город Калуга |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А64-1817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Калуцких Р.Г., Крыжская Л.А.,
при ведении протокола в судебном заседании
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстройтехнология" (Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, ул. Промышленная, д. 31, ОГРН 1076820000520, ИНН 6820025204): Аржевикиной Т.В. - генерального директора;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Державинская, д. 1, ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163): Иванова В.В. - представителя по доверенности от 20.01.2020;
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок" города Мичуринска Тамбовской области (Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Мира, д. 11А, ОГРН 1026801062837, ИНН 6827011610): Логвиновой О.Н. - представителя по доверенности от 23.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстройтехнология" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 октября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2020 года по делу N А64-1817/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстройтехнология" (далее - общество, ООО "Ремстройтехнология") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, управление) о признании недействительным решения комиссии по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд УФАС по Тамбовской области от 22.02.2019 по делу N РНП-68-5/19 о проверке одностороннего отказа от исполнения контракта и проведении внеплановой проверки; о возложении обязанности на управление по исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Ремстройтехнология", его генерального директора Аржевикиной Т.В. и учредителя Левыкина В.П.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок" города Мичуринска Тамбовской области (далее - учреждение, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок").
Решением суда первой инстанции от 25.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, как не соответствующие требованиям закона.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на кассационную жалобу, выслушав участников процесса, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам аукциона в электронной форме (протокол проведения итогов аукциона в электронной форме N 016200003018001879 от 23.07.2018 между МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "N 11 "Олененок" (муниципальный заказчик) и ООО "Ремстройтехнология" (подрядчик) 06.08.2018 заключен муниципальный контракт N 0164200003018001879_214069, согласно условиям которого (пункт 1.1) муниципальный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок", расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Мира, д. 11А.
Цена контракта составила 7 756 124,97 руб. (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта подрядчик обязуется приступить к работам с момента подписания контракта, окончание выполнения работ: 31.10.2018.
При рассмотрении дела установлено и обществом не опровергнуто, что к 31.10.2018 предусмотренный контрактом объем работ не был выполнен.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95). Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95).
В силу части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Условиями вышеуказанного контракта от 06.08.2018 предусмотрено право муниципального заказчика на односторонний отказ от его исполнения (п.10.1, 10.4).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с неисполнением подрядчиком принятых на себя обязательств по муниципальному контракту МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок" 21.12.2018 принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 06.08.2018 N 0164200003018001879_214069. Данное решение направлено МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок" в адрес ООО "Ремстротехнология" заказным письмом с уведомлением 21.12.2018. Конверт с указанным письмом вернулся к заказчику с указанием причины возврата: "отсутствие адресата". Помимо этого, заказчик 21.12.2018 направил Обществу решение об одностороннем отказе по электронной почте rsm-68@mail.ru. Кроме того, 24.12.2018 размещены сведения об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном данным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу положений части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как видно из материалов дела и установлено судами, информация об одностороннем отказе от исполнения контракта с ООО "Ремстройтехнология" для включения этого общества в реестр недобросовестных поставщиков МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11 "Олененок" была направлена в УФАС по Тамбовской области.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В силу положений пункта 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 данных правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Как видно из материалов дела и установлено судами, комиссией по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд УФАС по Тамбовской области принято решение от 22.02.2019 по делу N РНП-68-5/19 о проверке одностороннего отказа от исполнения контракта о включении представленных в отношении общества сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Оспаривая указанное решение, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявления.
Суд округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судами обстоятельно проанализированы представленные по делу доказательства, свидетельствующие о недобросовестности общества при исполнении взятых на себя обязательств по контракту, направленному (как видно из существа определенных в нем работ, отведенного на их исполнение непродолжительного срока) на оперативное устранение недостатков, препятствующих эксплуатации здания, в котором размещается детское учреждение. Судами установлено, что весь объем работ к 31.10.2018 - сроку, предусмотренному контрактом, не выполнен, а к части выполненных работ неоднократно предъявлялись претензии по качеству их исполнения, обществу при этом указывалось на отклонение от срока выполнения работ, что подтверждается представленными в материалах дела актами проверки качества выполненных работ, предписаниями лица, осуществляющего строительный контроль на объекте, протоколами совещаний на объекте строительства с участием представителей муниципального заказчика, подрядчика, организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, местной администрации, на которые сослались суды при разрешении дела.
Судами правильно были оценены, как несостоятельные, доводы общества о том, что невыполнение им в срок работ по вышеуказанному контракту обусловлено независящими от него обстоятельствами, которые опровергаются совокупностью представленных по делу доказательств. Довод общества о чинении ему препятствий в доступе на объект для выполнения работ по контракту также, как не основанный на доказательствах, правильно был отклонен судами.
Само по себе окончание в данном случае срока действия вышеуказанного контракта от 06.08.2018 не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестности обязавшегося к его исполнению общества в реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлечь отмену оспариваемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, которые бы могли повлечь за собой отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущены.
По сути, доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой инстанции и апелляционной инстанции, что в силу статей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
С ООО "Ремстройтехнология" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 руб., поскольку ему предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25 октября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2020 года по делу N А64-1817/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ремстройтехнология" в доход федерального бюджета 1 500 рублей за рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
...
Само по себе окончание в данном случае срока действия вышеуказанного контракта от 06.08.2018 не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестности обязавшегося к его исполнению общества в реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2020 г. N Ф10-1344/20 по делу N А64-1817/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1344/20
06.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4054/19
25.10.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1817/19
12.07.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4054/19
11.03.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1817/19