г.Калуга |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А83-776/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 12.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Жилищно-эксплуатационное объединение" (296000, Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Менделеева, д.1, ОГРН 1149102176300, ИНН 9106007531) - не явились;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д.1) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А83-776/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым "Жилищно-эксплуатационное объединение" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС, управление) от 18.12.2018 по делу N 1473-АД-18, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 30.05.2019 в удовлетворении требования предприятия отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 решение суда отменено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе УФАС просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам по факту исполнения предприятием предписания УФАС.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление ходатайствовало об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечения явки представителя на 12.03.2020 в 12 час. 30 мин.
Учитывая, что явка сторон в суд кассационной инстанции необязательна, в соответствии с положениями части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 24.04.2017 между Администрацией города Красноперекопска Республики Крым (главный распорядитель) и предприятием (получатель субсидии) заключено соглашение о предоставлении из бюджета городского округа Красноперекопск субсидии в размере 29 791 000 руб. с учетом НДС на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 в качестве общежитий (т.3 л.д.135).
22 сентября 2017 г. предприятием на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0575300001717000035 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт общежития по адресу: г. Красноперекопск, мкр.8, д. 11 (ИКЗ 173910600753191060100100280014299243), 09.11.2017 размещены изменения; начальная максимальная цена контракта - 12942030,00 рублей; дата и время окончания подачи заявок: 24.11.2017 23:59; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 28.11.2017; дата проведения аукциона: 01.12.2017.
Согласно протоколу от 29.11.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0575300001717000035 на участие в данном аукционе подано 5 заявок, которые были допущены к участию в аукционе (т.1 л.д.143).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок, отраженным в протоколе от 04.12.2017 подведения итогов электронного аукциона N 0575300001717000035, вторая часть только одной заявки - ООО "Тавридаэнергосервис" (заявка N 6) с предложенной ценой контракта 12 877 319,85 руб. признана соответствующей требованиям аукционной документации, аукцион признан несостоявшимся, контракт заключается с ООО "Тавридаэнергосервис" (т.2 л.д.145).
5 декабря 2017 г. в адрес УФАС поступила жалоба ООО СК "Единство" (заявка N 8) на действия комиссии заказчика при проведении аукциона.
Решением УФАС от 11.12.2017 по делу N 06/4771-17 жалоба ООО СК "Единство" признана необоснованной (п.1); аукционная комиссия заказчика признана нарушившей требования статей 66, 67 Закона о контрактной системе (п.2); заказчик признан нарушившим требования частей 1, 2 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (п.3); заказчику предписано выдать предписание об устранении законодательства о контрактной системе (п.4); должностному лицу УФАС - передать материалы дела N 06/4771-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п.5) - т.1 л.д.15.
На основании пункта 4 решения УФАС выдало предписание от 11.12.2017 по делу N 06/4771-17 (т.1 л.д.23) об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которым предписано:
1. Заказчику, аукционной комиссии заказчика в течение трех рабочих дней со дня размещения данного решения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт):
- отменить протоколы, составленные при проведении аукциона, и разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе и обеспечения заявок на участие в аукционе.
2. Заказчику:
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС от 11.12.2017 по делу N 06/4771-17 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, новую дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и новой дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, новой дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
4. Заказчику, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС от 11.12.2017 по делу N 06/4771-17.
5. Заказчику, оператору электронной площадки в срок до 19.01.2018 исполнить настоящее предписание и представить в УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: HYPERLINK "to82@fas.gov.ru".
Решение и предписание УФАС не оспорены.
Во исполнение предписания УФАС 10.01.2018 в 16:31 предприятие разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru изменение извещения по закупке N 0575300001717000035, согласно которому датой и временем окончания подачи заявок установлено 10.01.2018 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 22.01.2018, дата проведения аукциона в электронной форме - 25.01.208 (т.2 л.д.60).
В тот же день в 16:50 предприятие опубликовало извещение об отмене определения поставщика для закупки N 0575300001717000035 (отмена закупки) на основании решения заказчика от 10.01.2018 (т.2 л.д.24).
Согласно имеющемуся в материалах дела договору от 26.12.2017 N 173910600753191060100120030014399000 предприятие (заказчик) заключило данный договор с ООО "Тавридаэнергосервис" (подрядчик) на выполнение работ по капитальному ремонту общежития, г. Красноперекопск, мкр. 8, д. 11. В силу пункта 2.1 договора цена договора составляет 12 942 030 руб. (т.2 л.д.130).
Установив данное обстоятельство и придя к выводу о неисполнении предприятием предписания от 11.12.207 по делу N 06/4771-18, должностным лицом УФАС 10.12.2018 в присутствии представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении предприятия, по результатам рассмотрения которого 18.12.2018 принято постановление по делу N 1473-АД-18 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб. (т.2 л.д. 9,2).
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ, установив, что порядок привлечения предприятия к административной ответственности управлением соблюден, срок давности не пропущен, суд первой инстанции отказал предприятию в удовлетворении его заявления.
Отменяя решение суда и признавая оспариваемое постановление незаконным и отменяя его, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что предприятие 10.01.2018 полностью исполнило предписание - опубликовало извещение об отмене: протокола рассмотрения заявок на участие в электронной аукционе от 29.11.2017, протокола проведения электронного аукциона от 01.12.2017, протокола подведения итогов аукциона от 04.12.2017, разместило изменение извещения о проведении электронного аукциона и в этот же день опубликовало извещение об отмене определения поставщика (отмене закупки); 18.01.2018 предприятие направило в УФАС информацию об исполнении предписания. Факт заключения предприятием с ООО "Тавридаэнергосервис" договора на выполнение работ по капитальному ремонту общежития не образует состав административного правонарушения по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ, так как договор заключен с единственным поставщиком. Нарушение порядка заключения договора с единственным поставщиком после отмены закупки также не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, так как они противоречат обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судами установлено, что антимонопольный орган полномочен при выявлении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок выдавать предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в силу пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В случае неисполнения выданного предписания антимонопольный орган вправе в соответствии с пунктом 1 части 22, пунктом 4 части 27 статьи 99 Закона N 44-ФЗ (в редакции на дату составления протокола об административном правонарушении) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 данной статьи.
Объективной стороной данного правонарушения являются действия, выразившиеся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа.
Апелляционный суд пришел к выводу об исполнении предприятием предписания УФАС.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда второй инстанции противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Предприятие еще 26.12.2017 заключило договор с ООО "Тавридаэнергосервис" на выполнение работ по капитальному ремонту общежития. А действия предприятия, совершенные 10.01.2018 по опубликованию изменения извещения о проведении электронного аукциона, были осуществлены лишь для создания видимости исполнения предписания, о чем свидетельствует и тот факт, что через 20 минут после опубликования изменения извещения предприятие опубликовало извещение об отмене определения поставщика для закупки N 0575300001717000035 (отмена закупки).
При таких обстоятельствах вывод суда второй инстанции об исполнении предприятием предписания не соответствует обстоятельствам дела.
Поэтому постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, верно установил все обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в удовлетворении заявления предприятия. При этом судом установлено, что процедура привлечения предприятия к административной ответственности управлением соблюдена, срок давности не пропущен, наказание назначено в соответствии с санкцией части 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Поэтому решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А83-776/2019 отменить, решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2019 по этому делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае неисполнения выданного предписания антимонопольный орган вправе в соответствии с пунктом 1 части 22, пунктом 4 части 27 статьи 99 Закона N 44-ФЗ (в редакции на дату составления протокола об административном правонарушении) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 данной статьи.
...
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, верно установил все обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в удовлетворении заявления предприятия. При этом судом установлено, что процедура привлечения предприятия к административной ответственности управлением соблюдена, срок давности не пропущен, наказание назначено в соответствии с санкцией части 7 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2020 г. N Ф10-940/20 по делу N А83-776/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-940/20
23.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2420/19
08.07.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2420/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-776/19