г.Калуга |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А83-74/2019 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 04.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 12.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Толкачевой И.Ю. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от истца: ООО "КРЭЧ-15" |
не явились, извещены надлежаще; |
|
от ответчика: Управления единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым |
не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А83-74/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КРЭЧ-15", ОГРН 1149102180556, ИНН 9108117730 (далее - ООО "КРЭЧ-15") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Управлению единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым, ОГРН 1159102004874, ИНН 9111010473, (далее - Управление единого заказчика) о взыскании 42 585 492,43 руб. задолженности и 4 207 433,30 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Керчи Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 производство по делу в части взыскания с Управления единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым 42 156,31 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом ООО "КРЭЧ-15" от иска в указанной части. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2019 в этой части отменено. В остальной части решение суда изменено. С Управления единого заказчика Администрации города Керчи в пользу ООО "КРЭЧ-15" взыскано 42 585 492,43 руб. задолженности и 4 165 277,59 руб. процентов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, Управление единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2019 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ООО "КРЭЧ-15" просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра. Администрацией города Керчи Республики Крым заявлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без своего участия.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого апелляционного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.11.2016 между Управлением единого заказчика Администрации города Керчи (заказчик) и ООО "КРЭЧ-15" (исполнитель) на основании постановления Совета министров Республики Крым от 08.06.2016 N 255, распоряжения Совета министров Республики Крым от 23.11.2016 N 1486-р, заключен муниципальный контракт N 36-р, по условиям которого исполнитель обязался выполнить мероприятия, связанные с расселением граждан в связи со строительством транспортного перехода через Керченский пролив, в том числе разработать проектно-сметную документацию по объекту "Жилые дома 1.2 в районе микрорайона Нижний Солнечный г.Керчь Республики Крым", в соответствии с заданием на проектирование и выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектно-сметной документацией, графиком производства работ, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы.
В соответствии с п. 2.4 контракта выполнение работ, не предусмотренных настоящим контрактом, рабочей документацией, должны быть письменно согласованы сторонами. При необходимости выполнения дополнительных работ исполнитель обязан до начала выполнения соответствующего вида (объема) работ предоставить заказчику на согласование сметы на соответствующий вид (объем) работ.
В силу п. 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2) общая цена работ составила 172 537 476 руб., в которую входят: проектно-изыскательские работы (включая получение положительного заключения государственной экспертизы); строительно-монтажные работы. Цена работ после определения объема выполненных работ может изменяться в сторону увеличения.
Согласно пункту 3.1 контракта оплата работ осуществляется заказчиком ежемесячно в течение 10 рабочих дней со дня предоставления исполнителем заказчику документов, подтверждающих факт выполнения работ (формы КС-2, КС-3).
При окончательном расчете за выполненные работы исполнитель предоставляет заказчику акт приемки законченного строительством объекта капитального строительства в 5-ти экземплярах, акт сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) в 4-х экземплярах, справку о стоимости выполненных работ (КС- 3) в 4-х экземплярах, полный пакет исполнительной документации, счет-фактуру на выполненные работы или счет при использовании упрощенной системы налогообложения, а также документы, подтверждающие соответствие применяемых материалов и оборудования требованиям действующего законодательства (п. 3.4).
Пунктом 3.7 предусмотрено, что оплата выполненных исполнителем работ производится заказчиком в течение 10 банковских дней при условии надлежащего оформления документов, указанных в п. 3.4 и п. 3.5 контракта.
24.11.2016 Управление единого заказчика Администрации г.Керчи передало ООО "КРЭЧ-15" по акту приема-передачи площадки под строительство: земельные участки с кадастровыми номерами: 90:19:010105:1696 - площадью 10477 кв.м. и 90:19:010105:213 I - площадью 591 кв.м. (виды разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка).
25.11.2016 исполнитель, обнаруживший при передаче строительной площадки под строительство необходимость выполнения работ, неучтенных в технической документации, в том числе: работы по устройству подпорных стен, направил в адрес заказчика сообщение о необходимости согласования выполнения дополнительные работы, без которых невозможно выполнение объема работ, предусмотренных контрактом, а также сметы на дополнительные работы.
01.12.2016 между ООО "КРЭЧ-15" (заказчик) и ООО "Стальпроект" заключен договор N 01-12/2016 на выполнение проектных работ.
02.12.2016 ООО "КРЭЧ-15" направило в адрес заказчика уведомление о предоставлении необходимой технической документации, которая в соответствии с п.п. 4.2, 6.1.2 контракта должна быть предоставлена подрядчику заказчиком для производства работ.
22.12.2016 ООО "КРЭЧ-15" получено положительное заключение государственной экспертизы N 02-1-1-3-0136-16 проектной документации со сметой по объектам капитального строительства: "Жилые дома 1,2 в районе микрорайона Нижний Солнечный, г. Керчь. Республика Крым", выполненное ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя".
30.12.2016 между Администрацией города Керчи и ООО "КРЭЧ-15" были заключены договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Керчь, микрорайон Нижний Солнечный, площадью 10477 м2. (кадастровый номер 90:19:010105:1696) и площадью 591 м2 (кадастровый номер 90:19:010105:3131).
Также 30.12.2016 Службой государственного строительного надзора зарегистрированы декларации ООО "КРЭЧ-15" о начале выполнения строительных работ РК N 08316011514, N 08316011515 на строительство многоквартирных жилых домов N 1, N2, в г. Керчи (район микрорайона Нижний Солнечный).
16.03.2017 Службой государственного строительного надзора зарегистрирована декларация ООО "КРЭЧ-15" о готовности указанных многоэтажных жилых домов N 1, N 2 к эксплуатации РК N 14317012553, РК N 14317012552.
Учитывая, что по инициативе Администрации города Керчи с ООО "КРЭЧ-15" были заключены договоры аренды земельных участков, на которых истцом велось строительство спорных объектов капитального строительства, а также факт получения истцом деклараций о начале выполнения строительных работ и о готовности к эксплуатации вышеуказанных объектов капитального строительства, суд пришел к правильному выводу о том, что ООО "КРЭЧ-15" в данных правоотношениях выступает застройщиком.
Письмом от 18.04.2017 N 781/1 ООО "КРЭЧ-15" направлена на согласование заказчику проектно-сметная документация с учетом принятых изменений в проектной документации, согласованных с ООО "Стальпроект".
Управлением единого заказчика Администрации г.Керчи в связи с изменениями проектной документации, изменением части объемов и видов строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства в адрес ООО "КРЭЧ-15" направлено предложение привести сметную документацию по спорному объекту в соответствии с фактически выполненными работами и провести государственную экспертизу обновленной сметной документации на достоверность определения сметной стоимости.
05.07.2017 истец направил ответчику письмо N 01/07 о согласовании общей сметной стоимости работ на объекте строительства в сумме 276 071 174 руб.
Ответчик письмом от 13.07.2017 N 558124/01-4 сообщил о готовности согласовать общую сметную стоимость объекта строительства "Жилые дома 1,2 в районе микрорайона Нижний Солнечный, г.Керчь, Республика Крым" в размере 276 071 174 руб. для дальнейшего прохождения государственной экспертизы.
Заказчик письмом от 07.07.2017 N 24/01-4/247 просил исполнителя подписать акт приема-передачи законченных строительством двух жилых домов в микрорайоне Нижний Солнечный.
14.07.2017 Администрацией г.Керчи зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты строительства.
25.07.2017 ООО "КРЭЧ-15" получило положительное заключение ГАУ "Государственная экспертиза города Севастополя" о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства: Жилые дома 1, 2 в районе микрорайона Нижний Солнечный г.Керчь, Республика Крым.
Приказом от 04.10.2017 N 103 Управлением единого заказчика Администрации г.Керчи утверждена сметная документация объекта капитального строительства "Жилые дома 1, 2 в районе микрорайона Нижний Солнечный г.Керчь, Республика Крым" общей сметной стоимостью 246 943,05 тыс. руб. со следующими показателями: СМР - 231 360 760 руб., оборудование - 3 317 330 руб., прочие затраты - 12 264 960 руб.
31.08.2017 исполнителем в адрес заказчика были направлены акты приемки выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (КС-3) на общую сумму 172 537 476 руб.; сводный сметный расчет (форма N 1), локальный сметный расчет N ЛС 02-01-01 на сумму 15 035 913 руб.; акты выполненных работ по благоустройству, по наружным сетям водопровода и канализации и справка о выполненных работах на сумму 17 253 747,60 руб., справка о стоимости работ на 10 452 154,70 руб.
Ссылаясь на неисполнение заказчиком требований истца об оплате дополнительных работ на спорных объектах на сумму 42 741 813, 94 руб., без проведения которых выполнение всех работ по контракту было невозможно, ООО "КРЭЧ-15" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 настоящего Кодекса.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (п. 1 ст. 711 ГК РФ).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными
Согласно п. 3, п. 4 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Частью 3 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
С учетом изложенного, требовать оплаты дополнительных работ подрядчик вправе в случае, если их выполнение согласовано с заказчиком, либо при доказанности факта необходимости их выполнения.
Необходимость выполнения истцом дополнительных работ, связанных с устройством подпорных стен для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности общего результата работ по строительству жилых домов для расселения граждан из зоны строительства транспортного перехода через Керченский пролив, а также их оплата согласованы заказчиком, утвердившим приказом от 04.10.2017 N 103 сметную и проектную документацию на спорные объекты капитального строительства с учетом дополнительных видов работ.
Письмами от 19.06.2017 N 24/01-4/207, от 13.07.2017 N 558/24/01-4, направленными заказчиком в адрес исполнителя, заявитель также подтвердил необходимость в спорных работах при строительстве объектов.
Факт выполнения ООО "КРЭЧ-15" согласованных сторонами дополнительных работ по контракту подтверждается актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, составленными в отношении работ, предусмотренных в проекте и смете на дополнительные работы, которые подписаны Управлением единого заказчика Администрации г.Керчи без возражений и замечаний относительно объема, качества и стоимости выполненных работ.
Принятие заказчиком всего комплекса работ по объектам "Жилые дома 1,2 в районе микрорайона Нижний Солнечный, г.Керчь Республики Крым" на общую сумму 172 537 476 руб. (включая дополнительные) подтверждается также актом приема-передачи жилых домов в эксплуатацию, актом приема-передачи квартир, а фактом регистрации Администрацией г.Керчи права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Доказательства, свидетельствующие о наличии неустранимых дефектов в выполненных истцом работах, не позволяющих использовать результат работ по назначению, наряду с доказательствами того, что принятый результат работ не соответствует условиям договора и не имеет потребительской ценности для заказчика, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не были представлены.
Судом установлено, что результат выполненных подрядчиком работ, указанных в актах, используется заказчиком по назначению, что заявителем жалобы также не опровергается.
Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, установив ненадлежащее исполнение заказчиком обязанности по оплате выполненных согласованных дополнительных работ, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования ООО "КРЭЧ-15" о взыскании с ответчика спорной суммы задолженности, а также 4 165 277,59 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ за период с 16.09.2017 по 26.12.2018.
Довод заявителя об отсутствии у заказчика финансирования для завершения расчетов с истцом был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, как не соответствующий положениям действующего законодательства.
Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", отсутствие у управления находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ").
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного апелляционного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого постановления, не установлено.
В связи с окончанием кассационного производства меры, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 06.02.2020 по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2019 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 с момента принятия судом кассационной инстанции настоящего постановления утрачивают силу на основании ч. 4 ст. 283 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А83-74/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", отсутствие у управления находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2020 г. N Ф10-679/20 по делу N А83-74/2019