г.Калуга |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А14-17352/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1123668009740, ИНН 3665087007, г. Воронеж, ул. Челюскинцев, д.149, пом.48), Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, г. Воронеж, ул.Кирова, дом 6А) - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А14-17352/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ по Воронежской области, жилищная инспекция) от 07.08.2019 N 03-29/65.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
АО "УК Ленинского района" в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, указывая на несогласие с выводом судов об обязанности управляющей компании исполнять работы по содержанию внутридомового газового оборудования, включающие работы по диагностированию, за счет платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома. По мнению кассатора, суды необоснованно не приняли во внимание, что договор управления с собственниками многоквартирного жилого дома N 43 по ул.Фридриха Энгельса (далее - МКД N 43) был заключен в 2012 г. и при расчете размера платы на жилое помещение не учитывались затраты по техническому диагностированию внутридомого газового оборудования (далее - ВДГО).
В отзыве на жалобу жилищная инспекция считает доводы общества не состоятельными, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд округа не находит оснований для отмены обжалованных решения и постановления.
Как следует из материалов дела, установлено судами, в связи с обращением собственника жилого помещения МКД N 43 на основании приказа N 2731 от 05.07.2019 ГЖИ Воронежской области в отношении АО "УК Ленинского района" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что АО "УК Ленинского района" имеет лицензию от 24.04.2015, в реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Воронежской области многоквартирный дом N 43 по ул.Фридриха Энгельса г.Воронежа находится в управлении общества. Общество осуществляет управление МКД N 43 на основании договора от 28.03.2015 N 19, заключенного на основании протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 43 от 19.03.2012. На основании договора от 21.03.2018 N 1, заключенного управляющей компанией с ООО "ТехноГазЭксперт", последнее осуществило техническое диагностирование ВДГО указанного дома, в связи с чем АО "УК Ленинского района" в платежных документах собственников жилья за период с ноября 2018 по май 2019 года начислило плату на "возмещение затрат на техническое диагностирование ВДГО" в размере 39 руб. 17 коп. ежемесячно, сверх установленного размера платы за содержание и ремонт имущества (жилого помещения).
По результатам проверки инспекция пришла к выводу о нарушении АО "УК Ленинского района" ч. 2 ст. 154, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Жилищный кодекс), п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ), п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), п. 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239).
ГЖИ Воронежской области составлен акт проверки от 07.08.2019 N 03- 27/204 и обществу 07.08.2019 выдано предписание N 03-29/65, которым предписано управляющей компании в срок до 07.10.2019 прекратить начисление в направляемых собственникам помещений указанного МКД платы на "возмещение затрат на техническое диагностирование ВДГО", начисляемой сверх установленного размера платы за содержание и ремонт имущества (жилого помещения), а также произвести перерасчет и возврат собственникам указанной ежемесячной платы за период с ноября 2018 по май 2019.
Предписание жилищной инспекции АО "УК Ленинского района" оспорило в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды с учетом положений части 1 статьи 36, части 7 статьи 156, статьи 158, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, принимая во внимание положения Правил N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правил N 410 и Правил N 290, не установили несоответствие оспоренного предписания нормативным актам, устанавливающим требования к управляющим организациям по содержанию и эксплуатации общего имущества МКД, к которому относятся внутридомовые инженерные системы газоснабжения.
В соответствие с частями 1 и 7 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, определяется на общем собрании собственников помещений, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Из содержания пункта 21 Минимального перечня услуг и работ N 290 следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесена организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.
В силу пункта 5.5.6 Правил N 170 управляющая организация должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Пунктом 4 Правил N 410 предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Исходя из анализа положений вышеназванных Правил в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, что обязанность по надлежащему содержанию ВДГО и проведению работ по его техническому диагностированию возникает у управляющей организации с момента принятия многоквартирного дома в управление, необходимость проведения всего комплекса работ (услуг), предусмотренных пунктом 4 Правил N 410, возлагается на управляющую компанию с учетом сроков эксплуатации ВДГО и осуществляется специализированной организацией на основании заключаемого управляющей организацией договора, при этом, правовые основания для выставления собственникам помещений в МКД дополнительной платы в возмещение расходов по диагностированию ВДГО у управляющей компании отсутствовали.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали оспоренное предписание жилищной инспекции соответствующим действующему законодательству и не нарушающим прав и законных интересов общества.
Доводы кассатора являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А14-17352/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Правил N 410 предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Исходя из анализа положений вышеназванных Правил в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, что обязанность по надлежащему содержанию ВДГО и проведению работ по его техническому диагностированию возникает у управляющей организации с момента принятия многоквартирного дома в управление, необходимость проведения всего комплекса работ (услуг), предусмотренных пунктом 4 Правил N 410, возлагается на управляющую компанию с учетом сроков эксплуатации ВДГО и осуществляется специализированной организацией на основании заключаемого управляющей организацией договора, при этом, правовые основания для выставления собственникам помещений в МКД дополнительной платы в возмещение расходов по диагностированию ВДГО у управляющей компании отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2020 г. N Ф10-1820/20 по делу N А14-17352/2019