г.Калуга |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А62-12098/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (214027, г. Смоленск, ул. Котовского, д.2а, ОГРН 1106732008910, ИНН 6732009161) - Шаров Р.В. (дов. N 17 от 21.01.2020), Мовчанюк М.В. (дов. N 28 от 21.02.2020);
от заинтересованного лица: управления Федерального казначейства по Смоленской области (214000, г. Смоленск, ул. Докучаева, д.7, ОГРН 1026701447816, ИНН 6731010703) - Андреенкова О.В. (дов. от 17.02.2020 N 16), Раевская Ю.А. (дов. от 10.01.2020 N 75), Сапарова Т.А. (дов. от 10.01.2020 N 74),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А62-12098/2018,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - управление казначейства, управление) от 12.12.2018 N 63-1.10-12/1.20-4639.
Решением суда от 30.04.2019 оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 решение суда от 30.04.2019 отменено в части признания недействительными пунктов 1, 2 представления, в удовлетворении требований учреждения в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление казначейства просит состоявшиеся судебные акты отменить в части признания недействительным пункта 3 представления, в удовлетворении требований учреждения в этой части отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители управления поддержали доводы кассационной жалобы, представители учреждения - доводы отзыва на жалобу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебные акты обжалуются в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого представления.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 12.09.2018 N 290 управлением в период с 17.09.2018 по 19.10.2018 проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения, итоги которой зафиксированы в акте от 19.10.2018 N 1.20-20/11 (т.1 л.д.14).
Из акта следует, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), абзаца пятого пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922), премия за счет экономии, квартальная премия, начисленная начальнику учреждения, учитывалась в расчете среднего заработка полностью, а не пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде; в связи с неправильным расчетом среднего заработка (включение в него квартальной премии и премии за счет экономии не пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде) излишне начислены и выплачены отпускные 21 сотруднику за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении 4 сотрудникам, за время нахождения в служебной командировке 1 сотруднику, что в денежном выражении составило 23 417,75 руб.
По результатам рассмотрения акта и возражений на него управлением в адрес учреждения внесено представление от 12.12.2018 N 63-1.10-12/1.20-4639, в пункте 3 которого указано вышеназванное нарушение с требованием рассмотреть информацию о выявленном нарушении, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения и проинформировать управление о результатах исполнения в срок до 14.01.2019 (или не позднее 3 дней с даты исполнения представления) - т.1 л.д.16.
Не согласившись с представлением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив, что и квартальные премии и премии за счет экономии были начислены работникам за фактически отработанное время в расчетном периоде и поэтому они правильно полностью включены в средний заработок, суд первой инстанции признал недействительным пункт 3 представления.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подпункт "н").
Согласно абзацу пятому пункта 15 названного Положения, в случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 данного Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно Положению учреждения, утвержденному Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, одним из основных видов деятельности учреждения является начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами.
Согласно пунктам 4.1, 4.3 - 4.5 Положения о порядке выплаты работникам учреждения премиальных выплат по итогам работы (т.2 л.д.104-110) премия за счет экономии лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда, производится по результатам работы за квартал, год после производства всех предусмотренных действующим законодательством и коллективным договорам выплат. Премированию за счет экономии выделенных на оплату труда лимитов бюджетных обязательств подлежат работники, не привлеченные в расчетном периоде (квартале) к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и не имеющие на момент выплаты данной премии неснятых дисциплинарных взысканий, а также проявившие разумную инициативу в процессе работы (в пределах своей компетенции), предупредив при этом финансовые нарушения.
Основанием для выплаты премии является приказ руководителя учреждения, который издается с учетом обоснованного мнения руководителей структурных подразделений, изложенного в представленных заявлениях о премировании работников подразделений; данная премия учитывается в составе среднего заработка.
В соответствии с пунктами 4.6.1 - 4.6.5 Положения об оплате труда работников (приложение N 2 к коллективному договору на период с 2017 по 2019 годы) в целях материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении работниками должностных обязанностей производится выплата премии за счет экономии фонда оплаты труда в пределах утвержденной контрольной суммы фонда оплаты труда по итогам работы за квартал. Основанием для выплаты премии является приказ начальника управления, изданный на основании представленных письменных заявлений начальников структурных подразделений, с указанием конкретного размера премии в рублях; данная премия учитывается в составе среднего заработка и устанавливается с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности (т.2 л.д.178).
Проводившие проверку должностные лица управления казначейства пришли к выводу, что премии гражданскому персоналу учреждения и войсковой части 27918 за квартал и за счет экономии включены в средний заработок не пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.
Однако, из имеющихся в материалах дела заявлений начальников отделов, заместителя начальника учреждения видно, что премии за счет экономии рассчитаны за фактически отработанное время (т.1 л.д. 95-119).
Руководителю учреждения премии выплачивались на основании приказов статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации (т.1 л.д.120-123).
Доказательств того, что эти премии рассчитывались не за фактически отработанное время, не представлено. Представитель управления казначейства в судебном заседании пояснила, что этот факт они не выясняли.
Суды, установив, что премии по итогам работы за квартал и за счет экономии начислялись работникам с учетом фактически отработанного времени и у управления отсутствовали основания для перерасчета премии при определении среднего заработка, признали пункт 3 представления недействительным.
Так как апелляционный суд не согласился с решением суда в части признания пунктов 1, 2 представления недействительными, судебный акт в этой части отменил и в удовлетворении заявления учреждения в этой части отказал, а в части пункта 3 представления оставил судебное решение без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об оставления без изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А62-12098/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.