город Калуга |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А84-1430/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||
судей |
Нарусова М.М., Шульгиной А.Н., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Крымморгидрострой" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А84-1430/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КРЫММОРГИДСТРОЙ" (далее - истец, общество), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, департамент) об обязании заключить прилагаемый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:02:004005:224 площадью 90 707 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Набережная порта, 14, (далее - земельный участок 05:224, спорный земельный участок), на срок 48 лет 11 месяцев, на условиях, в том числе, ставки годовой арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка - 159 656 111,91 руб., разрешенное использование: для обслуживания зданий и сооружений промбазы (далее - договор аренды).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.09.2019 (судья Архипова С.Н.) исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с АО "Крымморгидрострой" договор аренды земельного участка 05:224, площадью 90 707 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Набережная порта, 14, на срок 48 лет 11 месяцев, при ставке годовой арендной платы 2% от кадастровой стоимости земельного участка - 159 656 111,91 руб., разрешенное использование земельного участка: для обслуживания зданий и сооружений промбазы.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 (судьи: Сикорская Н.И., Евдокимов И.В., Колупаева Ю.В.) решение суда города отменено, по делу принят новый судебный акт о частичном удовлетворении иска.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязан заключить с АО "Крымморгидрострой" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:02:004005:224 площадью 90 707 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Набережная порта, 14, на приведенных судом условиях, в том числе следующих (п. 2.2. договора):
"Величина годовой арендной платы за пользование участком определяется по формуле:
Кадастровая стоимость Ставка арендной Сумма годовой
земельного участка (руб.) х платы (%) = арендной платы (руб.)
Кадастровая стоимость участка составляет 159 656 111,91 руб. (сто пятьдесят девять миллионов шестьсот пятьдесят шесть тысяч сто одиннадцать рублей 91 копейка).
Ставка арендной платы в размере 2,4 %.
Величина годовой арендной платы за пользование участком согласно расчету составляет:
159 656 111,91 х 0,024 = 3 831 746,68 руб. (три миллиона восемьсот тридцать одна тысяча семьсот сорок шесть рублей 68 копеек).".
Полагая апелляционное постановление по делу незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, общество (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.09.2019.
В обоснование жалобы заявитель считает необоснованным и противоречащим положениям Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) вывод суда апелляционной инстанции о разграничении ставок аренды, предусмотренных федеральным законодательством, в частности частью 2 ст. 3, со ставкой аренды, предусмотренной нормативно-правовыми документами субъекта РФ - города федерального значения Севастополя при совершении землепользователем (АО "КМГС") одних и тех же действий по выполнению предписания как федерального законодательства, так и законодательства города Севастополя, - обязанности переоформить право постоянного землепользования на право аренды земельного участка, который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не может принадлежать АО "КМГС" на правах постоянного землепользования.
Заявитель полагает, что порядок переоформления права постоянного землепользования на право аренды для лиц, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ не могут пользоваться земельными участками на правах постоянного землепользования, является одинаковым и обязательным для всех субъектов РФ, в том числе и города Севастополя. Обращает внимание суда на тот факт, что в случае применения в совокупности только норм, установленных Законом Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), норм Закона Севастополя N 81-ЗС от 26.11.2014 года "О земельном налоге" (далее - Закон N 81-ЗС), и норм постановления Правительства Севастополя 219-ПП от 08.04.2019 (издано взамен постановления N 524 от 16.06.2015) (далее - Постановление N 219-ПП), без учета норм федерального законодательства, АО "КМГС" оказывается в неравном положении с другими субъектами РФ в идентичных земельных отношениях, будучи обязанным оплачивать аренду по завышенной ставке: 2,4% вместо 2,0% от кадастровой стоимости земельного участка.
Указывает, что Верховный суд РФ, разъясняя вопросы, возникающие в судебной практике, разъяснил, что поскольку содержащиеся в законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года (далее - Обзор N 2).
Лица, участвующие в деле, явку своих полномочных представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный кассационный суд в соответствии со ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что согласно государственному акту на право постоянного пользования землей II-КМ N 005807 от 05.10.1999 спорный земельный участок предоставлен ЗАО "Морстрой".
В соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ от 21.03.2014 и ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.11.1994 "О введении в действие части первой ГК РФ", 21.05.2015 ЗАО "Морстрой" перерегистрировано в АО "Крымморгидрострой".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 46-ЗС истец обратился в департамент с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка.
Департамент направил в адрес общества 04.09.2018 проект договора N 965 аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Федерации - города федерального значения Севастополь от 27.08.2018.
При заключении указанного договора аренды между сторонами возникли следующие разногласия: департамент считал, что ставка годовой арендной платы должна составлять 2,4% от нормативной стоимости земельного участка, а общество полагало, что ставка годовой арендной платы должна составлять 2% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем 14.09.2018 общество направило в адрес департамента протокол разногласий от 13.09.2018, который получен последним 17.09.2018.
Истец 07.12.2018 обратился к ответчику с письмом, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения протокола разногласий к проекту договора N 965, в ответ на который департамент сообщил, что письмом от 04.10.2018 он отклонил условия, предложенные обществом в протоколе разногласий.
В связи с уклонением департамента от заключения договора аренды земельного участка общество вновь обратилось в адрес департамента с заявлением о заключении договора аренды земельного участка в порядке переоформления и 21.02.2019 направило проект договора аренды земельного участка.
Письмом от 06.03.2019 департамент пояснил, что на условиях общества договор заключен не будет и рекомендовал истцу обратиться в суд с заявлением о понуждении к заключению договора, если считает, что департаментом нарушено действующее законодательство.
Данные действия департамента явились основанием для обращения общества с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установив уклонение ответчика от заключения договора, исходил из того, что к правоотношениям сторон подлежат применению нормы абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в силу которых размер арендной платы в отношении спорного земельного участка должен составлять 2% от кадастровой стоимости участка в год, в связи с чем пришел к выводу, что разногласия относительно размера ставки арендной платы подлежат урегулированию в редакции, предложенной истцом.
По мнению суда округа, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд апелляционной инстанции, изложив в резолютивной части конкретные условия будущего договора, пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для применения ставки арендной платы в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 46-ЗС от 25.07.2014 до 1 января 2023 года юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки определен Постановлением Правительства Севастополя N 1250-1111 от 21.12.2015 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка переоформление права постоянного пользования земельным участком, осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее соответственно - заявление, уполномоченный орган).
В ходе рассмотрения дела судами двух инстанций установлено, что 06.06.2018 общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении права постоянного пользования земельным участком, предоставленного ему в пользование до 18 марта 2014 года, с приложением необходимой документации.
Согласно акту обследования земельного участка N 1017 от 03.07.2018 Управлением земельного контроля департамента, объект земельных отношений расположен в границах предоставленного земельного участка, огражден, на нем размещены здания и сооружения, которые в соответствии с выписками из ЕГРН зарегистрированы на праве собственности и принадлежат АО "Крымморгидрострой".
Поскольку истцу на праве постоянного пользования, оформленного Государственным актом II-КМ N 005807, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 91:02:004005:224 площадью 90 707 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Набережная порта 14 (далее - участок, спорный участок), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что ответчик обязан заключить с обществом договор аренды участка в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 46-ЗС.
Согласно п. п 8, 9, 10 Порядка при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение 60 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка совершает необходимые юридические действия с целью государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок, в течение 30 дней с момента государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган принимает решение о передаче земельного участка в собственность или подготавливает проект договора аренды (договора об установлении сервитута) земельного участка с соблюдением особенностей, установленных статьей 39.8 ЗК РФ. Подписанный проект договора аренды (договор об установлении сервитута) направляется на подписание заявителю. На заявителя возлагается обязанность осуществить государственную регистрацию права в случаях, предусмотренных законодательством, и предоставить в уполномоченный орган экземпляр договора.
Поскольку в рассматриваемом случае договор аренды земельного участка не был заключен в порядке переоформления, а требования земельного законодательства, а именно п. 4 ст. 3 Закона N 46-ЗС и Порядок предписывают обязательное его заключение, АО "Крымморгидрострой" направило в адрес департамента проект договора аренды земельного участка, изложив условия договора в собственной редакции.
Департамент уклонился от подписания договора аренды земельного участка в редакции общества, что явилось основанием для обращения общества с настоящим иском в суд.
В силу части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статья 421 ГК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае ставки арендной платы в размере 2%, применяемой к данным земельным отношениям на основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Проверяя довод апелляционной жалобы истца, апелляционной коллегией к материалам дела были приобщены дополнительные доказательства, исследовав которые суд второй инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено достоверных доказательств обращения к департаменту с заявлением о заключении договора аренды земельного участка в порядке, установленном абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Напротив, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об обращении общества с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком и заключении договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 12. 1 Закона N 6-ФКЗ, п. п. 4, 5 ст. 3 Закона N 46-ЗС от 25.07.2014, которым предусмотрено, что условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя, Порядком подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя N 1250-1111 от 21.12.2015.
Между тем, суд округа считает необходимым отметить следующее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015), согласно которой если договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 65 которого предусматривает государственное регулирование размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, к этому договору применяется порядок определения размера арендной платы, установленный уполномоченным органом субъекта РФ в соответствии с указанной нормой, даже если в момент заключения договора этот порядок еще не был установлен.
Таким образом, в рассматриваемом случае основание перезаключения договора, а именно на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ или статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, пунктов 4, 5 статьи 3 Закона N 46-ЗС, не имеют решающего правового значения, поскольку к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, подлежащему заключению с обществом, в любом случае подлежит применению регулируемая арендная плата.
Согласно п.п. 13-15 Порядка предмет договора аренды определяется согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, размер арендной платы определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Севастополя. Срок действия договора аренды земельного участка устанавливается в соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 ЗК РФ в случае переоформления права постоянного пользования земельным участком.
Определяя размер арендной платы, апелляционная судебная коллегия исходила из того, что на момент рассмотрения спора как судом первой, так и апелляционной инстанции Порядок N 524-ПП утратил силу и вступил в силу нормативный правовой акт города Севастополя - постановление Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" (далее - Порядок от 08.04.2019).
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
Кадастровая стоимость x Ставка арендной = Сумма годовой земельного участка (руб.) платы (%) арендной платы (руб.).
При заключении договора аренды земли учитываются ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории города Севастополя согласно приложению к настоящему Порядку (далее - Приложение к Порядку).
При переоформлении права постоянного, временного пользования земельными участками на право аренды ставки арендной платы устанавливаются согласно приложению к настоящему Порядку. В случае если установленные в приложении к настоящему Порядку ставки арендной платы превышают размер ставок земельного налога в отношении соответствующих земельных участков, установленных Законом города Севастополя от 26.11.2014 N 81-ЗС "О земельном налоге", более чем в два раза, ставки арендной платы при переоформлении прав устанавливаются в двукратном размере ставок земельного налога.
В соответствии со ст. 6 Закона N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельных участков в пределах его целевого назначения, определенного документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Установив, что на момент проведения обследования (03.07.2018) фактическое использование земельного участка соответствовало его целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования, в соответствии с п. 6.0 классификатора видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 540 от 01.09.2014, учитывая коэффициент в размере 2,4, установленный пунктом 6 Приложения к Порядку, и кадастровую стоимость земельного участка в размере 159 656 111,91 руб., суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что годовой размер арендной платы будет равен 3 831 746,68 руб.
По мнению суда округа, доводы общества о необходимости применения в рассматриваемом случае положений Закона N 137-ФЗ основаны на неверном толковании норм права, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Законом N 137-ФЗ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование, в частности, земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 3).
Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Данная позиция нашла подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
Между тем, согласно положениям пункта 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах, в частности, двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Между тем, если лицо приобрело в собственность здание, расположенное на земельном участке, предоставленном продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не переоформило до 1 июля 2012 года данное право на право собственности или право аренды, оно обязано платить за фактическое пользование земельным участком в размере арендной платы на основании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
Таким образом, Закон N 137-ФЗ не имеет обратной силы и не может распространяться на отношения, возникшие позже вступления его в законную силу, т.е. на спорные правоотношения сторон, которые в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов подлежат регулированию специальным нормативным актом.
Согласно статье 6 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Так, особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя регламентированы Законом N 46-ЗС.
В соответствии со статьей 3 указанного закона предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, в частности, государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок (ст. 6.1 Закона N 46-ЗС).
В силу частей 4, 5 статьи 3 Закона N 46-ЗС до 1 января 2023 года юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность.
Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, устанавливается Правительством Севастополя (ст. 10 Закона N 46).
Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года.
Указанный Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" и устанавливает общие правила расчета размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
Данный Порядок применяется при заключении договоров аренды земельных участков, предоставленных в установленном законом порядке без проведения торгов, и при переоформлении в установленном законом порядке договоров аренды, права постоянного, временного пользования, временного пользования земельными участками на условиях аренды, а также права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций) на право аренды.
Таким образом, Правительство Севастополя, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти (статья 34 Устава города Севастополя, статья 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя"), реализуя предоставленные полномочия, установило порядок определения арендной платы по ранее заключенным договорам в отношении собственности субъекта, которые подлежат обязательному применению.
Согласно положениям Порядка при переоформлении права постоянного, временного пользования земельными участками на право аренды ставки арендной платы устанавливаются согласно приложению к настоящему Порядку (Ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя).
Таким образом, суд округа приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда города и устанавливая ставку арендной платы в размере 2,4 % от кадастровой стоимости, правомерно руководствовался нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы общества в обоснование кассационной жалобы окружная судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А84-1430/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года.
Указанный Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" и устанавливает общие правила расчета размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2020 г. N Ф10-1132/20 по делу N А84-1430/2019