г.Калуга |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А83-10986/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (пр. Кирова, д. 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ОГРН 1149102099717, ИНН 9102048801) - Тесля Я.А. доверенность от 19.12.2019 N 27/413, копия диплома;
Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (ИНН 9102219091) - Хандога А.В. доверенность от 22.01.2020 N 15;
в отсутствие начальника Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю Гайдаржийский С.П. - не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А83-10986/2019
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене решения Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Управление), изложенного в письме от 30 мая 2019 года N 467/9-2257, об отказе в продлении сроков исполнения предписания N 17дсп/2018 от 24.08.2018. Одновременно предприятие просило обязать Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГУП РК "Черноморнефтегаз" путем принятия решения о продлении срока исполнения предписания N 17дсп/2018 от 24.08.2018 до 05 июня 2020 года.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 02.12.2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии реальной возможности исполнения оспариваемого предписания в установленный срок.
В письменном мотивированном отзыве Управление возражало против доводов кассатора, просило принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, представители сторон поддержали свои позиции.
Начальник Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, извещенный о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, в заседание не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с пунктом 21 плана проведения Управлением Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г.Севастополю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2018 год в период с 20.08.2018 по 24.04.2018 проведена плановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса "Резервуарный парк" Восточно-Крымской оперативно-производственной службы Управления добычи газа, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, с. Семеновка, принадлежащего ГУП РК "Черноморнефтегаз", по результатам которой составлен акт проверки N 33 дсп/2018 от 24.08.2018 и выдано предписание N 17 дсп/2018 от 24.08.2018, обязывающее ГУП РК "Черноморнефтегаз" в срок до 05.06.2019 выполнить пункты 1 - 10 предписания, в течение 5 дней со дня утверждения паспорта безопасности объекта ТЭК - пункт 11 и до 01.10.2018 - пункт 12.
22.05.2019 в адрес Управления от Предприятия поступило ходатайство о переносе срока исполнения предписания с 05.06.2019 до 05.06.2020, мотивированное тем, что приведение объекта топливно-энергетического комплекса Предприятия в соответствие с нормами РФ не представляется возможным в короткие сроки, так как эти мероприятия требуют значительных капитальных вложений и времени, в том числе, для подготовки проектной документации. Кроме того, оформление и согласование совершения крупной сделки требует специальной процедуры и временных рамок, не зависящих от Предприятия.
Письмом от 30.05.2019 N 467/9-2257 Управлением отказано в продлении срока исполнения предписания.
Не согласившись с данным отказом, ГУП РК "Черноморнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, верно применив положения статей 198-201 АПК РФ, исходил из того, что федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно - энергетического комплекса на территории Республики Крым в соответствии с действующим законодательством осуществляется с 2017 года, при этом категория опасности объекту присвоена в 2015 году, что свидетельствует о достаточном сроке для приведения в соответствие обеспечение безопасности объекта с установленными нормами и требованиями.
Суд округа соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций в силу следующего.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Пунктом 14 статьи 2 Закона N 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Частью 1 статьи 7 данного Закона установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Закона N 256-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из материалов дела, "Резервуарный парк" Восточно-Крымской оперативно-производственной службы Управления добычи газа, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский район, с. Семеновка, является объектом топливно-энергетического комплекса. Земельный участок, на котором расположен "Резервуарный парк" Восточно-Крымской оперативно-производственной службы Управления добычи газа, принадлежит ГУП РК "Черноморнефтегаз". Указанный объект включен в реестр объектов топливно-энергетического комплекса Республики Крым с присвоенной средней категории опасности.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Судами обоснованно учтено, что в обоснование своего ходатайства о переносе срока исполнения предписания Предприятие указывает на то, что с целью исполнения предписания был издан приказ от 06.02.2019 N 49, которым утвержден план устранения недостатков по объекту, разработан пакет документов для совершения крупной сделки на закупку проектных и строительно-монтажных работ по объекту, направленный на согласование в адрес Министерства топлива и энергетики Республики Крым. К ходатайству приобщены заявления на согласование крупной сделки и доверенности.
Оценив предоставленные с ходатайством документы, суды вслед за Управлением констатировали, что они не позволяют в полной мере оценить комплекс проведенных ГУП РК "Черноморнефтегаз" мероприятий. Так, обоснованно учтено, что план устранения недостатков на объекте утвержден лишь 06.02.2019, спустя более пяти месяцев после окончания проведения плановой проверки, указанный в ходатайстве "пакет документов для совершения крупной сделки на закупку проектных и строительно-монтажных работ по объекту", не предоставлен, крупная сделка согласована не была, договор с ООО "ЧНГ Газификация" на момент подачи ходатайства не подписан.
С целью подготовки к проведению внеплановой проверки на предмет исполнения предписания, Управлением в адрес Министерства топлива и энергетики Республики Крым 07.06.2019 направлен запрос N 467/9-2369 о предоставлении информации о согласовании крупной сделки.
В ответе Министерством топлива и энергетики Республики Крым сообщается (14.06.2019 N 3161/03-1-10/1), что заявление на согласование крупной сделки рассмотрено и 11.06.2019 возвращено ГУП РК "Черноморнефтегаз" на доработку. По состоянию на 14.06.2019 крупная сделка Министерством топлива и энергетики Республики Крым не согласована.
Одновременно судами правомерно учтено, что с момента проведения категорирования объекта в 2015 году, а в последующем, начиная с 2017 года, контролирующим органом систематически устанавливались факты не исполнения ГУП РК "Черноморнефтегаз" положений части 1 статьи 7 Закона N 256.
В этой связи суды верно заключили, что основания продления сроков исполнения предписания, определенные пунктом 55 главы IX "Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 1067, в части невозможности исполнения предписания по причинам, не зависящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, контролирующим органом не установлены.
В соответствии пунктом 54 главы IX указанных Правил при принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. В ходе изучения паспорта безопасности при проведении проверки, в выводах комиссии указаны нарушения, также выявленные в ходе проведенной проверки, а сроки их устранения и приведения в соответствие не определены.
При этом, как верно отметил суды, в соответствии с пунктом 9 главы II Правил плановые проверки в отношении объектов топливно - энергетического комплекса проводятся не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.
Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно - энергетического комплекса на территории Республики Крым в соответствии с действующим законодательством осуществляется с 2017 года. Категория опасности объекту присвоена в 2015 году, что свидетельствует о продолжительном сроке для приведения в соответствие обеспечение безопасности объекта с установленными нормами и требованиями.
В этой связи коллегия находит соответствующими материалам дела выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности отказа Управления, изложенного в письме от 30 мая 2019 года N 467/9-2257, в продлении сроков исполнения предписания N 17дсп/2018 от 24.08.2018.
Новых доводов, отличных от тех, которые были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Следует отметить, что все доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов, сделанных судебными инстанциями, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом округа, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А83-10986/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответе Министерством топлива и энергетики Республики Крым сообщается (14.06.2019 N 3161/03-1-10/1), что заявление на согласование крупной сделки рассмотрено и 11.06.2019 возвращено ГУП РК "Черноморнефтегаз" на доработку. По состоянию на 14.06.2019 крупная сделка Министерством топлива и энергетики Республики Крым не согласована.
Одновременно судами правомерно учтено, что с момента проведения категорирования объекта в 2015 году, а в последующем, начиная с 2017 года, контролирующим органом систематически устанавливались факты не исполнения ГУП РК "Черноморнефтегаз" положений части 1 статьи 7 Закона N 256.
В этой связи суды верно заключили, что основания продления сроков исполнения предписания, определенные пунктом 55 главы IX "Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 1067, в части невозможности исполнения предписания по причинам, не зависящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, контролирующим органом не установлены."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 июня 2020 г. N Ф10-2269/20 по делу N А83-10986/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2269/20
26.02.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-293/20
02.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10986/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10986/19