город Калуга |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А54-5400/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||
судей |
Власова Е.В., Шелудяева В.Н., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Антонов А.С. - представитель Министерства природопользования Рязанской области, доверенность N 1 от 09.01.2020, удостоверение адвоката; Царев Б.Ю. - представитель Министерства природопользования Рязанской области, доверенность от 06.08.2019;
Каширин А.И. - представитель ООО "Тума-Рязань-Лес", доверенность N 3 от 14.01.2020, удостоверение адвоката; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А54-5400/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тума-Рязань-Лес" (далее - истец, общество, арендатор, ООО "Тума-Рязань-Лес"), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству природопользования Рязанской области (далее - ответчик, министерство, арендодатель) о признании незаконным отказа министерства от исполнения договора аренды лесного участка от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Рязанской области "Бельковское лесничество" (далее - третье лицо, лесничество, ГКУ "Бельковское лесничество").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 (судья Сельдемирова В.А.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 (судьи: Заикина Н.В., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая судебные акты по делу незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм процессуального и материального права, министерство (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 об удовлетворении исковых требований отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд области.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судами двух инстанций в нарушение норм арбитражного процессуального законодательства не указаны мотивы, по которым они отклонили доводы ответчика о том, что Проектом освоения лесов предусмотрен ежегодный объем сплошных санитарных рубок в объеме 25 гектар; истец был обязан принять меры к изысканию площади сплошных санитарных рубок на площади 2,2 га; на территории ГКУ "Бельковское лесничество" с 2017 года имелись лесные участки с поврежденным лесом и на которых необходимо проведение сплошных санитарных рубок.
Заявитель указывает, что договором определены случаи существенных нарушений, в том числе такого, как невыполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке в объемах и сроки, предусмотренные договором, если не исполнено требование арендодателя о выполнении соответствующего мероприятия в установленный срок.
Обращает внимание, что истцу был установлен разумный срок исполнения неисполненного обязательства в пределах сроков, предусмотренных договором, однако указанное требование не исполнено, что повлекло за собой принятие решения об одностороннем отказе от исполнения договора. При этом, факт нарушения, с которым договор связывает право арендодателя отказаться от исполнения договора, доказан материалами дела. Таким образом, существенность допущенного истцом нарушения и право ответчика на односторонний внесудебный отказ от исполнения договора подтверждаются материалами дела.
В судебном заседании суда округа представители министерства поддержали доводы кассационной жалобы, просят ее удовлетворить.
Представитель истца полагает судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо явку своего полномочного представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный кассационный суд в соответствии со ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что между Главным управлением лесного хозяйства Рязанской области (арендодатель) и ООО "Тума-Рязань-Лес" (арендатор) 10.06.2010 заключен договор аренды лесного участка (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное владение и пользование на 25 лет лесной участок площадью 41 211 га, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный в Рязанской области в Клепиковском, Кораблинском, Ухоловском, Сапожковском, Шиловском районах согласно приложениям N 1 и 2 к договору (границы лесного участка на схеме расположения лесного участка).
Лесной участок передан арендатору по акту от 10.06.2010.
В ходе исполнения договора сторонами заключались дополнительные соглашения к нему.
Так, в частности, соглашением от 10.06.2015, помимо предмета договора, изменены основания прекращения и порядок изменения и расторжения договора, согласно которым арендодатель вправе в одностороннем и бесспорном порядке отказаться от исполнения договора в случае невыполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке в объемах и сроки, предусмотренные договором и проектом освоения лесов, если не исполнено требование арендодателя о выполнении соответствующего мероприятия в предусмотренный в требовании срок. Сроки выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений устанавливаются на основании принципа разумности для каждого мероприятия в отдельности, но при этом не могут составлять менее 1 месяца и более 6 месяцев с даты направления арендодателем соответствующего требования. Решение об отказе от договора в одностороннем и бесспорном порядке принимается арендодателем в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, в месячный срок с даты истечения срока, предусмотренного для исполнения соответствующего требования. Решение об одностороннем отказе от договора по основаниям, предусмотренным настоящим подпунктом, не может быть принято арендодателем, если неисполнение арендатором его обязанностей вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, а также решениями органов власти, влияющими на данные обстоятельства.
Согласно пункту 8 раздела 5 договора арендодатель обязан уведомить арендатора об отказе от исполнения договора не менее чем за 30 календарных дней до даты расторжения договора. Датой уведомления признается дата вручения арендатору соответствующего извещения под расписку (при направлении извещения курьером), либо дата направления арендатору уведомления об отказе от договора путем направления заказного почтового отправления на адрес арендатора, указанный в договоре. Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении об отказе от исполнения договора.
В случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным пунктом 7 раздела 5 договора, государственная регистрация расторжения договора в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, осуществляется арендодателем.
Согласно пункту 9 раздела 5 договора в случаях, указанных в пункте 7 раздела 5 договора, договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении об отказе от исполнения договора.
В силу подпункта "п" пункта 4 раздела 3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.06.2015) арендатор обязан осуществлять противопожарные, санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроках, установленных в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору.
Соглашением от 22.03.2018 приложение N 6 к договору заменено на приложение N 5 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке", согласно которому арендатор обязан ежегодно выполнять сплошные и выборочные санитарные рубки в следующих объемах:
ГКУ "Тумское лесничество":
- выборочные санитарные рубки - 200 га/8000 куб.м,
- сплошные санитарные рубки: 6 га/1300 куб.м;
ГКУ "Клепиковское лесничество":
- выборочные санитарные рубки - 31 га/1100 куб.м,
- сплошные санитарные рубки: 4 /700 куб.м;
ГКУ "Бельковское лесничество":
- выборочные санитарные рубки - 13 га/100 куб.м,
- сплошные санитарные рубки: 25 га/5100 куб.м.
На основании представленных ООО "Тума-Рязань-Лес" отчетов за 2018 год о защите, охране, воспроизводству и использованию лесов по договору аренды министерство установило, что арендатором не выполнены мероприятия по защите лесов, установленные соглашением от 22.03.2018 и проектом освоения лесов, а именно:
ГКУ "Бельковское лесничество":
- сплошные санитарные рубки при плане 25 га - фактически выполнено 10,7, не выполнено 14,3 га;
ГКУ "Клепиковское лесничество":
- выборочные санитарные рубки при плане 31 га -фактически выполнено 0 га, не выполнено 31 га;
ГКУ "Тумское лесничество":
- выборочные санитарные рубки при плане 200 га - выполнено 127,4 га, не выполнено 72,6 га.
Министерством в адрес ООО "Тума-Рязань-Лес" направлено требование от 06.03.2019 N СА/9-2583 о выполнении в срок до 01.06.2019 сплошных и выборочных санитарных рубок.
Проверкой, проведенной на основании приказа министерства от 29.05.2019 N 658, установлено, что в установленный в требовании срок (до 01.06.2019) обществом не выполнены сплошные санитарные рубки на площади 2,2 га на территории ГКУ "Бельковское лесничество".
Ответчиком в адрес истца направлено уведомление от 14.06.2019 N СА/9-6791 об одностороннем отказе от исполнения договора аренды лесного участка (в редакции соглашения от 22.03.2018) и его расторжении с 17.07.2019.
Полагая односторонний отказ министерства от исполнения договора аренды лесного участка незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, руководствуясь статьями 71, 24, 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 606, 607, 614 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у министерства с учетом фактических обстоятельств дела правовых оснований на односторонний отказ от исполнения договора аренды в связи с недоказанностью ответчиком существенности нарушения обществом условий договора.
Так, согласно положениям статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (часть 1 статьи 607 ГК РФ).
Согласно статье 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным и влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора").
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Пунктом 2 статьи 24 ЛК РФ определено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Как обоснованно указано в обжалуемых судебных актах, в предмет доказывания по настоящему спору входит установление факта невыполнения арендатором условий договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение договора арендатором.
Из материалов дела следует, что основанием для одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора явилось неисполнение обществом сплошных санитарных рубок на территории ГКУ "Бельковское лесничество" на площади 2,2 га.
Согласно положениям статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
В соответствии со статьей 60.7 ЛК РФ предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений. Указанные мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 4 статьи 60.77 ЛК РФ предусмотрено, что не допускается осуществление мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденными Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 N 472, сплошные санитарные рубки - это рубки, проводимые для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами. Сплошные санитарные рубки проводят на участках с насаждениями, утратившими биологическую устойчивость, при невозможности сохранить их, оздоровив выборочными санитарными рубками.
Выборочная санитарная рубка - это рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья. Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, частично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний.
Возражая против заявленных требований, министерство сослалось на тот факт, что согласно приложению N 5 к договору аренды от 10.06.2010 (в редакции соглашения от 22.03.2018) арендатор обязан ежегодно на территории ГКУ "Бельковское лесничество" выполнить санитарно-оздоровительные мероприятия в следующих объемах: выборочные санитарные рубки - 13 га, сплошные санитарные рубки - 25 га. Однако, согласно отчетам об использовании лесов, объем выполненных арендатором в 2018 году на территории ГКУ "Бельковское лесничество" санитарно-оздоровительных мероприятий составил: выборочные санитарные рубки - 40,2 га, сплошные санитарные рубки - 10,7 га.
После получения требования министерства от 06.03.2019 N СА/9-2583 обществом в срок до 01.06.2019 дополнительно выполнены сплошные санитарные рубки на площади 12,1 га, ввиду чего объем невыполненных сплошных санитарных рубок на территории ГКУ "Бельковское лесничество" составил 2,2 га.
Судами двух инстанций в ходе рассмотрения спора установлено, что согласно проекту освоения лесов для заготовки древесины в 2018-2027 годах по ГКУ "Бельковское лесничество" (таблица 17), средний ежегодный объем проектируемых санитарно-оздоровительных мероприятий составляет 38 га, из них выборочных санитарных рубок - 13 га, сплошных санитарных рубок - 25 га; объем сплошных санитарных рубок, которые арендатор должен выполнить в 2018 году, составляет 3,3 га. Данный проект получил положительное заключение экспертной комиссии от 04.05.2018 N 50, которое утверждено приказом Министерства от 04.05.2018 N 50-эк.
Также арбитражным судом установлено, что на основании актов лесопатологического обследования, утвержденных министерством, в проект освоения лесов внесены изменения, также получившие положительные заключения экспертной комиссии, утвержденные приказами министерства от 23.11.2018, от 13.07.2018. В изменения проекта включены ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственными регламентами; виды и объемы проектируемых санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке. Как указано в заключениях экспертной комиссии, материалы, указанные в изменениях в проект освоения лесов, являются дополнением к имеющимся таблицам проекта освоения лесов, невыполнение проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Согласно изменениям в проект освоения лесов, утвержденным приказом министерства от 13.07.2018 N 65-эк, объем проектируемых сплошных санитарных рубок в 2018 составил 7,4 га.
Согласно изменениям в проект освоения лесов, утвержденным приказом министерства от 23.11.2018 N 109-эк, объем проектируемых сплошных санитарных рубок в 2018 году составляет 12,1 га.
С учетом изложенных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в соответствии с проектом освоения лесов с учетом внесенных в него изменений объем запланированных сплошных санитарных рубок на территории ГКУ "Бельковское лесничество" составил 22,8 га.
Поскольку материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт выполнения истцом сплошных санитарных рубок на площади 22,8 га, ссылки министерства на то, что истец не выполнил проект освоения лесов в части выполнения сплошных санитарных рубок на территории ГКУ "Бельковское лесничество" арбитражным судом отклонены.
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с данными выводами судов двух инстанций.
Ввиду изложенного, а также установленных фактических обстоятельств дела, а именно утверждения приказом Министерства от 04.05.2018 N 50-эк положительного заключения экспертной комиссии от 04.05.2018 N 50 в отношении проекта освоения лесов; утверждения приказами министерства от 23.11.2018, от 13.07.2018 положительных заключений экспертной комиссии в отношении утвержденных министерством актов лесопатологического обследования; того факта, что материалы, указанные в изменениях в проект освоения лесов, являются дополнением к имеющимся таблицам проекта освоения лесов, довод кассационной жалобы министерства об отсутствии в обжалуемых судебных актах оценки довода ответчика о том, что проектом освоения лесов предусмотрен ежегодный объем сплошных санитарных рубок в объеме 25 га, судом округа отклоняется как необоснованный.
По мнению суда округа, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, отклонив доводы ответчика, обоснованно исходили из того факта, что из материалов дела не усматривается наличие возможности у истца выполнить сплошные санитарные рубки на территории ГКУ "Бельковское лесничество" в объеме, указанном сторонами в договоре аренды лесного участка, - 25 га.
Как было указано выше, судами двух инстанций установлен факт того, что согласно актам лесопатологических обследований объем сплошных санитарных рубок необходимо выполнить на площади 22,8 га, что было исполнено истцом.
Принимая во внимание данные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 450 ГК РФ, 65 АПК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств наличия на территории ГКУ "Бельковское лесничество" площади сплошных санитарных рубок 2,2 га, невыполнение которых явилось основанием для одностороннего отказа министерства от исполнения договора, а также не представлено доказательств того, что действия (бездействие) истца привело к значительному ухудшению лесного участка, повлекло иные неблагоприятные последствия, причинило министерству значительный ущерб.
Кроме того, как верно указано в обжалуемых судебных актах, из материалов дела усматривается, что при среднем объеме выборочных санитарных рубок на территории ГКУ "Бельковское лесничество" - 13 га, фактический объем выполненных истцом и принятых ответчиком выборочных санитарных рубок составил 40,2 га.
Принимая во внимание, что договор аренды заключен на длительный срок, учитывая, что расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, а также с учетом заявленных исковых требований, отсутствием на дату вынесения решения доказательств уклонения ответчика от исполнения условий договора аренды, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сослались на незаконный характер отказа министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора аренды, выраженного в уведомлении от 14.06.2019 N СА/9-6791,
При этом, сохранение договорных отношений между сторонами не противоречит положениям статей 450, 619 ГК РФ.
Отклоняя ссылки министерства на то, что истец был обязан принять меры к изысканию площади сплошных санитарных рубок - 2,2 га, а также на акт лесопатологического обследования от 14.06.2019, суды двух инстанций исходили из того, что указанное в акте обследование проведено после направления уведомления об отказе от договора. Данный акт министерством не утвержден, при этом частью 4 статьи 60.77 ЛК РФ предусмотрено, что не допускается осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что ответчиком не приведено правового обоснования того, какое значение для рассматриваемого спора могло иметь выполнение обществом сплошной санитарной рубки на территории ГКУ "Бельковское лесничество" на площади лесных участков 0,5 га, наличие повреждений которых, по мнению министерства, имелись с 2017 года и закреплены актом лесопатологического обследования от 14.06.2019, при условии того, что отказываясь от исполнения договора, министерство вменило обществу невыполнение мероприятий по сплошным санитарным рубкам на территории ГКУ "Бельковское лесничество" на площади 2,2 га.
Таким образом, доводы министерства в обоснование кассационной жалобы окружная судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А54-5400/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как было указано выше, судами двух инстанций установлен факт того, что согласно актам лесопатологических обследований объем сплошных санитарных рубок необходимо выполнить на площади 22,8 га, что было исполнено истцом.
Принимая во внимание данные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 450 ГК РФ, 65 АПК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств наличия на территории ГКУ "Бельковское лесничество" площади сплошных санитарных рубок 2,2 га, невыполнение которых явилось основанием для одностороннего отказа министерства от исполнения договора, а также не представлено доказательств того, что действия (бездействие) истца привело к значительному ухудшению лесного участка, повлекло иные неблагоприятные последствия, причинило министерству значительный ущерб.
...
Принимая во внимание, что договор аренды заключен на длительный срок, учитывая, что расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, а также с учетом заявленных исковых требований, отсутствием на дату вынесения решения доказательств уклонения ответчика от исполнения условий договора аренды, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сослались на незаконный характер отказа министерства природопользования Рязанской области от исполнения договора аренды, выраженного в уведомлении от 14.06.2019 N СА/9-6791,
При этом, сохранение договорных отношений между сторонами не противоречит положениям статей 450, 619 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2020 г. N Ф10-1907/20 по делу N А54-5400/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1907/20
20.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-136/20
29.11.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5400/19
16.07.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5400/19
08.07.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5400/19