г. Калуга |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А48-12465/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Ключниковой Н.В., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 9 января 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2020 года по делу N А48-12465/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с Администрации Нижнезалегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области (далее - Администрация) финансовых санкций в размере 6 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2018 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2020, в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Управление, не согласившись с выводами судов, подало кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты.
Управление в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц, а впоследствии по истечении установленного срока представил сведения по типу "дополняющие" на тех застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не предоставлялись, применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), является правомерным.
Законность обжалуемых решения и постановления, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.05.2019 Администрация представила в Пенсионный орган дополняющие сведения по форме СЗВ-М за 2018 год в отношении застрахованных лиц.
04.06.2019 Администрация представила в Пенсионный орган дополняющие сведения по форме СЗВ-М за 2018 год.
24.06.2019 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано на непредставление Обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за 2018 года.
На основании этих актов решениями Управления от 22.07.2019 Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок в отношении застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2018 год в виде штрафа в размере 6 500 руб.
Поскольку Администрация в добровольном порядке не уплатила финансовые санкции, Управление направило в его адрес требования об уплате штрафа в размере 6 500 руб.
В связи с неисполнением указанных требований Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд отказал Управлению в удовлетворении иска, основываясь на том, что Администрация самостоятельно устранила ошибки в сведениях индивидуального персонифицированного учета, откорректировав их путем предоставления дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к Администрации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 5); о периодах трудовой деятельности, включаемых в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела судами установлено, что сведения по типу "дополняющая" за 2018 года в отношении застрахованных лиц Администрация представила 28.05.2019, 04.06.2019, самостоятельно выявив ошибку.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Администрацией не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ПФР сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в ПФР сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в ПФР достоверные сведения (уточненные/исправленные), равно как и срок предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая".
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, реализовала свое право на уточнение представленных сведений по форме СЗВ-М за 2018 год, откорректировав их путем направления в Управление дополнительных сведений в отношении всех застрахованных лиц за этот период, что исключает применение к Администрации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход призван стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судами к обстоятельствам настоящего дела, изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, судебные инстанции правомерно отказали Управлению во взыскании с Общества финансовых санкций.
Доводы подателя жалобы, не согласного с произведенной судами правовой оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку каких-либо существенных нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, не усматривается, кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 9 января 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2020 года по делу N А48-12465/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ПФР сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в ПФР сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в ПФР достоверные сведения (уточненные/исправленные), равно как и срок предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая".
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, реализовала свое право на уточнение представленных сведений по форме СЗВ-М за 2018 год, откорректировав их путем направления в Управление дополнительных сведений в отношении всех застрахованных лиц за этот период, что исключает применение к Администрации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2020 г. N Ф10-1701/20 по делу N А48-12465/2019