г.Калуга |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А62-1965/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ермакова М.Н., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" (ОГРН 1156733003613, ИНН 6732102675, г.Смоленск) - Прохорова В.А. (директор, выписка из ГРЮЛ от 19.05.2020),
от главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Андреевой Галины Иосифовны (г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019 по делу А62-1965/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписаний главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - Инспекция, ГЖИ Смоленской области) об устранении нарушений норм жилищного законодательства от 23.10.2018 N 1301/37/2018, от 26.12.2018 N 1535/37/2018.
Определением суда от 12.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Андреева Галина Иосифовна.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Смоленской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает доводы общества противоречащими материалам дела, предписания не нарушают прав и законных интересов управляющей организации, просит оставить решение и постановление судов без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа начальника Инспекции от 25.09.2018 N 2796/ИП в отношении общества в период с 26.09.2018 по 23.10.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о раскрытии информации в части предоставления информации по запросам (обращениям) собственника помещения в многоквартирном доме, в ходе которой установлено неисполнение предписания инспекции от 20.08.2018 N 1054/37/2018 в срок до 20.09.2018, так как не предоставлена информация в полном объеме в соответствии с обращениями собственника помещения N 219 в многоквартирном доме N 9А по ул. 12 лет Октября в г. Смоленске.
По результатам внеплановой проверки составлен акт от 23.10.2018 N 2796/37 и обществу выдано предписание от 23.10.2018 N 1301/37/2018, которым предписано в срок до 26.11.2018 представить акты выполненных работ и (или) оказания услуг за 2017 год в соответствии с обращениями собственника помещения в многоквартирном доме N 9А по ул. 12 лет Октября в г. Смоленске (квартира N 219) от 13.06.2018, от 31.05.2018.
В связи с истечением срока, указанного в предписании от 23.10.2010, приказом начальника Инспекции от 28.11.2018 N 3384/ИП в отношении ООО "УК "Дом Сервис С" проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации.
На основании результатов проверки, отраженных в акте от 26.12.2018 N 3384/37, Инспекцией ООО "УК "Дом Сервис С" выдано предписание N 1535/37/2018, которым обществу в срок до 28.01.2019 предписано: предоставить следующую информацию в соответствии с обращениями в адрес собственника помещения в многоквартирном доме N9А по ул. 12 лет Октября в г. Смоленске (квартира N219): п.1. Акты выполненных работ (или) оказания услуг за 2017 год в соответствии с обращениями от 13.06.2018 и 31.05.2018.
Полагая, что предписания Инспекции от 23.10.2018, от 26.12.2018 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В соответствии с пунктом 9 названных Правил сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно- коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр.
В акте, помимо прочего, указываются наименование вида работ (услуг), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги).
При этом, акт составляется между собственниками помещений в многоквартирном доме, являющимися заказчиком выполняемых работ, и лицом, исполнившим работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирного дома N 9А по ул. 12 лет Октября в г. Смоленске от 28.05.2015, от 09.06.2016 собственниками помещений в указанном многоквартирном доме принято решение о выборе совета многоквартирного дома из числа собственников помещений в доме и председателя совета многоквартирного дома из числа членов совета многоквартирного дома. Собственники помещений дома предоставили полномочия совету дома по контролю за выполнением условий договора по управлению многоквартирным домом, выполнением работ и услуг с правом подписания актов сдачи и приемке работ.
Заявления от 31.05.2018 и 13.06.2018 о предоставлении актов выполненных работ и (или) оказанных услуг за 2017 год по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме были направлены председателем совета многоквартирного дома на электронный адрес ООО "Управляющая компания "Дом сервис С": "domservice67@gmail.com", который указан обществом на сайте ГИС ЖКХ в общей информации организации. Обязанность общества по раскрытию данной информации установлена Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения предписаний в рассматриваемом случае явилось нарушение обществом требований части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил N 290, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и, как следствие, ограничило право собственников многоквартирного дома на получение информации о выполненных обществом в 2017 году обязательствах по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ, стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые предписания соответствуют нормам действующего законодательства, права и законные интересы общества не нарушают, требований, не соответствующих нормативным правовым актам, не содержат, а поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассатора о неисполнимости оспоренных в судебном порядке предписаний, поскольку не содержат конкретных указаний и четких формулировок относительно конкретных действий, которые должно совершит общество, отклоняется судом кассационной инстанции, как противоречащие самим предписаниям. А кроме того, данные доводы был предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который их обоснованно отклонил, поскольку формулировка предписаний не вызывает неоднозначного толкования, носит определенный и четки характер, исключающий какую-либо неясность.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, в связи с чем подлежат отклонению. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019 по делу N А62-1965/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.