г. Калуга |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А48-1616/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" (г. Орел, ул. Московская, д. 29, корп.А2, ИНН 5751053407, ОГРН 1125740005511): Ахроменко С.Ю. (доверенность от 01.02.2018;
от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области: Бухвостова О.А. (доверенность от 03.02.2020);
от Департамента здравоохранения Орловской области: Михалин Д.А. (доверенность от 14.01.2020);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области: Крючкова И.Н. (доверенность от 09.01.2020);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" на решение Арбитражного суда Орловской области от 12 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2019 года по делу N А48-1616/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Диксион-Орел" (далее - ООО "Клиника "Диксион-Орел", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Орловской области в лице Правительства Орловской области (далее - комиссия), Правительству Орловской области (далее -правительство), в котором просило:
- признать незаконным пункт 3 первого вопроса решения комиссии (протокол заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области от 14.12.2018 N 12) в части отказа обществу в выделении дополнительных объемов оказания бесплатно медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС), оказываемой в условиях дневного стационара, для ООО "Клиника "Диксион-Орел" на 2018 год;
- признать незаконными пункты 1, 2 первого вопроса решения комиссии (протокол от 26.12.2018 N 13 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области), приложение N 2 "Сводная информация об объемах медицинской помощи на 2019 год в разрезе медицинских организаций и условий оказания медицинской помощи" и приложение N 13 "Распределение объемных и финансовых показателей между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2019 год" к протоколу от 26.12.2018 N 13 в части невыделения объемов оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара, для ООО "Клиника "Диксион-Орел" на 2019 год,
- обязать комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в протокол от 26.12.2018 N 13 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области, приложение N 2 "Сводная информация об объемах медицинской помощи на 2019 год в разрезе медицинских организаций и условий оказания медицинской помощи" и приложение N 13 "Распределение объемных и финансовых показателей между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями на 2019 год" к протоколу от 26.12.2018 N 13 в части выделения объемов оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условиях дневного стационара, для ООО "Клиника "Диксион-Орел" на 2019 год в количестве не менее 30 случаев в квартал, в срок не позднее 7 календарных дней с момента вступления в силу решения арбитражного суда Орловской области по настоящему делу (с учетом заявления уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента здравоохранения Орловской области (далее - департамент) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области, фонд).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Клиника "Диксион-Орел" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Правительство, департамент и фонд в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Клиника "Диксион-Орел" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители правительства, департамента и фонда возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Клиника "Диксион-Орел" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 25.08.2016 N ЛО-57-01-001054, выданную Департаментом здравоохранения Орловской области, предоставленную бессрочно.
04.07.2018 общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Орловской области, на 2019 год (регистрационный номер - 575110).
В 2018 заявителю были установлены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС в количестве 30 случаев госпитализации в условиях дневного стационара.
Согласно протоколу от 14.12.2018 N 12 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области от 14.10.2018, в том числе по вопросу выделения ООО "Клиника "Диксион-Орел" дополнительных объемов медицинской помощи сверх плана-задания, установленного комиссией на 2018 год, решено отказать обществу в удовлетворении просьбы о выделении дополнительных объемов медицинской помощи сверх плана-задания, установленного комиссией.
Согласно протоколу N 13 заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Орловской области от 26.12.2018, в числе прочего согласованы объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам по видам и условиям оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в разрезе медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и объемы подушевого финансирования амбулаторной и скорой медицинской помощи на 2019 год в соответствии с приложениями 3-12 к протоколу; согласована квартальная разбивка предельных годовых объемов медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно в рамках базовой программы ОМС в разрезе медицинских организаций и страховых медицинских организаций по условиям оказания медицинской помощи на 2019 год в соответствии с приложением 13 к протоколу.
В соответствии с приложением 13 к указанному протоколу ООО "Клиника "Диксион-Орел" не выделены объемы оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, оказываемой в условия дневного стационара, на 2019 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Клиника "Диксион-Орел" в арбитражный суд с рассмотренными по настоящему делу требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решения комиссии соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также иными нормативными актами.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
На основании пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Для обеспечения осуществления указанной деятельности медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховая медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договор на оказание и оплату медицинской помощи (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Пунктом 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, действовавшим в спорный период, установлено, что комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией с учетом принципов сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.
Проанализировав содержание протоколов заседания комиссии, суды установили, что они отражают позицию каждого члена комиссии, при принятии решений присутствовало необходимое большинство членов комиссии, принятые комиссией решения мотивированы, что отражено в протоколах заседаний комиссии, и отражают обоснование принятого решения.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, применив вышеуказанные положения Федерального закона N 323-ФЗ, Федерального закона N 326-ФЗ, суды установили, что при распределении объемов предоставления медицинской помощи на 2019 год комиссия руководствовалась критериями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Судами верно отмечено, что исходя из части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ включение медицинской организации в реестр медицинских организаций носит заявительный характер, и не возлагает на комиссию безусловного обязательства по выделению плановых объемов медицинской помощи. Обязанность уполномоченного органа по обязательному выделению медицинской организации, включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, действующим законодательством не предусмотрена.
Подробно проверив доводы общества, проанализировав выделение объемов предоставления медицинской помощи иным медицинским организациям с государственной и частной формой собственности, суды не установили создания дискриминации со стороны членов комиссии по признаку принадлежности медицинской организации к определенной организационно-правовой форме или форме собственности.
Суды также учли, что в отсутствие возможности выделения дополнительных объемов сверх установленных в территориальной программе ОМС их перераспределение возможно только за счет сокращения для одной медицинской организации и передаче для выполнения другой, вместе с тем, такое сокращение и перераспределение в пользу другой медицинской организации влечет за собой нарушение прав и законных интересов иных медицинских организаций, а также онкологических больных, принимая во внимание, что онкология является жизнеугрожающим заболеванием.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ). Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12 июля 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2019 года по делу N А48-1616/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, применив вышеуказанные положения Федерального закона N 323-ФЗ, Федерального закона N 326-ФЗ, суды установили, что при распределении объемов предоставления медицинской помощи на 2019 год комиссия руководствовалась критериями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Судами верно отмечено, что исходя из части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ включение медицинской организации в реестр медицинских организаций носит заявительный характер, и не возлагает на комиссию безусловного обязательства по выделению плановых объемов медицинской помощи. Обязанность уполномоченного органа по обязательному выделению медицинской организации, включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, действующим законодательством не предусмотрена."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 июня 2020 г. N Ф10-880/20 по делу N А48-1616/2019