г.Калуга |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А83-12308/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В.,Стрегелевой Г.А.,
в отсутствие представителей: Министерства сельского хозяйства Республики Крым (ОГРН - 1149102017514; ИНН - 9102012139; ул. Киевская, 81,г. Симферополь, Республика Крым, 295022); общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (ОГРН -1149102071183, ул. Трубенко, 115, с. Цветочное, Белогорский район, Республика Крым, 297624); Управления по вопросам экономики, развития сельхоз производства и сельских территорий Администрации Белогорского района, извещенных надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежда" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А83-12308/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" (далее - ответчик, ООО "НАДЕЖДА", Общество) суммы субсидии в размере 113 600,00 руб. по соглашению N 659-р, 306 190,75 руб. по соглашению N 753-р, 4 768 069,42 руб. по соглашению N 1003-р.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.10.2019, оставленным без изменения Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020, заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. По-прежнему, кассатор полагает, требования о сроках предоставления отчетов относится не к порядку предоставления субсидий, а к контролю за их использованием, поэтому их нарушение не может являться основанием для возврата полученных и использованных по назначению субсидий.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились, предварительно заявив ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) коллегия рассматривает жалобу дела в отсутствие представителей сторон.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) и ООО "НАДЕЖДА" в соответствии с Порядком предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 62 (в редакции на 01.10.2018) (далее - Порядок N 62) и на основании приказа Министерства от 11.10.2018 N 752 "Об утверждении сводных реестров получателей субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства по Республики Крым", заключено Соглашение от 16.10.2018 N 659-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат и связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение N 659-р).
Предметом Соглашения N 659-р является предоставление Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств субсидии из средств бюджета Республики Крым на возмещение части затрат за приобретенное дизельное топливо, использованное на проведение уборки полевых культур урожая 2018 года получателю субсидии ООО "НАДЕЖДА".
В соответствии с условиями Соглашения N 659-р Министерством предоставлена ООО "НАДЕЖДА" субсидия в размере 113 600,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 160667 от 25.10.2018.
Одновременно между Министерством и ООО "НАДЕЖДА" в соответствии с Порядком N 62 (в редакции на 21.11.2018) и на основании приказа Министерства от 05.12.2018 N 936 "Об утверждении сводных реестров получателей субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства по Республики Крым", заключено Соглашение от 10.12.2018 N 1003-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат и связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение N 1003-р).
Предметом Соглашения N 1003-р является предоставление Министерством, как Главным распорядителем бюджетных средств, субсидии из средств бюджета Республики Крым по возмещению части затрат на приобретение семян получателю субсидии ООО "НАДЕЖДА".
В соответствии с Соглашением N 1003-р, Министерством предоставлена ООО "НАДЕЖДА" субсидия в размере 4 768 069,42 рублей, что подтверждается платежным поручением N 616709 от 18.12.2018.
Кроме того, между Министерством и ООО "НАДЕЖДА" в соответствии с Порядком предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 61 (в редакции от 25.09.2018) (далее - Порядок N 61) и на основании приказа Министерства от 17.10.2018 N 777 "Об утверждении сводного реестра получателей субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в части приобретения дизельного топлива", заключено Соглашение от 22.10.2018 N 753-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным 4 учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат и связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение N 753-р).
Предметом Соглашения N753-р является предоставление Министерством, как Главным распорядителем бюджетных средств, субсидии из средств бюджета Республики Крым на возмещение части затрат на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в части приобретения дизельного топлива получателю субсидии ООО "НАДЕЖДА".
На основании приказа Министерства от 22.11.2018 N885 "Об утверждении сводного реестра получателей по неиспользованному остатку субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства по Республики Крым" заключено дополнительное соглашение от 05.12.2018 N1 к Соглашению N 753-р, согласно которому определена окончательная сумма субсидии из средств бюджета Республики Крым на возмещение части затрат на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в части приобретения дизельного топлива получателю субсидии ООО "НАДЕЖДА".
В соответствии с Соглашением N 753-р (с учетом дополнительного соглашения от 05.12.2018 N 1) Министерством предоставлена ООО "НАДЕЖДА" субсидия в размере 306 190,75 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 238226, N 239196 от 02.11.2018, N 598720, N 598725 от 17.12.2018.
Таким образом, в 2018 году ООО "НАДЕЖДА" получило субсидии из средств бюджета Республики Крым в размере 5 187 860,17 рублей.
В соответствии с подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 Соглашений NN 659-р, 753-р, 1003-р получатель субсидии обязуется предоставлять в ГБУ РК "Крымский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса" отчеты о финансово-экономическом состоянии (квартальные - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовые - до 15 марта года, следующего за отчетным годом) и другие отчеты в сроки, установленные Главным распорядителем.
В соответствии с подпунктом 2.1.4. пункта 2.1. раздела 2 Соглашений NN 659-р, 753-р, 1003-р получатель субсидии обязуется обеспечить возврат субсидии в бюджет Республики Крым за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях, порядке и сроки, установленные Порядками N 61, N 62.
Письмом от 13.05.2019 N 279 ГБУ РК "Крымский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса" проинформировало Министерство о том, что отчетов о финансово-экономическом состоянии ООО "НАДЕЖДА" в сроки, указанные в Соглашениях NN 659-р, 753-р, 1003-р не предоставило.
С целью досудебного урегулирования спора Министерством в адрес ООО "НАДЕЖДА" направлены требования от 21.05.2019 N 07/2844-06/1, N 07/2844-06/2, N 07/2844-06/3 о возврате предоставленных субсидий в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения требований. Требования получены ООО "НАДЕЖДА" 28.05.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Поскольку требования Министерства о возврате предоставленных субсидий ООО "НАДЕЖДА" в установленный срок не выполнены, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что принятие обществом в соответствии с подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 Соглашений обязанностей по предоставлению отчетов является одним из условий получения субсидий. Как следствие, нарушение условий предоставления субсидий влечет обязанность обеспечить возврат субсидии в бюджет Республики Крым.
Суд округа исходит из следующего.
Как указано выше, соглашения NN 659-р, 753-р, 1003-р были заключены в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 62 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы" (далее - Порядок N 62), а также в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 61 (в редакции от 25.09.2018) "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным (далее - Порядок N 61).
Пунктами 3.1 разделов 3 Порядков N 61 и N 62 установлено, что сроки и формы представления получателем субсидий отчетности в Министерство, включая отчетность о достижении показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаются в соглашении.
Соответствующими подпунктами 2.1.6 пунктов 2.1 разделов 2 Соглашений NN 659-р, 753-р, 1003-р на получателя субсидии возложена обязанность предоставлять в ГБУ РК "Крымский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса" отчеты о финансово-экономическом состоянии (квартальные - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовые - до 15 марта года, следующего за отчетным годом) и другие отчеты в сроки, установленные Главным распорядителем.
В качестве обоснования заявленных исковых требований Министерство ссылается на непредставление отчетов о финансово-экономическом состоянии ООО "НАДЕЖДА" в сроки, указанные в Соглашениях NN 659-р, 753-р, 1003-р.
Согласно п. 4.1 Порядков Министерство, а также орган государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка ее предоставления.
Согласно п. 4.4. Порядков в случае нарушения получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидий по основаниям, указанным в 4.2-4.4 настоящего Порядка, субсидии подлежат возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем субсидий соответствующего требования. В случае невозврата полученной субсидии в указанный срок субсидии взыскиваются Министерством в судебном порядке.
В силу п. 1, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ).
Согласно п. 1.3. Порядка целями предоставления субсидий являются обеспечение достижения показателей (индикаторов) Государственной программы развития сельского хозяйства, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Крым, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в агропромышленном комплексе.
В качестве оснований возврата субсидии Порядки N 61 и N 62 предусматривают (п. 4.4):
- нарушение получателем субсидии установленных условий, цели и порядка предоставления субсидий (п. 4.2 Порядка);
- недостижение получателем субсидии показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашением (п. 4.3 Порядка).
В подобной ситуации получатель субсидии обязан возвратить излишне полученную субсидию в соответствующей части.
Коллегия обращает внимание, что согласно п.1.2. Соглашений определены показатели результативности использования субсидий. В соответствии с п. 2.1.1. Соглашений с целью получения субсидии Общество обязано предоставить в адрес Министерства документы, перечень которых утвержден Порядком.
Достаточность представленных при получении субсидий документов, достижения показателей результативности Министерством под сомнение не ставится и, как следствие, не является основанием исковых требований Министерства к Обществу.
При этом суды первой и апелляционной инстанции признали доказанными материалами дела доводы Министерства о нарушении обществом порядка предоставления субсидии вследствие нарушения пунктов 3.1 разделов 3 Порядков N 61 и N 62 - не предоставление Министерству отчетов о финансово-экономическом состоянии ООО "НАДЕЖДА" в установленные соглашениями сроки.
Суд округа находит ошибочной позицию Министерства, поддержанную судами первой и апелляционной инстанции, что нарушение указанных пунктов Порядка является нарушением порядка предоставления субсидий (п. 4.2 Порядка).
В частности, условия и порядок предоставления субсидий регламентированы разделами 2 Порядков N 61 и N 62 и определяют перечень документов, предоставляемых получателями субсидий для получения субсидий, а также требования к указанным документам, в том числе по их форме, составу, достоверности.
Общество представило полный пакет документов по установленному перечню, принимая во внимание, что претензий к их составу и достоверности Министерство не предъявляет.
Нарушение Общества состоит в бездействии по отношению к обязанности по последующему представлению отчетности.
Вместе с тем, исходя из системного толкования указанных выше нормативных актов, предоставление отчетности имеет своей задачей способствовать контролю уполномоченным органом за выполнением получателем субсидии показателя результативности ее использования (в рассматриваемом деле - это сохранение уборочной площади сельскохозяйственных культур, приобретение дизельного топлива на проведение агротехнических работ и обеспечение удельного веса площади засеваемой элитными семенами от посевной площади - п. 1.2. Соглашений).
Как обращалось внимание ранее, недостижение результативности предоставления субсидии, установленной соглашением, согласно п. 4.3 Порядков является самостоятельным основанием требования о возврате субсидии в бюджет. Однако, такое основание Министерство не заявляет, достижение данных показателей результативности - не оспаривает.
Изложенное означает, что, коль скоро не представление отчетности в установленные соглашениями сроки, не является нарушением ни условий, ни порядка предоставления субсидии, и, как следствие, не может служить основанием для применения такой санкции как возврат субсидии, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела верно и в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить решение и постановление судов, и принять новый судебный акт - об отказе по приведенным основаниям в удовлетворении заявления Министерства сельского хозяйства Республики Крым о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" суммы субсидии в размере 113 600,00 руб. по соглашению N 659-р, 306 190,75 руб. по соглашению N 753-р, 4 768 069,42 руб. по соглашению N 1003-р.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А83-12308/2019 отменить, в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Республики Крым отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.