г.Калуга |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А62-4914/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Стрегелевой Г.А., Леоновой Л.В. |
в отсутствие представителей некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области"; Федеральной антимонопольной службы; акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" - извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N 62-4914/2019,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (далее - фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 08.05.2019 N 04/04/7.32-28/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Единая электронная торговая площадка".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Считает принятые судебные акты незаконными, принятыми с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.04.2018 на электронной площадке "Единая электронная торговая площадка", расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www/roseltorg.ru (далее - сайт оператора, АО "ЕЭТП"), размещено извещение о проведении аукциона N ЭА87а-2018 на право заключения договора о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Юбилейная, д. 5, Смоленская область, г. Рославль, пер. Свердлова, д. 20 (далее - аукцион); дата окончания подачи заявок - 15.05.2018 в 17 час 00 мин, дата рассмотрения заявок - 18.05.2018; дата и время проведения аукциона - 21.05.2018.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе ЭА87а-2018 (лот N 1) (идентификационный номер процедуры на площадке АО "ЕЭТП" - FKR 24041800006) поступила единственная заявка от общества с ограниченной ответственностью "СиП"Хорс".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2018 к участию в электронном аукционе допущены два участника ООО "СиП"Хорс" (лот N 1) и ООО "Вязьмаполимерстрой" (лот N 2).
25.05.2018 ООО "Стройподряд" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов - НО "Региональный фонд капитального ремонта", оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" при проведении аукциона ЭА 87а-2018, указав, что 15.05.2018 на сайте АО "ЕЭТП" им была сформирована заявка на участие в электронном аукционе ЭА87а-2018, однако при попытке подписания данной заявки возникла техническая ошибка, что не позволило обществу подать заявку на участие в электронном аукционе.
В ходе проверки обстоятельств дела, антимонопольным органом было установлено, что в соответствии с представленным АО "ЕЭТП" журналом активности пользователя ООО "Стройподряд" 15.05.2018 с 15:46:17 были осуществлены попытки подачи заявки на участие в электронном аукционе ЭА 87а-2018 по лоту N 1, однако, заявка общества не была подана в связи с возникшей ошибкой "ошибка во время подачи заявки: invalid method call: setRejectReason".
Представитель сайта оператора пояснил комиссии ФАС России, что 15.05.2018 в период с 15 час 45 мин и до 17 час 15 мин на сайте оператора были технические неполадки, а также указал на то, что он обращался к региональному оператору с просьбой о переносе сроков приема заявок на участие в электронном аукционе в связи с техническим сбоем в работе сайта оператора, однако НО "Региональный фонд капитального ремонта" отказалась от продления сроков.
Решением антимонопольного органа от 07.06.2018 N Т-114/18 жалоба ООО "Стройподряд" признана обоснованной, в действиях фонда признано нарушение пункта 79 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
07.06.2018 N Т-114/18 выдано предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2018; о назначении новой даты и времени подачи заявок на участие в электронном аукционе ЭА87а; о назначении новой даты проведения электронного аукциона по лоту N 1.
Постановлением от 08.05.2019 N 04/04/7.32-28/2019 фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением УФАС России, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности вины в действиях фонда в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов, учитывая следующее.
Частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 данной статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 данного Кодекса.
Как верно указали суды, объективную сторону данного правонарушения образуют действия субъекта, выразившиеся в нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Субъектами являются должностные лица и юридические лица, ответственные за процедуру и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Пунктом 4 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение), предусмотрено, что предварительные отборы и (или) электронные аукционы проводятся на сайте оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации в целях обеспечения проведения закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Привлечение оператора электронной площадки к проведению предварительного отбора осуществляется органом по ведению реестра, к проведению электронных аукционов - осуществляется организатором торгов.
Проведение электронного аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (пункт 94 Положения).
Согласно соглашению о сотрудничестве от 19.08.2016 N 0214-16/ДО НО "Региональный фонд капитального ремонта" для проведения аукциона по лоту N 1 привлечено АО "Единая электронная торговая площадка".
Пунктом 4.1.3 Регламента процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной площадки "Коммерческие закупки" АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Регламент) предусмотрено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения процедур в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения процедур, а также обеспечить равный доступ участникам к процедурам, проводимым на электронной торговой площадке, в зависимости от их роли.
Согласно пункту 4.1.5 Регламента с момента подтверждения аккредитации (переаккредитации) на электронной торговой площадке в качестве заявителя оператор обязан обеспечить заявителю доступ к участию во всех типах процедур, проводимых на электронной торговой площадке оператора (https://com.roseltorg.ruy).
В соответствии с пунктом 79 Положения организатор торгов не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Давая детальную оценку по правилам статьи 71 АПК РФ материалам административного дела, в том числе, с точки зрения доказанности каждого из обязательных элементов административного правонарушения, включая вину, верно применив совокупность положений статей 1.5, 2.1.,24.5 КоАП РФ, статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Поводом привлечения фонда к административной ответственности предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, послужили выводы антимонопольного органа основанные на устных пояснениях представителя АО "ЕЭТП. Тем не менее, суды обоснованно обратили внимание на отсутствие доказательств, подтверждающих факт обращений 15.05.2018 от АО "ЕЭТП" о возникших технических неполадках на сайте оператора в адрес НО "Региональный фонд капитального ремонта"; отсутствие документов подтверждающих, факт обращения АО "ЕЭТП" с ходатайством о переносе сроков приема заявок на участие в электронном аукционе (копия обращения, документов подтверждающих направление данного обращения, уведомление о технических неполадках на сайте оператора и т.п.); отсутствие уведомлений от ООО "Стройподряд" о возникших проблемах при подаче заявки на участие в электронном аукционе в адрес регионального оператора; документов, подтверждающих уведомление подрядной организацией НО "Региональный фонд капитального ремонта" о невозможности подачи заявки на сайте оператора и о необходимости переноса срока подачи заявок.
Одновременно обоснованно подчеркнуто, что привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица АО "ЕЭТП" сообщило, что никаких уведомлений о техническом сбое на площадке и о необходимости переноса срока подачи заявок в адрес фонда не направлялось.
Принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину организатора торгов в целях применения Кодекса.
Вопросы, связанные с установлением данных обстоятельств, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено ст. ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.1 - 4.3, 24.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.
По результатам исследования и оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды пришли к правильному выводу о том, что административным органом вынесено постановление о привлечении к административной ответственности при отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств виновного противоправного деяния со стороны фонда.
При этом, как верно указали суды, исполнение фондом предписания антимонопольного органа о повторном проведении электронного аукциона само по себе не свидетельствует о признании фондом своей вины, так как техническая ошибка, являясь объективным фактом, не позволила потенциальному претенденту своевременно подать заявку.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений статьи 24.5, части 2 статьи 2.1, статьи 1.5 КоАП РФ, судами обоснованно удовлетворены требования фонда об отмене постановления от 08.05.2019 N 04/04/7.32-28/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом округа также не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N 62-4914/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, суды пришли к правильному выводу о том, что административным органом вынесено постановление о привлечении к административной ответственности при отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств виновного противоправного деяния со стороны фонда.
При этом, как верно указали суды, исполнение фондом предписания антимонопольного органа о повторном проведении электронного аукциона само по себе не свидетельствует о признании фондом своей вины, так как техническая ошибка, являясь объективным фактом, не позволила потенциальному претенденту своевременно подать заявку.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений статьи 24.5, части 2 статьи 2.1, статьи 1.5 КоАП РФ, судами обоснованно удовлетворены требования фонда об отмене постановления от 08.05.2019 N 04/04/7.32-28/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 июня 2020 г. N Ф10-748/20 по делу N А62-4914/2019