г.Калуга |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А14-2970/2019 |
Резолютивная часть постановления опубликована 28 мая 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
cудей |
Власова Е.В. Крыжской Л.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании представителей:
от товарищества собственников жилья "Сфера" - председателя правления Офицерова В.И. на основании протокола N 3 от 03.08.2018, Свистова Ю.А. по доверенности от 08.08.2019, Араловой Н.В. по доверенности от 27.05.2019;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа - Гороховой В.В. по доверенности от 06.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сфера" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А14-2970/2019,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Сфера" (далее - ТСЖ "Сфера", Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району города Воронежа (далее - ИФНС по Левобережному району г.Воронежа, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1 от 07.02.2019 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявление ТСЖ "Сфера" было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. На основании определения от 22.04.2019 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанции, ТСЖ "Сфера" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты.
В кассационной жалобе Товарищество ссылается на нарушение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ТСЖ "Сфера" поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель ИФНС по Левобережному району г.Воронежа возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.12.2018 в Инспекцию поступила жалоба о нарушении ТСЖ "Сфера" требований по ведению специального банковского счета. На основании поручения начальника ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа от 10.01.2019 N 3 в присутствии председателя правления Товарищества была проведена проверка соблюдения ТСЖ "Сфера" требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) в части использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.
В акте проверки от 01.02.2019 N 1 нашел отражения факт того, что в нарушение требований Закона N 103-ФЗ ТСЖ "Сфера" в период с 30.01.2018 по 31.12.2018 зачислило денежные средства в размере 5 722 400 рублей, принятые платежным агентом ООО ЕРКЦ "Домостроитель" в качестве платежей от физических лиц за оказанные жилищно-коммунальные услуги на свой банковский счет N 40703810313370108145, который не является специальным банковским счетом.
01.02.2019 должностным лицом Инспекции, на основании установленных обстоятельств, в присутствии представителя Товарищества, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
07.02.2019 начальником ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа в присутствии представителя Товарищества вынесено постановление N 1, которым ТСЖ "Сфера" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Товарищества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривает, в том числе, налоговый орган (часть 1 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются общественные отношения, также регулирующие и использование специальных банковских счетов.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется совершением хотя бы одного из альтернативных деяний, в том числе и неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В соответствии с требованиями части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет.
По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается (часть 19, 20 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Субъектом правонарушения являются банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты.
Товариществом не оспаривались фактические обстоятельства, установленные Инспекцией и отраженные в Акте проверки от 01.02.2019 N 1, а также в протоколе об административном правонарушении, в том числе и зачисление денежных средств в размере 5 722 400 рублей, принятые платежным агентом ООО ЕРКЦ "Домостроитель" в качестве платежей от физических лиц за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет Товарищества.
Свое несогласие с выводами административного органа, ТСЖ "Сфера" выражала лишь в том, что не является платежным агентом и не может быть субъектом вмененного административного правонарушения. При этом, по мнению Товарищества, все платежи осуществлялись в безналичном порядке, в связи с чем требования Закона N 103-ФЗ не применимы.
Как было установлено административным органом, а также нашло свое подтверждение при рассмотрении судами настоящего спора, между ТСЖ "Сфера" (заказчик) и ООО "Единый расчетно-кассовый центр "Домостроитель" (исполнитель) 25.05.2014 в целях приема коммунальных платежей от собственников помещений, заключен договор N 43 по сбору и учету платежей за жилое помещение, согласно которому ООО ЕРКЦ "Домостроитель" обязалось перечислять на счет товарищества платежи, поступившие от собственников или нанимателей жилья в оплату жилищных, коммунальных и других услуг, либо по поручению заказчика на расчетные счета поставщиков услуг.
Денежные средства от платежного агента ООО ЕРКЦ "Домостроитель" как указано в пункте 2.8.5 договора N 43 от 25.05.2014, перечисляются на расчетный счет ТСЖ "Сфера" (поставщика), либо по поручению ТСЖ "Сфера" на расчетные счета поставщиков услуг.
Исходя из сведений по операциям по расчетному счету ТСЖ "Сфера" N 40703810313370108145 в период с 30.01.2018 по 30.07.2018 ООО ЕРКЦ "Домостроитель" были переведены денежные средства в размере 5 812 400 руб. с назначением платежа - "платежи населения по квитанциям".
Решением Левобережного районного суда от 29.04.2019, оставленным без изменения решением Воронежского областного суда от 08.07.2019 председатель правления ТСЖ "Сфера" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за тождественное административное правонарушение.
Суды двух инстанций, с учетом фактических обстоятельств дела, а также руководствуясь положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 4, 8 Закона N 103-ФЗ пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения, поскольку Товарищество в нарушение требований пункта 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, осуществляло расчеты с ООО ЕРКЦ "Домостроитель" по приему денежных средств за коммунальные платежи не на специальный банковский счет, а через расчетный счет.
Доводу кассатора о том, что в силу подпункта 4 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ, положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, отклоняется судом округа, поскольку изначально денежные средства от плательщиков поступают в виде наличных денежных средств.
При этом расчеты между ООО ЕРКЦ "Домостроитель" и ТСЖ "Сфера", являющимся платежным субагентом, не могут быть признаны расчетами, осуществляемыми в безналичном порядке в смысле пункта 4 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ.
Довод ТСЖ "Сфера", о том, что Товарищество не может быть субъектом вмененного правонарушения является несостоятельным и основанным на неверном понимании положений Закона N 103-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.
Под оператором по приему платежей - платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В пункте 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ содержит понятие "поставщик", которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поскольку плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо для целей Закона N 103-ФЗ признается поставщиком услуг.
Как уже было указано выше, в соответствии с частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет.
Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
При таких обстоятельствах ТСЖ "Сфера" является соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным субагентом и может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не установлено обстоятельств, а Товариществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих мер по предупреждению совершения административного правонарушения либо наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые не могли быть предвидены и предотвращены при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в нарушение части 18 статьи 4 Закон N 103-ФЗ ТСЖ "Сфера" получало денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковский счет, не являющийся специальными банковским счетом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами проверена процедура и срок давности привлечения Товарищества к административной ответственности, нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А14-2970/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как уже было указано выше, в соответствии с частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет.
Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
При таких обстоятельствах ТСЖ "Сфера" является соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным субагентом и может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в нарушение части 18 статьи 4 Закон N 103-ФЗ ТСЖ "Сфера" получало денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковский счет, не являющийся специальными банковским счетом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами проверена процедура и срок давности привлечения Товарищества к административной ответственности, нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 мая 2020 г. N Ф10-1151/20 по делу N А14-2970/2019