Амелина Е.М., представитель по доверенности от 05.12.2019; |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу Орловского регионального отделения ФСС РФ на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019 по делу N А48-6683/2019 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению Курской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" к УФАС по Орловской области о признании недействительным решения от 12.03.2019 N 057/06/29-94/2019,
третье лицо: Орловское региональное отделение ФСС РФ,
УСТАНОВИЛ:
Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением в котором просила признать решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12.03.2019 N 057/06/29-94/2019 недействительным.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019 по делу N А48-6683/2019 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12.03.2019 по делу N 057/06/29-94/2019 о нарушении законодательства о закупках.
Не согласившись с принятым судебным актом, Орловское региональное отделение ФСС РФ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является самостоятельной региональной общественной организацией инвалидов, следовательно, у общества отсутствуют права на получение преференций, установленных статьей 29 Закона о контрактной системе.
В судебном заседании представители КОО ООО "ВОИ" возражали против доводов апелляционной жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 06.12.2019.
После перерыва представитель Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа поддержал правовую позицию подателя жалобы.
Представители КОО ООО "ВОИ" поддержали ранее изложенную правовую позицию.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Государственным заказчиком - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на электронной площадке ООО "РТС - тендер" (http://www.rts-tender.ru) было объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов Орловской области в 2019 году (извещение N 0254100000418000230 от 27.12.2018, т. 1 л.д. 30-36).
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 5 187 972 рублей 60 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.02.2019 N 0254100000418000230 аукционная комиссия Заказчика допустила к участию в аукционе 6 участников, в том числе КОО ООО "ВОИ".
13.02.2019 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0254100000418000230, согласно которому вторые части заявок пяти участников закупки, принявших участие в процедуре торгов, признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, в том числе заявка КОО ООО ВОИ.
Победителем аукциона признано КОО ООО ВОИ, предложение о цене контракта которой было наименьшим и составило 3 916 919 рублей 11 копеек (т.1 л.д. 87-91).
25.02.2019 КОО ООО ВОИ размещен протокол разногласий к проекту контракта N Ф.2019.67179 на ЭТП ООО "РТС - тендер". К проекту контракта также приложены: письмо КОО ООО ВОИ от 25.02.2019 исх N 58 о предоставлении преимущества в соответствии с положением статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; письмо ВОИ от 09.04.2018 г. б/н, подтверждающее, что КОО ООО ВОИ является структурным подразделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"; письмо КОО ООО ВОИ от 24.01.2019 исх. N 24 о численности инвалидов в организации (99,9%); сканкопия титульного листа и страницы 2 Устава КОО ООО ВОИ; сканкопии свидетельств о регистрации КОО ООО ВОИ (т. 1 л.д. 92-100).
По результатам рассмотрения обращения победителя закупки УФАС России по орловской области принято решение от 12.03.2019 N 057/06/29-94/2019 об отказе в предоставлении преимуществ в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов цены контракта (т.1 л.д. 26-29).
Полагая, что указанное решение антимонопольного органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы КОО ООО "ВОИ", последняя обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что КОО ООО "ВОИ" является структурным подразделением общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", в связи с чем антимонопольным органом неправомерно отказано в предоставлении преференций.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Регулирование общественных отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу части 1 статьи 29 Закона N 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
Действие статьи 29 Закона N 44-ФЗ распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 N 24-01-07/9059 и статье 14 Закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы сообщает, что преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.
Материалами дела подтверждается, что КОО ООО ВОИ в уведомлении о соответствии Курской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" необходимым требованиям указывала, в том числе, и на соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ (т. 1 л.д. 101).
Согласно письму Всероссийского общества инвалидов от 17.05.2019 N исх-420 Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общества инвалидов" является структурным подразделением ВОИ (т. 1 л.д. 98-100).
Из письма от 24.01.2019 N 24 следует, что Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является структурным подразделением Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
По состоянию на 01.01.2019 численность членов ВОИ составляет 28 613 человек, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 28584 человек, что составляет 99,90 %.(т. 1 л.д. 95).
Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская.
Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.
Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.
Из Устава ВОИ следует, что структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации.
Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ (статья 16 Устава).
Статьей 17 Устава ВОИ установлено, что в пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ (т. 1 л.д. 113-120).
Таким образом, на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью многоуровневой структуры ВОИ.
Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" зарегистрирована в качестве юридического лица на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 05.12.2002 N 652-юр, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись 12.11.2003 (ОГРН 1024600004472, ИНН 4629016404).
В соответствии с пунктом 1 Устава КОО ООО ВОИ является областной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", действует на территории Курской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и Программой ВОИ (т. 1 л.д. 139).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что Курская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов.
Отнесение КОО ООО "ВОИ" к структурному подразделению общероссийской организации инвалидов исключает возможность отнесения указанной организации к категории региональных общественных организаций инвалидов, под которыми понимаются объединения, действующие в соответствии с уставными целями исключительно в пределах одного субъекта РФ.
Следовательно, на Курскую областную организацию общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" распространяются предоставленные статьей 29 Закона N 44-ФЗ преференции.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15772 по делу N А44-8183/2018.
Апелляционная коллегия находит доводы заявителя о нарушении прав и законных интересов общественной организации оспариваемым решением от 12.03.2019 N 057/06/29-94/2019 обоснованными в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 24 Закона N 44-ФЗ под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
При этом в силу части 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ и пункта 5 Правил предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика от 15.04.2014 N 341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Так, заявителем была предложена наиболее низкая цена - 3 916 919 рублей 11 копеек, в связи с чем, организация была признана победителем аукциона.
19.03.2019 государственным заказчиком с КОО ООО "ВОИ" был заключен контракт на сумму 3 916 919 рублей 11 копеек без учета преференций, в то время как при предоставлении законного преимущества заявителю сумма контракта составила бы 4 504 456 рублей 98 копеек, то есть на 587 537 рублей 87 копеек выше.
То обстоятельство, что контракт фактически исполнен, не лишает заявителя права на компенсацию сумм преференций, которых лицо было лишено в связи с неправомерным отказом в их предоставлении.
При таких обстоятельствах требования КОО ООО "Всероссийская организация инвалидов" подлежали удовлетворению.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Орловского РО ФСС России при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.09.2019 по делу N А48-6683/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловского регионального отделения ФСС РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6683/2019
Истец: КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ" (ВОИ)
Ответчик: ГУ ОРЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области