г. Калуга |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А35-6441/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "04" июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Серокуровой У.В. |
судей |
Егоровой С.Г. Елагиной О.К. |
|
|
при участии в заседании:
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представители не явились, извещены надлежаще,
от муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Курска": представители не явились, извещены надлежаще,
от муниципального образования город Курск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" на решение Арбитражного суда Курской области от 24.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А35-6441/2018,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Курска" (далее - МКУ "МФЦ") о взыскании 92637,68 руб. задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по август 2017 года, 18157,39 руб. пени (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование город Курск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - КУМИ г. Курска).
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 принят отказ Фонда капитального ремонта от исковых требований к МКУ "МФЦ", производство по делу в этой части прекращено; исковые требования Фонда капитального ремонта к КУМИ г. Курска удовлетворены частично, с муниципального образования город Курск в лице КУМИ г. Курска в пользу Фонда капитального ремонта взыскано 67537,65 руб. за период с 26.12.2015 по август 2017, в том числе 58810,67 руб. задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт, 8726,98 руб. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Фонд капитального ремонта обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Центрального округа.
В обоснование своей позиции кассатор ссылается на неверное применение к заявленным Фондом капитального ремонта требованиям срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание суда округа не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области".
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 указанного Закона Курской области создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", основными задачами которого в силу статьи 180 ЖК РФ являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
27.12.2013 постановлением Администрации Курской области N 1038-па утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области. В приложении N 3 к программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
В региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Курской области вошли многоквартирные дома, расположенные в г. Курске по адресам: пр-т Ленинского Комсомола, д. 6, ул. Бочарова, д. 6, ул. Ольшанского, д. 43Б, ул. Союзная, д. 63.
Муниципальному образованию город Курск в спорный период на праве собственности принадлежали нежилые помещения, расположенные в указанных домах и указанные в расчете задолженности, представленном истцом.
Ссылаясь на неисполнение КУМИ г. Курска обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с сентября 2014 года по август 2017 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Учитывая, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, была официально опубликована в декабре 2013 года, суд области пришел к выводу о том, что взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться собственниками помещений, начиная с сентября 2014 года. Поскольку с ходатайством о привлечении в качестве соответчика КУМИ г. Курска истец обратился 27.12.2018, суд области посчитал, что задолженность подлежит взысканию с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности с 26.12.2015.
Частично удовлетворяя требования истца, суды двух инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 39 ЖК РФ бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Принимая во внимание, что региональная программа капитального ремонта была опубликована в декабре 2013 года, взносы на капитальный ремонт должны уплачиваться собственниками помещений, начиная с сентября 2014 года.
Постановлениями Администрации Курской области от 15.10.2014 N 655-па, 14.01.2015 N 7-па, 29.11.2016 N 903-па, 30.11.2017 N 972-па были установлены размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области на 2014-2018 г.г.
Истец просил взыскать задолженность по оплате минимальных взносов на капитальный ремонт в сумме 92637,68 руб. с сентября 2014 по август 2017.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено о пропуске Фондом капитального ремонта трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 ГК РФ, к части требований.
Как указали суды двух инстанций, Фонд капитального ремонта мог и должен был узнать о нарушении своего права с момента реализации региональной программы капитального ремонта, в которую вошли многоквартирные дома, расположенные в г. Курске по адресам: пр-т Ленинского Комсомола, д. 61, ул. Бочарова, д. 6, ул. Ольшанского, д. 43Б, ул. Союзная, д. 63, в которых находятся спорные нежилые помещения.
С ходатайством о привлечении КУМИ г. Курска в качестве соответчика Фонд капитального ремонта обратился в суд 27.12.2018.
Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции нашел его обоснованным и пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных в пределах срока исковой давности, с 26.12.2015 по август 2017, что составляет 58810,67 руб.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу части 1 статьи 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в реестр помещений собственника - КУМИ г. Курска, являющихся приложениями к счетам N 771 от 30.11.2014, N 1278 от 31.12.2014, N 39 от 31.01.2015, N 555 от 28.02.2015, N 1145 от 31.03.2015, N 1854 от 30.04.2015, N 4477 от 31.08.2015, N 3137 от 30.06.2015, N 3808 от 31.07.2015, N 2493 от 31.05.2015, N 5239 от 30.09.2015, N 5971 от 31.10.2015, N 6646 от 20.11.2015, N 7309 от 31.12.2015, выставленных Фондом, были включены спорные нежилые помещения.
Как указал сам истец, начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества спорных многоквартирных домов осуществлялось с сентября 2014 года на лицевой счет МКУ "МФЦ", впоследствии был открыт лицевой счет КУМИ г. Курска.
При этом довод истца о начислении взносов на лицевые счета учреждения не может являться основанием для отказа в применении срока исковой давности.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, обладатели помещений на праве оперативного управления обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с даты государственной регистрации.
При этом право собственности на нежилые помещения (ком. 8) площадью 11,9 кв. м, ком. 15 (этаж 2) площадью 35,3 кв. м, ком. 7, 19, 16 (этаж 2) площадью 59,3 кв. м, ком. 10, 11 (этаж 2) площадью 5,9 кв. м, ком. 1-3 (этаж 1) площадью 51,1 кв. м, ком. 1, 2, 12-14, 17 (этаж 2) площадью 72,3 кв. м, ком. 6 (этаж 2) площадью 18,4 кв. м в многоквартирном доме 6 по ул. Бочарова было зарегистрировано 21.07.2015, право собственности на нежилое помещение II площадью 71,6 кв. м в многоквартирном доме 43Б по ул. Ольшанского - 07.08.2014, право собственности на нежилое помещение I площадью 61,7 кв. м в многоквартирном доме 63 по ул. Союзная - 29.08.2014.
Учитывая, что датой государственной регистрации права оперативного управления МКУ "МФЦ" на спорные помещения является ноябрь 2017 года, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления в спорный период, обязанность вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома сохранялась за собственником помещений и данная информация могла быть получена Фондом из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По правилу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости ведется на основе принципа доступности его сведений.
В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
На основании пункта 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.
В связи с этим суды пришли к верному выводу о том, что с 2014 года истец не мог не обладать сведениями о наличии указанных помещений в многоквартирных домах и о том, что именно муниципальное образование город Курск является их собственником.
Суды также приняли во внимание, что в обоснование довода о пропуске Фондом капитального ремонта срока исковой давности в отношении требований о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени КУМИ г. Курска представил в суд первой инстанции распоряжение КУМИ г. Курска от 29.04.2002 N 04/120 "Об использовании имущества муниципальной собственности", в приложении к которому указан перечень муниципального имущества, в том числе по адресам: ул. Союзная, 63; ул. Бочарова, 6; пр. Ленинского Комсомола, 61, ул. Ольшанского, 43Б; распоряжение КУМИ г. Курска от 26.03.2010 N 04/70 "Об использовании имущества муниципальной собственности", из приложения к которому следует, что в состав муниципального имущества входили помещения, расположенные по адресу: ул. Бочарова, 6; пр. Ленинского Комсомола, 61; распоряжение КУМИ г. Курска от 16.07.2014 N 04/420 "Об использовании имущества муниципальной собственности", из которого также следует, что в муниципальной собственности находилось помещение I, расположенное по адресу: Союзная, 63; распоряжение КУМИ г. Курска от 22.07.2015 N 04/263 "Об использовании имущества муниципальной собственности", согласно которому в муниципальной собственности находится имущество, расположенное по адресу: ул. Бочарова, 6, в том числе комнаты N 1, 2, 3 нежилого помещения 1-го этажа, а также комнаты N 1, 2, 12, 13, 14, 17 нежилого помещения 2-го этажа; распоряжение КУМИ г. Курска от 07.04.2015 N 04/111 "О внесении изменений в распоряжения КУМИ г. Курска", в соответствии с которым в муниципальной собственности находится имущество, расположенное по адресу; ул. Ольшанского, 43Б, помещение II, ком. N 11, 12, 14, 15, 16, 21, 22.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Устава города Курска, в систему муниципальных правовых актов города Курска входят постановления и распоряжения администрации города Курска.
КУМИ г. Курска в соответствии с пунктом 1.1. решения Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 43-4-РС является отраслевым органом администрации города Курска с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курска.
Акты, издаваемые комитетом, относятся к муниципальным правовым актам и подлежат опубликованию в муниципальном печатном средстве массовой информации - Курской городской общественно-политической газете "Городские известия". Истец является профессиональной организацией в соответствующей сфере.
Таким образом, с учетом обстоятельств настоящего дела, пункта 1 статьи 200 ГК РФ применение срока исковой давности к требованиям о взыскании задолженности за период с сентября 2014 года по 25.12.2015 является обоснованным. При этом судами учтено, что претензия об уплате задолженности, заявление о выдаче судебного приказа были адресованы МКУ "МФЦ", в связи с чем ссылка истца на положения статей 202, 204 ГК РФ о приостановлении, перерыве срока исковой давности несостоятельна.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в полном размере, не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения обязательства собственника, суды первой и апелляционной инстанции с учетом применения срока исковой давности пришли к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов подлежит удовлетворению в части 58810,67 руб. за период с 26.12.2015 по август 2017 года.
Установив наличие задолженности, суды также удовлетворили требование истца о взыскании пени в сумме 8726,98 руб. на основании статей 329, 330, 332 ГК РФ, статей 155 (пункт 14), 181 (пункт 1) ЖК РФ с учетом правила пункта 1 статьи 207 ГК РФ об истечении срока исковой давности по дополнительным требованиям (в том числе, неустойке) в связи с истечением срока исковой давности по главному требованию. Расчет штрафной санкции не оспаривается в кассационной жалобе.
Ссылка истца на аналогичную правоприменительную практику при рассмотрении дела N А35-1221/2019 отклоняется судебной коллегией суда округа, поскольку в указанном деле судами оценивались иные фактические обстоятельства.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 24.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А35-6441/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
У.В. Серокурова |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акты, издаваемые комитетом, относятся к муниципальным правовым актам и подлежат опубликованию в муниципальном печатном средстве массовой информации - Курской городской общественно-политической газете "Городские известия". Истец является профессиональной организацией в соответствующей сфере.
Таким образом, с учетом обстоятельств настоящего дела, пункта 1 статьи 200 ГК РФ применение срока исковой давности к требованиям о взыскании задолженности за период с сентября 2014 года по 25.12.2015 является обоснованным. При этом судами учтено, что претензия об уплате задолженности, заявление о выдаче судебного приказа были адресованы МКУ "МФЦ", в связи с чем ссылка истца на положения статей 202, 204 ГК РФ о приостановлении, перерыве срока исковой давности несостоятельна.
...
Установив наличие задолженности, суды также удовлетворили требование истца о взыскании пени в сумме 8726,98 руб. на основании статей 329, 330, 332 ГК РФ, статей 155 (пункт 14), 181 (пункт 1) ЖК РФ с учетом правила пункта 1 статьи 207 ГК РФ об истечении срока исковой давности по дополнительным требованиям (в том числе, неустойке) в связи с истечением срока исковой давности по главному требованию. Расчет штрафной санкции не оспаривается в кассационной жалобе."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 июня 2020 г. N Ф10-891/20 по делу N А35-6441/2018