г.Калуга |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А64-7822/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Стройтраст"; Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова; Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Тамбова Тамбовской области; акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы",
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N 64-7822/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтраст" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Комитету земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А, выраженный в письме от 29.08.2018 N 23-63-22/8; обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Тамбова Тамбовской области и акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019, отказ Комитета выраженный в письме от 29.08.2018 N 23-63-22/8 признан незаконным.
На Комитет возложена обязанность предоставить в собственность ООО "Стройтраст" за плату земельный участок с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А. С Комитета взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
ООО "Стройтраст" письменным отзывом оспорило доводы жалобы.
Судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось определением от 04.02.2020.
Во исполнение определения суда от Комитета и общества поступили дополнительные письменные пояснения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. ООО "Стройтраст" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Обществом и Комитетом 02.02.2015 заключен договор аренды земельного участка N 13, по условиям которого Комитет (арендодатель) передает, а Общество (арендатор) принимает земельный участок с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенном по адресу: Тамбовская обл. г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А для строительства магазина продовольственных и непродовольственных товаров, хозяйственных площадок.
07.06.2017 постановлением Администрации г. Тамбова N 3415 по заявлению Общества был утвержден градостроительный план указанного земельного участка RU68306000-2131, в котором указано на возможность размещения на спорном земельном участке объекта капитального строительства (магазина продовольственных и непродовольственных товаров), отражено отсутствие на спорном участке объектов капитального строительства (п. 3), а также отражены ограничения (обременения), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" и зафиксирован факт наличия на спорном земельном участке охранной зоны сооружения газохимического комплекса.
11.07.2017 Обществом получено разрешение N 68306000-2297-2017 на строительство на спорном земельном участке магазина продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с утвержденной проектной документацией и вышеуказанным ГПЗУ.
21.12.2017 Администрацией города Тамбова Обществу выдано разрешение N 68306000-262-2017 на ввод в эксплуатацию возведенного Обществом на указанном земельном участке магазина продовольственных и непродовольственных товаров.
На земельном участке с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенном по адресу: Тамбовская обл.. г. Тамбов, ул. Мичуринская. 175А, находится объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО "Стройтраст" на праве собственности, а именно: здание, назначение: нежилое здание; площадь: общая 41 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.05.2018.
06.08.2018 ООО "Стройтраст" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 68:29:0210006:1469.
При рассмотрении заявления Комитет установил, что согласно выписке из ЕГРН в пределах испрашиваемого земельного участка помимо нежилого здания с кадастровым номером 68:29:0210006:1487 расположены объекты капитального строительства (инженерные сети): сооружение коммунального хозяйства (кадастровый номер 68:29:0000000:1829, наименование: производственно-технологический комплекс по водоснабжению N 42 в границах улиц Мичуринская, Шлихтера, Карла Маркса, Магистральная; сооружения канализации (кадастровый номер 68:29:0000000:1831 наименование: производственно-технологический комплекс по водоотведению N 7 в границах улиц: бульвар Энтузиастов, Мичуринская, Магистральная; Рылеева), в связи с чем, в письме от 29.08.2018 N 23-63-22/8 Комитетом было предложено Обществу выполнить раздел земельного участка с кадастровым номером 68:29:0210006:1469 для исключения из него земель под поверхностью которых проходят инженерные сети, после чего обратиться в администрацию города Тамбова Тамбовской области с заявлением о предоставлении образованного земельного участка в собственность.
Посчитав отказ от 29.08.2018 N 23-63-22/8 необоснованным, а свои законные права и интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций, в связи с чем признали отказ Комитета незаконным. Одновременно на Комитет возложена обязанность предоставить в собственность ООО "Стройтраст" за плату земельный участок с кадастровым номером 68:29:0210006:1469, общей площадью 405 кв. м, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А.
Суд округа исходит из следующего.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пункт 2 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 39.3 ЗК РФ).
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, упомянутых в части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункт 2 статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, рассматривающий заявление, обязан в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При рассмотрении апелляционной жалобы, коллегией обоснованно истребованы дополнительные документы и установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности ООО "Стройтраст" на нежилое здание по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А (кадастровый номер 68:29:0210006:1487) послужили: разрешение на строительство N 68306000-2297-2017 от 11.07.2017, разрешение на ввод в эксплуатацию от 21.12.2017 N 68306000-262-2017 и договор аренды земельного участка в г. Тамбове от 02.02.2015 N 13. Договор расторгнут 28.01.2018 в связи с окончанием срока его действия.
Коллегий правомерно отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 68:29:0210006:1469 в настоящее время относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Права на земельный участок не оформлены. Информация о границах земельного участка, ограничениях прав и обременениях на земельный участок указаны в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.08.2018 N КУВИ-001/2018-5411659.
Согласно выписке из ЕГРН от 07.08.2018 N КУВИ-001/2018-5411659 в пределах земельного участка с кадастровым номером 68:29:0210006:1469 помимо нежилого здания с кадастровым номером 68:29:0210006:1487 расположены объекты капитального строительства (инженерные сети):
- сооружения коммунального хозяйства (кадастровый номер 68:29:0000000:1829, наименование: производственно-технологический комплекс по водоснабжению N 42 в границах улиц Мичуринская, Шлихтера, Карла Маркса, Магистральная), находящиеся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов;
- сооружения канализации (кадастровый номер 68:29:0000000:1831, наименование: производственно-технологический комплекс по водоотведению N 7 в границах улиц: бульвар Энтузиастов, Мичуринская, Магистральная, Рылеева), находящиеся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок имеет ограничения прав и обременение, указанные в выписке из ЕГРН от 07.08.2018 N КУВИ-001/2018-5411659 в виде зоны с особыми условиями использования территории - охранной зоны сооружения газохимического комплекса (номер ЗОУИТ 68.29.2.83), заключение комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Тамбовской области от 27.08.2018, принимая во внимание местоположение объекта недвижимости на земельном участке, описанное в разделе 5 выписки из ЕГРН от 07.08.2018 N КУВИ001/2018-5406997.
ООО "Стройтраст" обратилось в администрацию города Тамбова Тамбовской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 405 кв. м с кадастровым номером 68:29:0210006:1469 под нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 175А (кадастровый номер 68:29:0210006:1487), представив в уполномоченный орган пакет необходимых для приватизации испрашиваемого земельного участка документов.
В силу пункта 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень включены также подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики); линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки; защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Принимая во внимание приведенные нормы, суды заключили, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных участков у собственников инженерных коммуникаций и, как следствие, признали отказ Комитета в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным.
При этом, суды в качестве способа восстановления нарушенного права обязали Комитет предоставить в собственность ООО "Стройтраст" весь испрашиваемый земельный участок.
Тем не менее, при избрании данного способа защиты нарушенного права суды неправомерно не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Предоставление земельных участков в собственность без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежде всего исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, в связи с чем площадь передаваемого в собственность участка определяется в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 11.9 кодекса.
Исходя из совокупности положений статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 кодекса размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
Следовательно, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью; бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.
Из материалов дела следует, что ООО Стройтраст" просило предоставить ему в собственность земельный участок площадью 405 квадратных метров для размещения объектов торговли, площадь которого составляет всего 41 квадратный метр.
Формирование земельного участка под строительство магазина само по себе автоматически не указывает на необходимость всего участка для эксплуатации здания и о возникновении у собственника здания исключительного права на приобретение в собственность всего земельного участка в границах, определенных при предоставлении земельного участка под строительство.
Тем не менее органом, который отказал в предоставлении спорного земельного участка с предложением о разделе последнего, соответствующие вопросы не рассматривались, оценка им не давалась.
Поскольку установление соответствующих обстоятельств в рамках определения существующего у лица нарушенного права и способа его восстановления относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, это исключает возможность принятия судом округа нового судебного акта по настоящей жалобе.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доказательствам для определения нарушенного права заявителя с учетом возложения на последнего бремени доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка, по результатам данной оценки определить надлежащий способ защиты нарушенного права.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N 64-7822/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Предоставление земельных участков в собственность без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежде всего исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, в связи с чем площадь передаваемого в собственность участка определяется в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 11.9 кодекса.
Исходя из совокупности положений статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 кодекса размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2020 г. N Ф10-6751/19 по делу N А64-7822/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7822/18
09.07.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7822/18
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6751/19
12.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5063/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7822/18