город Калуга |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А36-12559/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 01.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Леоновой |
судей |
М.М. Нарусова |
|
В.И. Смирнова
|
при участии в заседании: |
|
от истца: Администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области ОГРН 1024800769157 ИНН 4818001450 |
Погонина О.Н. - представитель по доверенности от 10.03.20; |
от ответчика: Акционерное общество "Раненбург-комплекс" ОГРН 1024800767078 ИНН 4818004299 |
Кондрашин А.В. - представитель по доверенности от 09.10.19. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Раненбург-комплекс" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А36-12559/2018,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области (далее - Администрация Чаплыгинского района, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Раненбург-комплекс" (далее - АО "Раненбург-комплекс", ответчик) о взыскании 74 764 руб. 50 коп. задолженности по договору аренды от 12.12.2007 (с учетом уточненных исковых требований).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.06.2019 (судья Тетерева И.В.) исковые требования Администрации Чаплыгинского района удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 (судьи Кораблева Г.Н., Поротиков А.И., Ушакова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, АО "Раненбург-комплекс" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты, принять новый судебный акт.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 01.06.2020 в 11 час. 30 мин.
01.06.2020 в 11 час.30 мин. судебное заседание возобновлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела 12.12.2007 между Администрацией Чаплыгинского района (арендодатель) и ЗАО "Раненбург-комплекс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (невостребованные доли) по адресу: Липецкая область, Чаплыгинский район, с/с Братовский, для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 49,5 га.
Срок аренды земельного участка установлен с 12.12.2007 по 12.11.2008 (пункт 2.1. договора).
Пунктом 8.1. договора аренды земельного участка от 12.12.2007 установлено, что договор аренды участка считается пролонгированным, если по истечении срока действия договора ни одна из сторон не заявила в письменной форме о своем намерении его расторгнуть.
По акту приема-передачи от 12.12.2007 земельный участок передан арендатору в аренду.
В соответствии с пунктами 3.1.-3.4. названного договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями до 25 числа последнего месяца квартала, за 4 квартал - не позднее 15 ноября. Размер арендной платы изменяется ежегодно путем принятия коэффициента для земельных платежей на текущий финансовый год в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В этом случае арендодатель направляет расчет арендной платы арендатору и заключение дополнительного соглашения по пересмотру размера арендной платы не требуется.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка от 12.12.2007 явилось основанием для обращения Администрации Чаплыгинского района в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Доказательств того, что Администрация сельского поселения Братовский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области обращалась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, и приобрела данное право, а право собственности иных участников на указанные доли прекращено в установленном пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ порядке, не имеется, в связи с чем, у Администрации Чаплыгинского района отсутствует право распоряжаться спорным земельным участком, в том числе предоставлять его в аренду для сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем отсутствуют основания для оставления исковых требований Администрации Чаплыгинского района без удовлетворения в связи с отсутствием у Администрации Чаплыгинского района права распоряжаться спорным земельным участком в силу следующего.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2017 по делу N А36-3139/2017 в иске АО "Раненбург-комплекс" к Администрации Чаплыгинского района о признании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (невостребованные доли) от 12.12.2007 ничтожным отказано (статьи 16, 69 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что положения статьи 608 ГК РФ не означают, что в ходе рассмотрения споров, связанных с нарушением арендатором своих обязательств по договору аренды, арендодатель обязан доказать наличие у него права собственности на имущество, переданное в аренду.
В этой связи, суд обоснованно отклонил ссылку ответчика на непривлечение к участию в деле сельского поселения Братовского сельсовета Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, поскольку не отменяет обязанность последнего по внесению платы за пользование земельным участком.
В связи с тем, что земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи без возражений, договор аренды земельного участка от 12.12.2007 подписанный сторонами, земельный участок использовался, что не оспаривается ответчиком, суд обоснованно пришел к выводу о том, что задолженность по внесению арендных платежей подлежит взысканию с арендатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным; формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в установленные договором сроки в согласованной сумме.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Расчет арендной платы за пользование землями сельскохозяйственного назначения произведен на основании решения Управления имущественных и земельных отношений от 28.12.2012 N 3930 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, значений удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов и муниципальных районов, городских округов на территории Липецкой области", решения Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 20.07.2012 N 368, решения Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 13.10.2015 N 12 и составляет за период с 2014 года по 2016 год 74 764 руб. 50 коп.
Доказательств внесения в заявленный период времени арендных платежей не имеется, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности.
Ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности к требованиям истца по оплате задолженности за период 01.01.2014 по 26.03.2016.
Рассмотрев указанное заявление, суд руководствуясь статьями 195, 196, 200, 204 ГК РФ, пунктами 12, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", учитывая, что при исчислении срока исковой давности с 01.01.2014 следует учесть приостановление срока исковой давности на период процедуры претензионного порядка урегулирования спора (пункт 3 статьи 202 ГК РФ), отсутствие оснований для течения исковой давности в период с ноября 2016 года по 03.07.2018 (пункт 1 статьи 204 ГК РФ), удлинение до шести месяцев срока исковой давности с учетом того обстоятельства, что неистекшая часть срока исковой давности при прекращении производства по делу составила менее шести месяцев (пункт 3 статьи 204 ГК РФ), суд пришел к обоснованному выводу, что Администрацией Чаплыгинского района срок исковой давности не пропущен.
Из материалов дела следует, что оспаривая расчет задолженности, АО "Раненбург-комплекс" исходит из установленного статьей 5.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка определения размера арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения - 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно контррасчету ответчика размер задолженности по арендной плате за период со второго по четвертый квартал 2016 года (с учетом срока исковой давности) составляет 5 902 руб. 88 коп.
Суд, проверив расчет ответчика, обоснованно нашел его основанным на неправильном понимании положений статьи 5.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в силу которой земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
В связи с тем, что орган местного самоуправления не обращался в суд с иском о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, а спорный земельный участок не был выделен в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, основания для применения льготного порядка при определении размера арендной платы не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований Администрации Чаплыгинского района.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А36-12559/2018, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что оспаривая расчет задолженности, АО "Раненбург-комплекс" исходит из установленного статьей 5.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка определения размера арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения - 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
...
Суд, проверив расчет ответчика, обоснованно нашел его основанным на неправильном понимании положений статьи 5.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в силу которой земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2020 г. N Ф10-1323/20 по делу N А36-12559/2018