г.Калуга |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А54-9497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" (ОГРН 1096234008936, ИНН 6234073260, ул.Право-Лыбедская, д.27, литера А2, г. Рязань, 390000) - Черныгова С.И. (дов. от 12.11.2019, диплом),
от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471, Китайгородский проезд, д.7, стр.1, г. Москва, 109074) - Шишкиной И.А. (дов. от 15.04.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу акционерного общества "Рязанская областная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.01.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А54-9497/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рязанская областная электросетевая компания" (далее - общество, АО "РОЭК") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) по делу об административном правонарушении от 18.10.2019 N А/211ЮЛ-Ч1.СТ.14.43-11.10.2019 и предписания от 11.10.2019.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановлением судов, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права, поскольку нормативными актами, нарушение которых вменено общество, не предусмотрена обязанность сетевой организации получать сертификат соответствия качества электрической энергии.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и управления, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судами, управлением на основании приказа от 19.08.2019 N 1024 в отношении АО "РОЭК" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в части транспортировки (поставки) электрической энергии потребителям без сертификата соответствия, так как в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 постановления Госстандарта России от 16.07.1999 N 36 "О Правилах проведения сертификации электрооборудования" (далее - Правила N 36) и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" электрическая энергия подлежит обязательной сертификации, а обществом не представлены документы об обязательном подтверждении соответствия электрической энергии, протоколы сертификационных испытаний.
По результатам проверки составлен акт от 11.10.2019 N 1024/211, обществу выдано предписание от 11.10.2019 N 13/1024/1, которым предписано устранить нарушения требований Закона N 184-ФЗ (отсутствует сертификат соответствия).
Также, в отношении АО "РОЭК" в присутствии представителя 11.10.2019 уполномоченным должностным лицом управления был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), согласно которому общество вменено нарушение требований Закона N 184-ФЗ, Правил N 36, постановления Правительства N 982, выразившееся в отсутствие обязательной сертификации электрической энергии, транспортируемой обществом.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.10.2019 N А/211ЮЛ-Ч1.СТ.14.43.11.10.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с предписанием и постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, не усмотрели нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, мотивированно отклонив доводы заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения. Проверив законность выданного предписания, суды указали, что оно выдано в пределах полномочий управления, меры, которые должно предпринять АО "РОЭК" по устранению выявленного нарушения, конкретно определены, предписание исполнимо.
Суд округа считает выводы судов законными и обоснованными.
АО "РОЭК" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Рязанской области.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, образуют действия или бездействие, нарушающие требования технических регламентов, обязательные требования государственных стандартов.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии сетевые организации оказывают на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе, обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации (пункт 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Пунктом 2 названной статьи оговорено, что форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона N 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждением действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения подлежат обязательному исполнению.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", устанавливающий показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Учитывая изложенное, при поставках электрической энергии потребителям требования ГОСТ 32144-2013 являются обязательными.
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Суды, исходя из совокупности вышеприведенных норм, пришли к правильному выводу, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Оценив материалы административного дела, суды не усмотрели правовых оснований не согласиться с выводами административного органа о том, что общество допустило нарушение технических регламентов, поскольку в установленном нормативными актами порядке не предприняло мер по сертификации передаваемой (транспортируемой) электрической энергии.
Поскольку факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, законности оспоренного предписания.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом, на который возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов, был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонен как основанный на неверном токовании норм материального права.
Выводы судов об обязанности сетевой организации подтверждать соответствие качества передаваемой электроэнергии согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505, от 18.03.2020 N 304-ЭС20-1302.
Доводы кассатора являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.01.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А54-9497/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", устанавливающий показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Учитывая изложенное, при поставках электрической энергии потребителям требования ГОСТ 32144-2013 являются обязательными.
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
...
Поскольку факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, законности оспоренного предписания.
...
Выводы судов об обязанности сетевой организации подтверждать соответствие качества передаваемой электроэнергии согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 305-АД17-20505, от 18.03.2020 N 304-ЭС20-1302."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2020 г. N Ф10-1519/20 по делу N А54-9497/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1519/20
25.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-635/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-9497/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-9497/19