г.Калуга |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А54-8081/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Власова Е.В. |
|
Крыжской Л.А. |
|
|
при участии в заседании представителей:
от Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области - не явились, извещены надлежаще;
от управления образования администрации муниципального образования - городской округ город Касимов - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А54-8081/2019,
УСТАНОВИЛ:
управление образования администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - Управление образования, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (далее - Пенсионный фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.08.2019 N 072S19190007229.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд ссылается на нарушение судами норм материального права, что привело к неверным выводам судов о том, что сведения о застрахованных лицах поданы страхователем в порядке уточнения, что не может являться основанием для привлечения Управления образования к ответственности.
До начала судебного разбирательства в суд округа от Управления образования поступил письменный отзыв на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. От Пенсионного фонда также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управление образования зарегистрировано в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области в качестве страхователя.
17.01.2018 управление образования по телекоммуникационным каналам связи представила в пенсионный фонд сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (с типом формы "исходная") за 2017 год в отношении 13 застрахованных лиц.
08.07.2019 страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены в пенсионный фонд сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (с типом формы "дополняющая") за 2017 год в отношении 33 застрахованных лиц.
На основании СЗВ-СТАЖ (доп.) за 2017 год была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 22 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ от 01.04.1996), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки сведений, представленных управлением образования 08.07.2018, Пенсионный фонд пришел к выводу о представлении страхователем сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год с нарушением установленного законом срока.
10.07.2019 должностным лицом УПФР по Касимовскому району Рязанской области был составлен акт N 072S18190007170 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
07.08.2019 принято решение N 072S19190007229 о привлечении управления образования к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже в отношении 33 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ в виде финансовой санкции в размере 16 500,00 руб.
29.08.2019 в связи с неисполнением заявителем решения Пенсионный фонд выставил требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 072S01190010894 на сумму 16 500 рублей.
Заявителю предложено добровольно уплатить сумму штрафа до 17.09.2019.
Несогласие Управления образования с решением Пенсионного фонда от 07.08.2019 о наложении на него штрафных санкций послужило основанием для обращения страхователя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливается Законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу требований абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно положениям статьи 15 Закона N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 3 766н (далее - Инструкция от 21.12.2016 N 766н) предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, страхователем своевременно была подана отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (исходная) - 17.01.2018.
Полученные Пенсионным фондом отчеты по форме СЗВ-СТАЖ были приняты без указания на несвоевременность их предоставления либо выявленные ошибки.
Вместе с тем предоставление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ подлежало в отношении 46 застрахованных лиц.
Согласно материалам дела, Управление образования в связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных 17.01.2018 по телекоммуникационным каналам связи 08.07.2019 представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (с типом формы "дополнительная") в отношении 33 застрахованных лиц, сведения по которым ранее не предоставлялись.
Таким образом, страхователем в установленный срок были переданы необходимые корректирующие сведения.
Управлением Пенсионного фонда не выявлено, что представленные 08.07.2019 дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Суд округа соглашается с судами первой и апелляционной инстанции в том, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, управление образования реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного Управлению образования правонарушения и не является основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде финансовой санкции.
Следовательно, установив изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции сделали верные выводы о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные страхователем, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводы о том, что допущенные страхователем ошибки при подаче сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год были устранены заявителем самостоятельно, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.11.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А54-8081/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 3 766н (далее - Инструкция от 21.12.2016 N 766н) предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
...
Суд округа соглашается с судами первой и апелляционной инстанции в том, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, управление образования реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2020 г. N Ф10-1381/20 по делу N А54-8081/2019