г.Калуга |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А35-3586/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Платова Н.В. Козелкина И.И. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании
от истца: АО "АтомЭнергоСбыт"
от ответчика: ПАО "МРСК Центра"- "Курскэнерго"
от третьих лиц: ООО "ЖКХ Черемисиновского района" Администрации Льговского района Курской области |
Лазарева М.А. (дов. от 19.03.2018 N 86);
Гордеева Э.В. (дов. от 25.11.2019 N Д-КР/274);
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Курской области от 02.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А35-3586/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, (далее - АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, (далее - ПАО "МРСК Центра"), уточнив его в порядке ст. 49 АПК РФ, об установлении условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от10.04.2014 N 55/2-ОПК/14/4600/03205/14 в соответствии с дополнительным соглашением от 17.07.2018 N 117 в редакции АО "АтомЭнергоСбыт" путем исключения с 01.07.2018 из приложений N 3 и N 4 договора точек поставки ООО "ЖКХ Черемисиновского района" в соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 17.07.2018 N 117 в редакции АО "АтомЭнергоСбыт" (строки с N 8 по N 68 раздела "22.06.2018").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ЖКХ Черемисиновского района", Администрация Льговского района Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.09.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в суд округа с кассационной жалобой (с дополнениями), в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 02.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ПАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
ООО "ЖКХ Черемисиновского района", Администрация Льговского района Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё ответчика, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.04.2014 между ОАО "МРСК Центра", в настоящее время ПАО "МРСК Центра", (исполнитель) и ОАО "АтомЭнергоСбыт", в настоящее время АО "АтомЭнергоСбыт", (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 55/2-ОПК/14 (в редакции протокола урегулирования разногласий от 21.05.2014), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю, или территориальным сетевым организациям (ТСО), а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
В соответствии с п. 6.2 договора вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по договору определен приложением N 1 к договору.
Расчетным периодом является один календарный месяц (п. 6.3).
В соответствии с приложением N 1 к договору заказчик оплачивает фактически оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенные в соответствии с разделом 3 приложения N 1, в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
В приложении N 3 к договору указаны точки поставки потребителей заказчика, максимальная мощность в отношении точек поставки потребителей заказчика, в приложении N 4, N 5.1, N 5.2 - перечень средств измерений электрической энергии и реквизиты согласованного с потребителем расчетного способа учета электрической энергии в точках поставки потребителей.
В перечень точек поставки потребителей и в перечни средств измерений электрической энергии включено также ООО "ЖКХ Черемисиновского района" (водонапорные башни, скважины).
06.02.2018 между АО "АтомЭнергоСбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "ЖКХ Черемисиновского района" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 4630500855, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
В приложении N 1 к договору N 4630500855 согласован перечень точек поставки и средств измерений, в который включены соответствующие водонапорные башни, скважины.
13.06.2018 АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "ЖКХ Черемисиновского района" подписано соглашение о расторжении договора энергоснабжения N 4630500855.
Письмом от 17.07.2018 N 46-01/2520 АО "АтомЭнергоСбыт" направило в адрес ПАО "МРСК Центра" дополнительное соглашение N 117 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2014 N 55/2-ОПК/14/4600/03205/14, с указанием на необходимость исключения из данного договора (приложений N 3, N 4, N 5.1, N 5.2) точек поставки потребителя ООО "ЖКХ Черемисиновского района" (водонапорные башни, скважины).
ПАО "МРСК Центра" направило в адрес АО "АтомЭнергоСбыт" протокол разногласий к дополнительному соглашению N 117 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2014, в котором отказалось от исключения из данного договора точек поставки ООО "ЖКХ Черемисиновского района" (водонапорных башен, скважин) ввиду социальной направленности этих объектов.
Ссылаясь на необоснованный отказ ответчика от исключения точек поставки потребителя ООО "ЖКХ Черемисиновского района" из договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2014, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался следующим.
В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (в том числе услуги энергоснабжения).
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на оптовом и розничном рынке, регулируются главой 30 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Статьей 26 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг, который является публичным.
Согласно п. 15 Правил N 861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрическим сетям.
В силу п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из материалов дела следует, что заявляя о необходимости изменения условий договора от 10.04.2014, в части исключения из него точек поставки ООО "ЖКХ Черемисиновского района", заявитель ссылался на прекращение права безвозмездного пользования ООО "ЖКХ Черемисиновского района" объектами водоснабжения, являющимися муниципальной собственностью.
При этом соответствующие договоры энергоснабжения по данным точкам поставки с муниципальными образованиями АО "АтомЭнергоСбыт" не были заключены, что последним не оспаривается.
В случаях, когда потребитель пользуется услугами (в том числе энергоснабжения), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что между АО "АтомЭнергоСбыт" и собственниками спорных объектов (водонапорных башен и скважин) сложились фактические договорные отношения по поставке электрической энергии.
В соответствии с п. 28 Основных положений N 442 для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами N 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Покупатель, получающий от гарантирующего поставщика электроэнергию, обязан произвести ее оплату, в том числе путем понуждения покупателя к добросовестному исполнению денежного обязательства. Для воздействия на недобросовестного потребителя гарантирующий поставщик вправе ввести режим ограничения потребления электроэнергии и (или) расторгнуть договор энергоснабжения.
В то же время действующее законодательство об электроснабжении содержит положения о специальном правовом регулировании в отношении некоторых потребителей, имеющих задолженность по оплате за электроэнергию.
Порядок и основания введения частичного и (или) полного ограничения потребления электроэнергии, а также действия, совершаемые для реализации данной цели, регламентированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии одним из оснований введения режима ограничения потребления электроэнергии является неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Пунктом 4 Правил ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что ограничение режима электропотребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств вводится по инициативе гарантирующего поставщика на основании его письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, оказывающую услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления.
В соответствии с п. 11 Правил исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что спорные точки поставки, об исключении которых из договора оказания услуг заявлено истцом, находятся в муниципальной собственности и представляют собой водонапорные башни и скважины, используемые для организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, то есть являются объектами, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. В отношении таких объектов предусмотрен особый режим ввода ограничения электропотребления.
В силу п. 16 Правил ограничения режима потребления электрической энергии потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
В соответствии с п. 16(1) Правил ограничения режима потребления электроэнергии потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Согласно п. 10(1) Правил ограничения введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
Учитывая, что в отношении спорных объектов электропотребления мероприятия по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии не были выполнены, уведомления о готовности к введению полного ограничения режима электропотребления истцом в адрес ПАО "МРСК Центра" не направлялись, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о невозможности полностью прекратить энергоснабжение указанных социально-значимых объектов, которые технологически присоединены к сетям ПАО "МРСК Центра", и, следовательно, об обязанности АО "АтомЭнергоСбыт" обеспечивать подачу электроэнергии на указанные объекты.
Учитывая, что доказательства возможности предоставления услуги по передаче электрической энергии до спорных точек поставки в обход сетей истца, АО "АтомЭнергоСбыт" не представлены, суд указал на отсутствие оснований для исключения соответствующих точек поставки из договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2014.
Кроме того, невключение в договор спорных точек поставки в определенный период, равно как и исключение точек поставки из договора, не освобождает сбытовую компанию от оплаты оказанных в соответствующий период услуг по передаче электрической энергии при фактическом принятии электроэнергии объектами, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание особый статус потребителя, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о невозможности исключения из договора оказания услуг по передаче точек поставки ООО "ЖКХ Черемисиновского района", отказав в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя об уведомлении ПАО "МРСК Центра" о расторжении договора энергоснабжения с ООО "ЖКХ Черемисиновского района" в соответствии с п. 126 Основных положений N 442, был предметом оценки арбитражного суда и правильно отклонен, как не соответствующий материалам дела, в которых отсутствуют сведения об уведомлении истцом сетевой организации о дате и времени прекращения снабжения этого абонента электроэнергией.
Довод заявителя о возникновении бездоговорного потребления не принимается во внимание, поскольку предметом настоящего иска являются требования о внесении изменений в договор путем исключения из приложений N N 3, 4 точек поставки - ООО "ЖКХ Черемисиновского района. Возникновение или отсутствие факта бездоговорного потребления электроэнергии, а также взыскание объема бездоговорного потребления не является предметом настоящего иска.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом апелляционном постановлении выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 02.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А35-3586/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Н.В.Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, когда потребитель пользуется услугами (в том числе энергоснабжения), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).
...
В соответствии с п. 28 Основных положений N 442 для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами N 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
...
Порядок и основания введения частичного и (или) полного ограничения потребления электроэнергии, а также действия, совершаемые для реализации данной цели, регламентированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2020 г. N Ф10-656/20 по делу N А35-3586/2019