г.Калуга |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А83-5402/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Егоровой С.Г. Шильненковой М.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца ГУП РК "Черноморнефтегаз" |
|
представитель не явился, извещен, |
||
от ответчика АО"Крымтеплоэлектроцентраль" |
|
представитель не явился, извещен,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Крымтеплоэлектроцентраль" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А83-5402/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - истец, ГУП РФ "Черноморнефтегаз") обратилось с исковым заявлением к Акционерному обществу "Крымтеплоэлектроцентраль" (далее - ответчик, АО "КрымТЭЦ") о взыскании задолженности в размере 2 529 088, 99 руб., пени в размере 311 003,56 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020, исковые требования удовлетворены полностью.
Считая принятые по делу судебные акты незаконными, АО "Крымтеплоэлектроцентраль" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении иска на том основании, что судом не в полной мере выяснены обстоятельства по делу, дана ненадлежащая оценка фактически сложившимся между сторонами правоотношениям, неверно применен пункт 17 Правил поставки газа, в силу которого применение повышающего коэффициента за перерасход природного газа сверх объема, установленного договором, связано с определенным событием, а именно с не согласованием такого перерасхода природного газа с поставщиком.
Заявитель полагает, что определение суммы задолженности за газ с учетом применения повышающего 1,5-кратного коэффициента неправомерно, поскольку судом сделан неверный вывод о том, что неподписание АО "КРЫМТЭЦ" дополнительного соглашения N 1 к Договору N 359 следует расценивать как фактический отказ от согласования объемов потребления природного газа на второе полугодие 2018 года, предложенных ранее, и, как следствие, возможность применения повышающего коэффициента за объем газа, потребленного свыше установленного Договором N 359.
По мнению заявителя жалобы, предварительное согласование перерасхода газа состоялось, поскольку АО "КрымТЭЦ" предварительно уведомило ГУП РК "ЧНГ" соответствующей заявкой о требуемом объеме газа на декабрь 2018 года, отличном от объема, указанного в самом договоре; заявка была принята истцом, объем газа согласован ГУП РК "ЧНГ" и брался за основу при составлении актов приема-передачи газа без подписания какого-либо дополнительного соглашения.
Истец в письменном отзыве на кассационную жалобу с доводами ответчика не согласился, полагая, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, между ГУП РК "Черноморнефтегаз" (Поставщик) и АО "КрымТЭЦ" (Покупатель) 03.07.2018 заключен Договор поставки природного газа N 359, согласно которому поставщик обязуется поставлять с 01.07.2018 по 31.12.2018 покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ горючий природный в соответствии с условиями Договора (пункт 2.1. Договора).
Договорный объем поставки газа на 2 полугодие 2018 года составляет 142 019 тыс. куб. м (пункт 2.2. Договора).
Согласно пункту 2.9. Договора изменение месячных объемов газа, поставляемых по Договору, оформляется письмами и дополнительными соглашениями к Договору, за исключением случаев, предусмотренных Договором и/или законодательством Российской Федерации. Заявка на изменение объемов может быть представлена Покупателем не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа.
Увеличение объемов поставки газа является предметом отдельного согласования сторон и возможно при совокупности следующих условий:
1) отсутствие задолженности Покупателя перед Поставщиком за потребляемый газ в соответствии с условиями п. 6.1 Договора;
2) наличие ресурсов газа у Поставщика;
3) наличие технологических возможностей системы газоснабжения.
Уменьшение объемов поставки газа производится с даты, указанной в заявке, но не ранее даты получения заявки Поставщиком.
При подаче заявки на изменение объемов покупатель указывает номер и дату действующего договора, а также газоиспользующие объекты, точки подключения, по которым корректируется месячный объем.
Пунктом 6.1. Договора предусмотрен порядок оплаты за природный газ.
Обязательства Покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика (пункт 6.4. Договора).
Согласно пункту 7.2 Договора, в случае невыполнения покупателем условий пункта 6.1 Договора, покупатель несет ответственность в виде уплаты Поставщику пени в соответствующем размере.
В нарушение условий договора АО "Крымтеплоэлектроцентраль" свои обязательства по оплате стоимости отобранного газа за декабрь 2018 года в полном объеме не исполнило, в связи с чем истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 26.02.2019 N 27/2/-1322 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения (л.д. 23-26).
Наличие задолженности ответчика перед истцом в сумме 2 529 088,99 руб. послужило основанием для обращения ГУП РК "Черноморнефтегаз" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой и апелляционной инстанций, изучив и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 539, 541, 544, 548 ГК РФ, положениями Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), пришел к выводу, что факт поставки истцом ответчику в декабре 2018 года природного газа объемом 29 964,639 тыс. куб. м на сумму 179 214 384,26 руб.документально подтвержден и ответчиком не оплачен в полном размере, в связи с чем спорная сумма задолженности в размере 2 529 088,99 руб. подлежит взысканию с ответчика.
Ответчик возражал против правомерности применения истцом повышающего коэффициента при определении объема и стоимости поставленного в спорный период газа.
Однако, суд первой и апелляционной инстанции, признал обоснованным и не противоречащим условиям заключенного между сторонами договора поставки природного газа N 359 действия истца по расчету стоимости отпущенного природного газа с учетом повышающего коэффициента, установленного пунктом 17 Правил поставки газа ввиду отсутствия дополнительного соглашения о согласовании дополнительного объема газа, подлежащего поставке в декабре 2018 года.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда законными, обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам исходя из следующего.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В рассматриваемом случае обязательства сторон установлены Договором поставки природного газа N 359 от 03.07.2018.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой газа на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245).
Обжалуя принятые по делу судебные акты, ответчик указал, что истцом неправомерно начислена плата за поставленный газ с применением повышающего коэффициента.
Как установлено судом, письмом N 1576-07 от 13.07.2018 (т. 1, л. 75) АО "КрымТЭЦ" в порядке пункта 2.9 действующего договора N 359 предоставило информацию о плановых объемах потребления обществом природного газа на второе полугодие 2018 года.
При этом в данный объем обществом включен. в том числе, природный газ, необходимый для пусконаладочных работ объекта ПГУ У-120, поставка которого осуществлялась по отдельному договору N 354 от 02.07.2018.
В ответ на указанное письмо истец направил ответчику письмо N 34/02-5501 от 03.10.2018 (т. 1, л. 111) в котором сообщал о возможности осуществление поставки природного газа в объеме, определенном письмом N 1576-07 от 13.07.2018 при условии подписания дополнительного соглашения N 1 к Договору от 03.07.2018 N 359 в соответствии с пунктом 2.9 договора.
Однако, дополнительное соглашение N 1 к Договору от 03.07.2018 N 359 между сторонами не было заключено. Иных доказательств, свидетельствующих об изменении объема поставляемого газа в рамках пункта 2.9. договора от 03.07.2018 N 359, в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом установлено, что определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2018 по делу N А83-1118/2018 утверждено мировое соглашение между ГУП РК "Черноморнефтегаз" и АО "КрымТЭЦ", согласно которому с 01.07.2018 поставка поставщиком природного газа покупателю (по актам приема-передачи природного газа N 7/5 от 31.07.2018, N 7/5/1 от 31.07.2018, N 8/5 от 31.08.2018, N 9/5 от 30.09.2018, N 10/5 от 31.10.2018) осуществлялась по договору поставки природного газа N 359 от 03.07.2018 в определенных в нем объемах.
В пункте 3 Правил поставки газа N 162 определено, что перерасход газа - это отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки; суточная норма поставки газа - среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон; среднесуточная норма поставки газа - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа (пункт 12 Правил поставки газа N 162).
Согласно пункту 13 Правил поставки газа N 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Из содержания пунктов 15, 17 Правил следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре, количестве, стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличаться о той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.
С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа в соответствии с пунктом 17 Правил при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Таким образом, пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок определения объема и оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил поставки газа N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
При этом в иных случаях Правила поставки газа прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил поставки газа N 162 допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил поставки газа N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
С учетом изложенного, суд первой и апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, верно исходил из того, что повышающие коэффициенты, установленные пункте 17 Правил поставки газа N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Учитывая, что факт поставки природного газа в спорный период подтвержден материалами дела, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для взыскания с АО "КрымТЭЦ" задолженности в размере 2 529 088,99 руб.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 26.01.2019 по 08.11.2019 размере 311 003,56 руб.
Однако в части взыскания пени кассационная жалоба доводов не содержит.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При этом доводы заявителя не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а по существу основаны на иной оценке обстоятельств, что не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, а также безусловных оснований, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А83-5402/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил поставки газа N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
При этом в иных случаях Правила поставки газа прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил поставки газа N 162 допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил поставки газа N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
С учетом изложенного, суд первой и апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, верно исходил из того, что повышающие коэффициенты, установленные пункте 17 Правил поставки газа N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2020 г. N Ф10-1479/20 по делу N А83-5402/2019