г. Калуга |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А14-11776/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Солодовой Л.В., |
|
Сладкопевцевой Н.Г., |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ООО "МОДЕКС" |
Духанина Ю.О. - представитель по доверенности б/н от 11.07.2019; |
от ответчика -ООО "ВРН_Медиа" |
не явились, извещено надлежаще; |
от третьих лиц - |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВРН_Медиа" (ОГРН 1113668021961, ИНН 3661053462) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А14-11776/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МОДЕКС" (далее - ООО "МОДЕКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "ВРН_Медиа" (далее - ООО "ВРН_Медиа", ответчик) об уменьшении стоимости установленной за работу цены по договору N 28/04-01 от 28.04.2017 на сумму 1 338 149 руб. 26 коп., о взыскании 1 338 149 руб. 26 коп. задолженности по договору N 28/04-01 от 28.04.2017 и пени за просрочку исполнения обязательств по гарантийному ремонту, начиная с 01.06.2018 по день вынесения решения судом, исходя из расчета 1 338 руб. 20 коп. в день. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ветров Сергей Александрович, общество с ограниченной ответственностью "Гамма" (далее - ООО "Гамма").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2019 с ответчика в пользу истца взыскано 1 338 149 руб. 26 коп. соразмерного уменьшения установленной за работу цены, 395 000 руб. расходов на оплату судебной экспертизы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в части удовлетворения исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что на автомобилях истца имеются многочисленные механические повреждения оклеенной поверхности; при осмотре транспортных средств было обнаружено, что имеющиеся повреждении являются явными следами высокого температурного воздействия на оклеенные поверхности, которое могло произойти в результате нагревания брендированной поверхности черной цветовой гаммы в том числе и под воздействием прямых солнечных лучей (в частности, при температуре окружающего воздуха + 24 °C под прямыми солнечными лучами металлические поверхности темного цвета нагреваются примерно до + 75.0 °C). Согласно Приложению N 2 к договору от 28.04.2017, в п. 8 определены случаи, на которые не распространяются гарантийные обязательства, в частности: механические и химические повреждения, попадание щелочных растворов, концентратов, которые могут повредить покрытию; если брендированные части на кузове охлаждаются и нагреваются выше оптимальной нормы от - 30 °C до + 30 °C по Цельсию.
Кассатор указывает на необоснованность выводов экспертов; обращает внимание суда на проведение экспертизы визуальным осмотром транспортных средств и анализа представленной экспертам документации на пленку; экспертами не выяснено какими средствами производилась мойка автомобилей и в каких условиях данная мойка производилась; испытания пленки производилось в испытательной лаборатории, сведения о которой суду не представлены; экспертами привлечено постороннее лицо, сведения о котором также не сообщались суду.
В материалы дела от ООО "МОДЕКС" представлен отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "ВРН_Медиа" и третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Поскольку доводы кассатора касаются обжалования судебных актов в части удовлетворения исковых требований, законность и обоснованность судебных актов проверены применительно к положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в пределах заявленных доводов.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в отзыве на жалобу, с учетом пояснений представителя истца, окружной суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.04.2017 между ООО "ВРН_Медиа" (исполнитель) и ООО "МОДЕКС" (заказчик) был заключен договор оказания услуг N 28/04-01, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по изготовлению, монтажу/демонтажу информационных материалов (далее - ИМ) на наружных боковых поверхностях транспортных средств (далее - ТС) заказчика. Информационные материалы заказчика изготавливаются и монтируются в соответствии с дизайн-макетом, который оформляется и утверждается в виде приложения и является неотъемлемой частью договора. Перечень ТС заказчика, виды работ (услуг) по договору, их стоимость и срок выполнения, а также срок и порядок их оплаты работ (услуг) определяется в приложениях к договору (пункт 1.1. договора).
Согласно приложениям N 1, 2 к договору стоимость демонтажа 1 кв. м пленки под брендирование ТС составляет 70 руб., общая стоимость работ по брендированию (печать на пленке "Poli-print 805", ламинация "DLC LAM 1002", монтаж) составляет 1 734 222 руб.
Временной период выполнения полного объема работ не должен превышать 5 недель (пункт 6 приложения N 2).
Оплата производится в следующем порядке: 70% предоплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 3 банковских дней со дня выставления счета, окончательный расчет в размере 30% производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 3 банковских дней с момента подписания акта выполненных работ на основании выставленного счета (пункты 3, 4 приложения N 2).
Гарантийный срок по брендированию автомобилей под пленку - 1 год. В случае возникновения гарантийного случая заказчик направляет исполнителю соответствующее уведомление с указанием сроков устранения выявленных недостатков (пункты 7, 8 приложения N 2).
Пунктом 8 приложения N 2 установлено право заказчика требовать от исполнителя в случае не исполнения/ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по гарантийному обслуживанию, уплаты пени в размере 1% от стоимости не выполненного объема работ.
В приложениях N 3 и N 4 к договору сторонами определен перечень ТС для брендирования и дизайн брендирования.
Ответчиком в рамках указанного договора были оказаны услуги (выполнены работы) по изготовлению и монтажу информационных материалов на бортах 76 транспортных средств истца.
Выполненные работы (оказанные услуги) приняты истцом по мере исполнения ответчиком работ по актам приема-передачи в период с 05.06.2017 по 18.09.2017. Выполненные работы оплачены в полном объеме.
В рамках гарантийного срока истцом, выявлены следующие недостатки выполненных работ: отслаивание наклеенной пленки с поверхностей транспортных средств; разрыв пленки наклеенной пленки с поверхностей транспортных средств; трещины наклеенной пленки на поверхности транспортных средств; наклеенная пленка сползает (отрывается) кусками, лопается.
24.11.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия в отношении ненадлежащего качества выполненных работ на бортах следующих транспортных средств: Х039АС, М509УА, Т677ТО, О291АС, Е905ХЕ, Н958ХВ, Х291АС, У087АМ, Р435ХО, К113ХМ, Р127ХК, Х517АС.
27.01.2017 ответчиком были проведены работы по устранению выявленных недостатков в отношении информационных материалов на следующих транспортных средствах: Х039АС, О291АС, К113ХМ, Р435ХО, Р127ХК.
Актом осмотра транспортных средств от 22.04.2018 выявлены в отношении информационных материалов на боковых поверхностях транспортных средств Х039АС, О291АС, К113ХМ повторные дефекты: разрыв наклеенной пленки с поверхностей автомобилей; трещины наклеенной пленки с поверхностей автомобилей; сползание (отрывы) наклеенной пленки кусками, а также указано на исправление недостатков.
05.04.2018 истцом в адрес ответчика направлена повторная претензия в отношении 88 транспортных средств. По результатам совместного осмотра, проведенного в период с 18.04.2018 по 28.04.2018 комиссией с участием представителей ООО "МОДЕКС" и директора ООО "ВРН_Медиа", были установлены недостатки выполненных работ в отношении следующих ТС: МАН ШХ (государственный регистрационный номер К 884 УТ 36), МАН ТСХ (государственный регистрационный номер Н 807 ТС 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер С 961 АУ 136), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 964 КО 750), SCANIA G400 (государственный регистрационный номер Р 447 УМ 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер К 879 УТ 36), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 541 АМ 136), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 539 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 389 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 056 ХН 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 187 УР 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 186 УР 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 338 УР 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 978 СХ 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер Х 039 АС 136), Hyundai (государственный регистрационный номер К 113 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер С 082 ТУ 360), MMC Fuso (государственный регистрационный номер Т 677 ТО 36), Hyundai (государственный регистрационный номер У 981 УТ 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер С 962 АУ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 185 УР), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 532 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 397 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 395 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 396 ХТ 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер О 137 АВ 36), IVEKO (государственный регистрационный номер Н 958 ХВ 36), МАН TGL (государственный регистрационный номер Т 855 СУ 36), МАН TGL (государственный регистрационный номер У 087 АМ 136), Газель фургон (государственный регистрационный номер Н 523 СО 31), Hyundai (государственный регистрационный номер С 073 ТУ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Т 155 ХТ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Р 531 УА 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер У 082 АВ 136), Газ Фургон (государственный регистрационный номер Е 447 КС 31), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 057 ХН 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 671 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер Е 731 УЕ 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 621 ОТ 36 (сейчас О 079 ВН 750), Вольво FH (государственный регистрационный номер Р 446 УМ 36), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 591 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 678 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 663 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Е 699 УЕ 36), Газель-NEXT (государственный регистрационный номер Е 905 ХЕ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер М 509 УА 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Е 491У Н 36), Hyundai (государственный регистрационный номер К 112 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Н 374 ХА 36), Hyundai (государственный регистрационный номер У 619 ОХ 36), ISUZU 34 (государственный регистрационный номер Х 517 АС 136, ранее были б.н.), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер О 291 АС 136 ранее были без номера), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер Х 291 АС 136, ранее были без номера).
В ответ на письмо истца от 10.04.2018 ответчик 10.04.2018 представил согласованный график устранения недостатков в период с 18.04.2018 по 29.04.2018.
20.04.2018 осмотр транспортных средств VOLVO, государственный регистрационный номер Т 187 Р 36, VOLVO, государственный регистрационный номер Т 338 УР 36, ГАЗ, государственный регистрационный номер Е 905 ХЕ 36, ГАЗ, государственный регистрационный номер Е910 ХЕ 36 проводился представителями ООО "МОДЕКС" и ООО ВРН_Медиа" с участием независимого эксперта - представителя ООО Воронежский центр судебных технических экспертиз и оценки "АВТОЭКС".
По результатам указанного осмотра специалистом сделаны следующие выводы: 1) у представленных для осмотра ТС VOLVO, государственный регистрационный номер Т187УР36, VOLVO, государственный регистрационный номер Т338УР36, ГАЗ, государственный регистрационный номер Е905ХЕ36, ГАЗ государственный регистрационный номер Е910ХЕ36 имеются дефекты в виде отслоения пленочного покрытия, разрывов пленочного покрытия и трещин пленочного покрытия; 2) причиной выявленных недостатков является дефект монтажных работ при наклеивании пленки; 3) выявленные механические повреждения не могли повлиять на недостатки в виде отслоения пленочного покрытия, разрывов пленочного покрытия и трещин пленочного покрытия.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 28/04 от 28.04.2018 с требованием в срок до 31.05.2018 устранить выявленные недостатки работ и осуществить возврат денежных средств в размере стоимости некачественно выполненных работ - 1 385 147 руб. 36 коп. Также было указано на необходимость предоставить истцу письменный ответ в отношении готовности осуществить гарантийный ремонт или осуществить возврат уплаченных денежных средств. В случае неполучении ответа в срок 15.05.2018 истец указывал на право обращения за судебной защитой в виде возврата уплаченных денежных средств, пени и судебных расходов.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск в обжалуемой части, суды двух инстанций обоснованно исходили из следующего.
Исходя из существа заявленных исковых требований и правовой природы отношений сторон, вытекающих из договора N 28/04-01 от 28.04.2017, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах подряда.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711, 746 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 723 ГК РФ в случае, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
Исходя из положений указанных статей и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
Согласно пункту 1 статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
В силу положений статьи 724 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Исходя из актов приема-передачи результатов работ по договору за период с 05.06.2017 по 18.09.2017, истцом в установленный договором гарантийный срок (1 год) были заявлены требования об исполнении гарантийных и связанных с ними обязательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 305-ЭС15-16906, в случае выявления недостатков работ в период гарантийного срока бремя доказывания причин их возникновения, исключающих ответственность подрядчика за дефекты, возлагается на последнего.
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом представлены следующие документы: договор N 28/04-01 от 28.04.2017, акты выполненных работ, фотоматериалы, акты осмотра транспортных средств, переписка сторон, заключение специалиста от 26.04.2018.
Кроме того, истцом представлено заключение специалиста от 13.06.2018 (в дополнение к заключению от 26.04.2018), согласно которому у представленных для осмотра ТС: МАН TGX (государственный регистрационный номер К 884 УТ 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер Н 807 ТС 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер С 961 АУ 136), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 964 КО 750), SCANIA G400 (государственный регистрационный номер Р 447 УМ 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер К 879 УТ 36), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 541 АМ 136), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 539 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 389 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 056 ХН 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 186 УР 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 978 СХ 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер Х 039 АС 136), Hyundai (государственный регистрационный номер К 113 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер С 082 ТУ 360), MMC Fuso (государственный регистрационный номер Т 677 ТО 36), Hyundai (государственный регистрационный номер У 981 УТ 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер С 962 АУ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 185 УР), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 532 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 397 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 395 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 396 ХТ 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер О 137 АВ 36), IVEKO (государственный регистрационный номер Н 958 ХВ 36), МАН TGL (государственный регистрационный номер Т 855 СУ 36), МАН TGL (государственный регистрационный номер У 087 АМ 136), Газель фургон (государственный регистрационный номер Н 523 СО 31), Hyundai (государственный регистрационный номер С 073 ТУ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Т 155 ХТ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Р 531 УА 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер У 082 АВ 136), Газ Фургон (государственный регистрационный номер Е 447 КС 31), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 057 ХН 36), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 671 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер Е 731 УЕ 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 621 ОТ 36 (сейчас О 079 ВН 750), Вольво FH (государственный регистрационный номер Р 446 УМ 36), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 591 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 678 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 663 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Е 699 УЕ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер М 509 УА 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Е 491У Н 36), Hyundai (государственный регистрационный номер К 112 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Н 374 ХА 36), Hyundai (государственный регистрационный номер У 619 ОХ 36), ISUZU 34 (государственный регистрационный номер Х 517 АС 136, ранее были б.н.), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер О 291 АС 136 ранее были без номера), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер Х 291 АС 136, ранее были без номера), имеются дефекты в виде отслоения пленочного покрытия, разрывов пленочного покрытия и трещин пленочного покрытия тождественного, однородного характера, в виде разрушения полимерного покрытия, разрывов, трещин, вздутий пленочного покрытия на стыках вертикальных панелей и углах, установленных аналогично в рамках исследования N 0419-18 от 26.04.2018. Выявленные дефекты носят неустранимый характер, причиной их возникновения является дефект монтажных работ при наклеивании пленки.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что на представленных к осмотру автомобилях имелись многочисленные механические повреждения оклеенной поверхности. Кроме того, при осмотре ТС обнаружено, что имеющиеся повреждения являются явными следами высокого температурного воздействия на оклеенные поверхности, которое могло произойти в результате нагревания брендированной поверхности черной цветовой гаммы, в том числе под воздействием прямых солнечных лучей, что исключает гарантийные обязательства ответчика.
В целях установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции по делу была назначена судебная комплексная комиссионная техническая экспертиза, производство которой поручено сотрудникам "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "ГАРАНТ ЭКСПЕРТ" Черноземье РО ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "ГАРАНТ ЭКСПЕРТ".
Для проведения экспертного исследования к осмотру были представлены следующие ТС: Вольво FH (государственный регистрационный номер М 397 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 056 ХН 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 338 УР 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 185 УР), прицеп АТ 2077 36, МАН ТСХ (государственный регистрационный номер У 663 АМ 136), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер О 137 АВ 36), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер Х 039 АС 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 187 УР 36), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер О 291 АС 136), Hyundai (государственный регистрационный номер У 981 УТ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер Е 491У Н 36), Hyundai (государственный регистрационный номер К 112 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер К 113 ХМ 36), Hyundai (государственный регистрационный номер М 509 УА 36), Hyundai (государственный регистрационный номер С 073 ТУ 36), МАН TGL (государственный регистрационный номер У 087 АМ 136), Hyundai (государственный регистрационный номер Т 155 ХТ 36), Газель - NEXT (государственный регистрационный номер Е 905 ХЕ 36), МАН TGХ (государственный регистрационный номер Е 731 УЕ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 978 СХ 36), МАН TGХ (государственный регистрационный номер С 962 АУ 136), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 541 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер Р 446 УМ 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 621 ОТ 36 (сейчас О 079 ВН 750), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 671 АМ 136), МАН TGX (государственный регистрационный номер У 678 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 389 ХТ 36), SCANIA G400 (государственный регистрационный номер Р 447 УМ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 395 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 057 ХН 36), МАН TGХ (государственный регистрационный номер Н 807 ТС 36), Газель фургон (государственный регистрационный номер Н 523 СО 31), Hyundai (государственный регистрационный номер Р 531 УА 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер Н 964 КО 750), ISUZU NQR (государственный регистрационный номер Х 291 АС 136, ранее были без номера), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 532 АМ 136), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 539 АМ 136), МАН TGL (государственный регистрационный номер Т 855 СУ 36), IVEKO (государственный регистрационный номер Н 958 ХВ 36), DAF 105460 (государственный регистрационный номер У 591 АМ 136), Вольво FH (государственный регистрационный номер М 396 ХТ 36), Вольво FH (государственный регистрационный номер Т 186 УР 36), МАН TGS (государственный регистрационный номер С 961 АУ 136), ISUZU FSR (государственный регистрационный номер У 082 АВ 136).
Согласно заключению судебной экспертизы от 10.04.2019 качество выполненных работ и качество использованных материалов не соответствуют условиям договора N 28/04-01 от 28.04.2017, качество использованных материалов не соответствует техническим характеристикам материалов, указанных в технической документации производителей; причинами образования выявленных дефектов являются: деформация ламинирующей пленки в результате недостаточной сушки основной пленки после печати и преждевременной ламинации; разрывы (в т.ч. с последующим отслаиванием и отрывом) ламинирующей пленки установлены исключительно в местах деформации пленки; разрывы пленки в местах стыков панелей бортов транспортных средств возникли по причине недостаточности эластичности пленки и отсутствия при этом деформационных швов в покрытии из пленки; отслаивание пленки по краям бортов, а также в местах стыков полотен пленки возникло по причине недостаточной просушки пленки после печати, а также несоблюдения рекомендаций производителя пленки об оставлении ТС на месте нанесения пленки для закрепления клеящих свойств; деформация пленки в виде вздутия ввиду наличия остатков воды и воздуха под пленкой (нарушение ГОСТ 24944-81); растрескивание пленки в результате усадки пленки после нанесения на боковые поверхности ТС ввиду использования некачественного материала; локальные механические повреждения возникли в результате эксплуатации, находятся на удалении от других дефектов и не связаны с ними в части причин возникновения.
При этом экспертами указано, что эксплуатационные воздействия, в том числе выход за температурную амплитуду, указанную в договоре от 28.04.2017 (- 30 °C - + 30 °C), не являются первопричиной возникновения дефектов. Более того, в соответствии с ГОСТ 16272-79 верхний температурный предел эксплуатации пленки - 60 °C, технической документацией производителей пленок определен верхний температурный предел эксплуатации на основную пленку "Poli-print 805" + 80 °C, на ламинирующую пленку "DLC LAM 1002" + 40 °C.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были опрошены эксперты Митасов Александр Викторович и Кукина Ольга Борисовна, которые пояснили, что печать на пленке, нанесение ламинации, изъятие для исследование и процесс подготовки к исследованию значительно не повлияли на технические характеристики пленки, процесс эксплуатации и иные внешние факторы влияют на технические характеристики пленки, но не значительно, пленка на автомобилях которые эксплуатировались и не эксплуатировались, имеет аналогичные повреждения, но пленка на автомобилях которые не эксплуатировались, повреждена в меньшем количестве (определение суда от 02.07.2019).
Кроме того, как следует из пояснений третьего лица, непосредственно выполнявшего работу для ответчика, переданные в его адрес материалы для оклейки машин - пленка с нанесенной рекламой и ламинацией, были различными по качеству и изготовлены различными производителями, в частности: пленка марки DLC, а также обезличенная пленка, пленка марки "Poli-print" составляла примерно треть от общего количества. Разное качество пленки и разные марки было возможно определить по внешнему виду, а также по нанесенной идентификации с оборотной стороны пленки. Пленка передавалась ООО "ВРН-Медиа" таким образом, что в ряде случаев на один автомобиль заказчика приходилось клеить не менее трех разных марок пленки, отличающихся друг от друга по качеству и производителю. С учетом указанных обстоятельств Ветров С.А. полагает, что возникновение недостатков на бортах ТС связано исключительно с низким качеством пленки и ламинирующего покрытия.
Доказательств передачи Ветрову С.А. пленки, соответствующей ассортименту и критериям, установленным договором, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства (акты осмотра, заключение специалистов и заключение экспертизы, пояснения эксперта и третьего лица в судебном заседании, переписка сторон) в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что указанные доказательства в своей совокупности подтверждают доводы заказчика о выполнении подрядчиком работ ненадлежащего качества, что влечет за собой право заказчика потребовать от подрядчика уменьшение стоимости выполненных работ исходя из расчета денежного выражения его обязанности по оплате только в отношении работ, качество которых соответствует договору.
При этом, доводы ответчика о таком режиме эксплуатации автотранспортных средств, который бы исключал гарантийные обязательства ответчика, в том числе о единственной причинно-следственной связи между температурным режимом эксплуатации транспортных средств и возникшими, различными по природе возникновения и характеристикам дефекты, в отношении только части транспортных средств, которые находились в работе у ответчика, не нашли подтверждения материалами дела. Более того, в материалы дела не представлено доказательств, что производителем или его официальными представителями подтвержден предельный температурный режим (- 30 °C - + 30 °C) спорных пленок в процессе эксплуатации.
Доводы кассатора сводятся к несогласию с выводами судебной экспертизы. Однако доказательств порочности ее выводов в нарушение статей 9, 65 АПК РФ ООО "ВРН _Медиа" в материалы дела не представило.
Оценив указанное экспертное заключение, суды двух инстанций обоснованно сочли его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, отражающим все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основанными на материалах дела, и пришли к выводу об отсутствии оснований не доверять выводам экспертов, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу.
Квалификация эксперта подтверждена соответствующими документами.
Вопрос о стоимости некачественно выполненных работ не оспаривался ответчиком (контррасчета не представлено), не являлся предметом судебной экспертизы, истцом сумма необходимая для устранения недостатков определена в размере 1 338 149 руб. 26 коп., исходя из договорной стоимости оклейки ТС согласно актам оказанных услуг.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 1, пункта 2 статьи 10 ГК РФ, статьи 9 АПК РФ добросовестное поведение в гражданском обороте и арбитражном процессе характеризуется постоянством (ожидаемой определенностью) и непротиворечивостью правовой позиции.
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей.
Судами двух инстанций правомерно принято во внимание, что до момента судебного разбирательства ответчик не оспаривал наличие гарантийных обязательств, участвовал в осмотрах и представлял графики устранения недостатков, в связи с чем оспаривание обстоятельств возникновения недостатков на момент судебного разбирательства не может соответствовать требованиям к добросовестному непротиворечивому поведению и подлежать правовой защите.
Кроме того, окружной суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что после проведения по делу комплексной комиссионной технической экспертизы, возражений по методике ее проведения, по привлеченным лицам и испытательной лаборатории ответчиком в материалы дела не представлено.
В суд апелляционной инстанции возражений на экспертное исследование по данным основаниям не заявлялось (апелляционная жалоба т.11 л.д.53), в связи с чем данные доводы кассатора подлежат отклонению, в силу ограничений полномочий суда кассационной инстанции нормами ст.286 АПК РФ.
В кассационной жалобе заявитель также приводит новый довод о том, экспертами не выяснено какими средствами производилась мойка автомобилей и в каких условиях данная мойка производилась. Данный довод также подлежит отклонению, поскольку не заявлялся ранее, в силу чего не рассматривался и не оценивался судами при вынесении обжалуемых судебных актов, перед экспертами данный вопрос также не ставился, поэтому не может повлиять на выводы суда при разрешении спора.
Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяется арбитражным судом; лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы; отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать (часть 2 статьи 82 АПК РФ).
Определение Арбитражного суда Воронежской области о назначении по делу судебной экспертизы от 18.01.2018 с перечнем вопросов, поставленных судом перед экспертами, ответчиком не обжаловалось.
При указанных обстоятельствах, вывод судов двух инстанций о том, что требование истца о взыскании 1 338 149 руб. 26 коп. является правомерным, окружной суд признает обоснованным, не противоречащим материалам дела.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов окружным судом, заявителем не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А14-11776/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно заключению судебной экспертизы от 10.04.2019 качество выполненных работ и качество использованных материалов не соответствуют условиям договора N 28/04-01 от 28.04.2017, качество использованных материалов не соответствует техническим характеристикам материалов, указанных в технической документации производителей; причинами образования выявленных дефектов являются: деформация ламинирующей пленки в результате недостаточной сушки основной пленки после печати и преждевременной ламинации; разрывы (в т.ч. с последующим отслаиванием и отрывом) ламинирующей пленки установлены исключительно в местах деформации пленки; разрывы пленки в местах стыков панелей бортов транспортных средств возникли по причине недостаточности эластичности пленки и отсутствия при этом деформационных швов в покрытии из пленки; отслаивание пленки по краям бортов, а также в местах стыков полотен пленки возникло по причине недостаточной просушки пленки после печати, а также несоблюдения рекомендаций производителя пленки об оставлении ТС на месте нанесения пленки для закрепления клеящих свойств; деформация пленки в виде вздутия ввиду наличия остатков воды и воздуха под пленкой (нарушение ГОСТ 24944-81); растрескивание пленки в результате усадки пленки после нанесения на боковые поверхности ТС ввиду использования некачественного материала; локальные механические повреждения возникли в результате эксплуатации, находятся на удалении от других дефектов и не связаны с ними в части причин возникновения.
При этом экспертами указано, что эксплуатационные воздействия, в том числе выход за температурную амплитуду, указанную в договоре от 28.04.2017 (- 30 °C - + 30 °C), не являются первопричиной возникновения дефектов. Более того, в соответствии с ГОСТ 16272-79 верхний температурный предел эксплуатации пленки - 60 °C, технической документацией производителей пленок определен верхний температурный предел эксплуатации на основную пленку "Poli-print 805" + 80 °C, на ламинирующую пленку "DLC LAM 1002" + 40 °C.
...
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 июня 2020 г. N Ф10-1162/20 по делу N А14-11776/2018