г.Калуга |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А48-4944/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.05.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, пом. 13, г. Орел) - Искоростинской О.А. (директор, выписка из ЕГРЮЛ от 19.05.2020), Федяева В.С. (дов. от 12.10.2018), Болдырева А.И. (дов. от 01.11.2019),
от Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308, пл.Ленина, д.1, г.Орел) - Пензевой М.И. (дов. от 14.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А48-4944/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заявления от 02.07.2019, 09.07.2019), о признании недействительными приказа Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент, лицензирующий орган) от 17.01.2019 N 10 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и уведомления от 17.01.2019 N 62-01-21/32 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, об обязании Департамента переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); об обязании Департамента переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Решением суда от 29.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановлением судов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены нормы материального права, а именно положения подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение N 291), которые содержат требования к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, а не к соискателю лицензии, которым является общество; суды неправомерно ссылаются на Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н (далее- Порядок N 572н), а кроме того пункт 12 данного Порядка носит рекомендательный характер; судами неправильно истолкованы положения Приказа Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121-н, который, по мнению кассатора, допускает получение лицензии на заявленный вид работ (услуг) в амбулаторных условиях, в связи с чем, требования Департамента об организации дневного стационара или стационара неправомерны. Также, общество указывает, что в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность, в связи с чем Департамент обязан был выдать лицензию на осуществление такой деятельности, без указания в приложении к лицензии "спорных" видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, поскольку соискатель лицензии на момент проверки соответствовал всем необходимым требованиям, предъявляемым к медицинским организациям.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент указывает на несостоятельность доводов общества, считает выводы судов законными, основанными на правильно примененных нормах права; настаивает на том, что Порядок N 572н закрепляет стандарты оснащения помещений, необходимых для выполнения работ (услуг) по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования репродуктивных технологий)", Положение N 291 не подразделяет вид работ (услуг) по "акушерству и гинекологии (искусственное прерывание беременности) на подвиды в зависимости от метода искусственного прерывания беременности (медикаментозного или хирургического), судами правильно учтены пункты 107 и 108 Порядка N 572н, применены требования, установленные абзацем 1 подпункта "а" пункта 4 Положения N 291, пункта 5 Порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению, утвержденного приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н (далее - Порядок N 107н).
До рассмотрения в судебном заседании судом округа кассационной жалобы от общества "Клиника Альтаир" посредством системы "Мой арбитр" 18.05.2020 поступили два дополнительных пояснения к ранее поданной кассационной жалобе, подписанные представителем Федяевым В.С. и директором общества Искорской О.А.
С учетом полномочий суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 286 АПК РФ, представленное пояснение, подписанное директором ООО "Клиника Альтаир", с приложением запроса и ответа в БУЗ ООО "Станция скорой медицинской помощи" судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку оно не направлено лицу, участвующему в деле, в соответствии с правилами, установленными частью 3 статьи 277 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судами, общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением от 03.12.2018 о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по: организации здравоохранения и общественному здоровью: терапии;
3) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий); акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; урологии.
Уведомлением от 05.12.2018 N 62-01-21/2579 Департамент сообщил обществу о необходимости в 30ти-дневный срок устранить выявленные нарушения требований, установленных частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, и представить документы, предусмотренные частью 3 данной статьи.
Общество представило в ответ на уведомление документы и 11.12.2018 отделом лицензирования Департамента принято решение о рассмотрении заявления ООО "Клиника Альтаир".
На основании приказа от 11.12.2018 Департаментом проведены внеплановая документарная и выездная проверки общества с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, по результатам которых составлен акт проверки от 17.01.2019.
Проверкой установлено, что обществом не соблюдены:
1) требования пункта "а" пункта 4 Положения N 291в части: наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствуют: помещение малой операционной (манипуляционной), эмбриологическая комната, помещение криохранилища, помещение для сдачи спермы, помещение ординаторской, помещение, выделенное как склад расходных материалов, поскольку в соответствие с приложением N 1 к Порядку N 107н наличие данных помещений является обязательным в структуре Центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий; помещение (договор с иной организацией) врача-психотерапевта (медицинского психолога или психолога);
- отсутствует помещение малой операционной, которое является обязательным помещением при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности в соответствии с Порядком N 572н;
- отсутствует помещение дневного стационара, стационара в соответствии с пунктами 108, 109 приказа Порядка N 572н.
2) требования пункта "б" пункта 4 Положения N 291 в части: наличия принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, а именно:
- необходимого оборудования в соответствии с приложением N 3 Порядка N 107н;
- необходимого оборудования в соответствии с Порядком N 527н при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
- необходимого оборудования кабинета травматологии и ортопедии в соответствии с приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия";
3) требования пункта "д" пункта 4 Положения N 291 в части: наличия заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
4) требований пункта "и" пункта 4 Положения N 291 в части наличия внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
ООО "Клиника "Альтаир" отказано в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по адресу г.Орел, ул.Салтыкова-Щедрина, д.21, пом.13, каб. N N 4,5,8,9,10,11,12,13,16,17 по заявленным видам работ (услуг) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, о чем Департаментом был издан приказ от 17.01.2019 N 10. Основанием к отказу послужили нарушение подпунктов "а", "б", "д", "и" пункта 4 Положения N 291.
Уведомлением об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") от 17.01.2019 года N 62-01-21/32 Департамент уведомил директора ООО "Клиника "Альтаир" об отказе в предоставлении лицензии.
11.02.2019 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением (регистрационный номер ЛО-57-01-001340) о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу сестринскому делу в косметологии;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по: организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
3) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) травматологии и ортопедии ультразвуковой диагностике урологии.
По результатам проверки полноты и достоверности содержащихся в указанном заявлении и документах сведений, в том числе проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, Департаментом принято решение о предоставлении ООО "Клиника "Альтаир" лицензии на осуществление медицинской деятельности.
ООО "Клиника "Альтаир" выдана лицензия ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 на осуществление медицинской деятельности согласно приложению к лицензии.
Общество оспорило в судебном порядке Приказ Департамента об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 17.01.2019 N 10 и уведомление об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 17.01.2019 N 62-01-21/32, заявив также требования об обязании Департамента переоформить выданную лицензию на осуществление медицинской деятельности, включив в приложение к лицензии услуги по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); об обязании Департамента переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что Департаментом верно установлено несоответствие общества, как соискателя лицензии, лицензионным требованиям.
Суд округа не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Таким положением в отношении лицензирования медицинской деятельности является Положение N 291.
Основания отказа в предоставлении лицензии предусмотрены частью 7 статьи 14 Закона о лицензировании, в частности, установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2).
В силу пункта 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, согласно приложению, в который включены работы (услуги), в том числе по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий); акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Из подпунктов "а", "б", "д", "и" пункта 4 Положения N 291 следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: а) наличие зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Судами установлено, следует из материалов проверки, проведенной лицензирующим органом в отношении соискателя лицензии, что несоблюдение лицензионных требований было установлено по следующим видам работ (услуг), которые намеревалось осуществлять общество при получении лицензии на медицинскую деятельность, - при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывая беременности).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, включая соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Таким образом, доводы общества о неприменении подпункта "а" пункта 5 Положения N 291 при рассмотрении настоящего спора отклоняются судом округа ввиду несостоятельности, поскольку спорные положения применяются и к соискателю лицензии в силу прямого указания нормативного акта.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2019).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 291 Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утвердило Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования N 121-н).
Согласно подпунктов 4 и 5 пункта 2 Требований N 121-н при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н и его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
Разделом IX Порядка N 572н установлен порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности.
Согласно пункту 107 Порядка N 572н искусственное прерывание беременности в зависимости от срока беременности, показаний и противопоказаний может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода на основании информированного добровольного согласия женщины. При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные средства, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов.
Прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5 - 2 часов после приема препаратов (пункт 108 Порядка N 572н).
Приложением N 1 к Порядку N 572н установлены правила организации женской консультации, пунктом 12 которого установлена рекомендуемая структура женской консультации, в том числе подпунктом "д" предусмотрено размещение малой операционной, процедурного кабинета, стерлизационной.
Отклоняя доводы кассатора о неправомерности требования Департамента о наличии малой операционной, врача- реаниматолога и т.д., суд округа соглашается с выводом судов о том, что заявленная услуга (работа) по виду "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" не делится на два подвида услуги в зависимости от способа искусственного прерывая беременности. Иного нормативные акты не содержат.
Приказом Минздрава России от 30 августа 2012 г. N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" утверждены основные правила осуществления вспомогательных репродуктивных технологий (далее- ВРТ).
Порядок N 107н регулирует вопросы организации оказания медицинской помощи с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий на территории Российской Федерации, а также противопоказания и ограничения к их применению.
Медицинская помощь с использованием ВРТ пациентам с бесплодием оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
Приложением N 1 к Порядку N 107н утверждено Положение организации деятельности Центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, который создается самостоятельная медицинская организация или структурное подразделение в составе медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия.
Пунктом 8 приложения N 1 Минздрав рекомендовал структуру такого центра (лаборатории, отделения), которой также предусмотрено наличие малой операционной (манипуляционная), помещения для хранения инвентаря; склада расходных материалов.
Как верно указали суды, соискатель лицензии должен соответствовать стандарту оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий.
Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает исключений в части перечня лицензионных требований к медицинским организациям в зависимости от объема выполняемых ими работ (услуг) в составе медицинской деятельности.
Необходимость наличия в штате медицинской организации врача-анестезиолога- реаниматолога по указанным видам услуг :акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) предусмотрено Порядками N 572н и N 107н.
Общество настаивает на том, что Департамент предъявлены в итоге излишние требования к соискателю лицензии.
Суд округа не может согласиться с обществом, так как требования к качеству медицинских услуг направлены на обеспечение основных принципов охраны здоровья, в частности, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи, обеспечение права граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе качественной медицинской помощью (пункты 2 и 6 статьи 4, статьи 18 Федерального закона N 323-ФЗ).
На основании совокупного правового анализа вышеназванных нормативных актов, суды пришли к обоснованному выводу, что Департамент на законных основаниях отказал обществу в предоставлении лицензии, по указанным в заявлении видам деятельности.
Довод общества о том, что Департамент обязан был выдать лицензию на медицинскую деятельность в целом отклоняется судом округа как противоречащий Закону о лицензированию, Положению N 291, поскольку соискатель претендует на получение лицензии только в отношении тех видов работ (услуг), которые он указал в заявлении, расширительному толкованию, лицензирующим органом оно не подлежит а равно как не наделен лицензирующий орган и правом на исключение из заявленных соискателем видов отдельных видов услуг, поскольку к каждому заявленному виду медицинской деятельности установлены соответствующие нормативные требования, а заявление рассматривается в целом.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о том, что оспариваемые приказ и уведомление Департамента не противоречат вышеприведенным нормативным положениям, поскольку Общество не соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии по профилю : оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий). А также Департаментом были установлены иные нарушения требований, которые заявитель также не опроверг.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не являются основанием для отмены решения и постановления судом кассационной инстанции.
Иное толкование кассатором вышеназванных положений нормативных актов не свидетельствует о неправильном применении их судами.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А48-4944/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа не может согласиться с обществом, так как требования к качеству медицинских услуг направлены на обеспечение основных принципов охраны здоровья, в частности, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи, обеспечение права граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе качественной медицинской помощью (пункты 2 и 6 статьи 4, статьи 18 Федерального закона N 323-ФЗ).
...
Довод общества о том, что Департамент обязан был выдать лицензию на медицинскую деятельность в целом отклоняется судом округа как противоречащий Закону о лицензированию, Положению N 291, поскольку соискатель претендует на получение лицензии только в отношении тех видов работ (услуг), которые он указал в заявлении, расширительному толкованию, лицензирующим органом оно не подлежит а равно как не наделен лицензирующий орган и правом на исключение из заявленных соискателем видов отдельных видов услуг, поскольку к каждому заявленному виду медицинской деятельности установлены соответствующие нормативные требования, а заявление рассматривается в целом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2020 г. N Ф10-481/20 по делу N А48-4944/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-481/20
03.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6401/19
27.05.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-481/20
22.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6401/19
29.07.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4944/19