г. Калуга |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А48-507/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Ефимовой С.П. (дов. N ОГ-05/2020 от 09.01.2020). Пахалкова А.В. (дов. N ИА-278/2020 от 01.01.2020); |
от ответчика
от третьих лиц |
Сапрыкина Е.А. (дов. от 10.05.2018), Сахановой И.А. (дов. от 14.05.2019); представители не явились, надлежаще извещены, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А48-507/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" (далее - истец, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Центр "Единое окно" (далее - ответчик, ООО "ЖКХ-Центр "Единое окно") о взыскании 6 254 735,31 руб. задолженности по агентскому договору от 11.01.2016 N 2016-АД/ЖКХ/14-1 за период с 01.01.2017 по 31.08.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управляющие компании.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.09.2019 с ООО "ЖКХ-Центр "Единое окно" в пользу ПАО "Квадра" взыскано 6 178,52 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 решение Арбитражного суда Орловской области от 26.09.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ПАО "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа во взыскании 6 248 556,79 руб. и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов ответчика и третьих лиц, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ПАО "Квадра" является организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячее водоснабжение потребителем с использованием закрытой системы водоснабжения на территории г. Орла.
Лицами участвующими в деле, не оспаривается, что между истцом и управляющими компаниями отсутствуют письменные договоры на поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение" собственникам и пользователям многоквартирных домов г. Орла.
11.01.2016 между ПАО "Квадра" (принципал) и ООО "ЖКХ-Центр "Единое окно" (агент) был заключен агентский договор N 2016-АД/ЖКХ/14-1, согласно которому принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства по формированию и ведению клиентской базы потребителей.
Согласно разделу 5 договора "Стоимость услуг и расчеты по договору" вознаграждение агента составляет процент в соответствии с п. 5.2. договора от суммы платежей, собранных агентом от потребителей по оплате коммунальных услуг по результатам расчетного месяца (НДС не облагается), и производится путем удержания суммы, рассчитанной в соответствии с п. 5.2. договора, при перечислении принятых агентом сумм платежей на счет принципала. Денежные средства, собранные с потребителей, перечисляются принципалу за минусом удержанной платы за оказанные услуги (вознаграждения) (пункт 5.1 договора).
Плата за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) агентом принципалу, предусмотренные пунктом 2.1 договора, устанавливается: в размере 3% от денежных средств, собранных агентом от потребителей по оплате коммунальных услуг (за горячее водоснабжение или подогрев воды и отопление) в январе 2016 года; в размере 2% от денежных средств, собранных агентом от потребителей по оплате коммунальных услуг (за горячее водоснабжение или подогрев воды и отопление) в текущем отчетном периоде (месяце), начиная с отчетного периода февраль 2016 года (пункт 5.2 договора).
Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, агент направляет принципалу акт сдачи-приемки оказанных услуг за отчетный период, который в течение пяти рабочих дней последним рассматривается и подписывается, либо в названный срок принципал направляет мотивированный отказ от подписания акта (раздел 6 договора).
Согласно п. 8.1 договора он вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.03.2016. Договор пролонгируется на следующие три месяца, если ни одна из сторон за 10 календарных дней до окончания срока его действия не потребует пересмотра его условий и не откажется от продления срока действия.
В процессе рассмотрения дела представители сторон подтвердили, что агентский договор является действующим и в период рассмотрения дела.
ПАО "Квадра" фактически заявлено требование о взыскании с ответчика суммы, составляющей повышающий коэффициент к нормативу потребления по услуге ГВС за период с 01.01.2017 по 31.08.2018.
Вынося судебные акты, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Предметом договора N 2016-АД/ЖКХ/14-1 являются обязательства ответчика по формированию и ведению клиентской базы:
- формирование и ведение лицевых счетов потребителей, проживающих в многоквартирных домах согласно приложениям N 1, N 2 и N 3 к договору, потребляющих коммунальные услуги по горячему водоснабжению (или подогреву воды) и отоплению;
- ведение аналитического учета операций по расчетам за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление (далее - услуги) потребителей;
- учет и предъявление в платежных документах к оплате задолженности потребителей за услуги;
- формирование отчетных данных с информацией в разрезе каждого лицевого счета отдельно по каждому виду услуг:
- о выставленных в расчетном периоде объемах потребления с указанием используемых в расчетах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды;
- о начисленных за расчетный период суммах;
- о суммах перерасчетов за услуги отдельно по каждому виду услуг согласно приложению N 4 и передаче указанной информации в электронном виде в срок не позднее 05 числа месяца, следующего за расчетным;
- формирование отчетных данных с информацией в разрезе каждого лицевого счет отдельно по каждому виду услуг:
- о сумме задолженности на начало расчетного периода;
- о выставленных объемах потребления с указанием используемых в расчетах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды;
- о начисленных суммах, суммах, выставленных к оплате, суммах перерасчетов за услуги;
- о суммах оплаты задолженности отдельно по каждому виду услуг согласно приложению N 5 и передаче указанной информации в электронном виде и бумажном носителе в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным;
- передача необходимой информации в электронном виде и на бумажных носителях принципалу, и в соответствии с действующим законодательством -государственным организациям;
- по организации своевременного и правильного начисления платы и осуществления перерасчета размера платы в соответствии с действующим законодательством за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление;
- по учету платежей потребителей за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление;
- по формированию и изготовлению платежных документов за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление;
- по доставке платежных документов потребителям;
- по приему от потребителей (плательщиков) платежей за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление в валюте Российской Федерации в пользу принципала;
- по осуществлению своевременного перечисления поступивших платежей потребителей за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление на расчетный счет принципала;
- по предоставлению документов и отчетности для ведения претензионно-исковой работы (пункт 2.1 договора).
Из п. 3.1.1 договора следует, что агент самостоятельно определяет порядок и способ выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных пунктом 2.1 договора.
В соответствии с п. 3.2.5 договора агент обязуется совместно с принципалом и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями) вести сбор информации и данных, самостоятельно отслеживать оперативные изменения при начислении платежей; организовать работу по приему платежей от плательщиков за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление в пользу принципала своими силами (или с привлечением лиц) на специальный расчетный счет (п. 3.2.8 договора); перечислять поступившие платежи потребителей за горячее водоснабжение (или подогрев воды) и отопление на расчетный счет принципала еженедельно в объеме поступивших средств за вычетом вознаграждения агента с учетом дат поступления денежных средств на расчетный счет агента путем формирования отдельного платежного поручения на перечисление платежей за отопление и тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения с представлением реестра плательщиков по каждому лицевому счету с указанием сумм, поступивших от плательщиков, и сумм размера удерживаемого вознаграждения агента, а также суммы, подлежащей к перечислению принципалу (п. 3.2.9 договора).
Исходя из детализации обязательств, которые выполняет по договору ООО "ЖКХ-Центр "Единое окно" (пункт 2.1 договора), а также из терминов, используемых в договоре (раздел 1), в частности, из расшифровки понятия "начисленная сумма", суды сделали вывод о том, что ПАО "Квадра" поручило агенту определять размер платы за коммунальные услуги в соответствии с действующими тарифами и ценами, количеством проживающих, зарегистрированных, временно отсутствующих, общей площади помещений и иными факторами, влияющими на размер платы. Поручение агенту начислять повышающий коэффициент в агентском договоре не содержится.
Ответчик, возражая на иск, утверждал, что право на получение повышающего коэффициента истцу не принадлежит в силу того, что многоквартирные дома находятся в управлении у управляющих компаний, являющихся исполнителями коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В п. 14 Правил N 354 указано, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Судами по настоящему делу установлено, что управляющие организации, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, являются исполнителями коммунальных услуг в отношении управляемых ими домов, с собственниками помещений которых заключены договоры управления.
Право на получение с потребителей денежных средств, составляющих повышенную плату, зависит от того, кто предоставляет коммунальные ресурсы потребителям многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Из положений п. 4.4 ч. 2 ст. 44, ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме предоставлена возможность заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией при условии принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в таком доме.
В этом случае собственник жилого помещения исполняет свои обязательства по оплате коммунальных услуг непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, в случае, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы этой ресурсоснабжающей организации, используемые последней в целях погашения расходов по регулируемой деятельности. В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2017 N 19506-00/04).
Судами по настоящему делу установлено, что многоквартирные дома, перечисленные в приложении N 2 к агентскому договору от 11.01.2016 N 2016-АД-ЖКХ/14-1, находятся в управлении соответствующих управляющих организаций, договоры управления с которыми заключены потребителями в период с декабря 2015 года по июнь 2016 года.
В этой связи, суды указали, что в данном случае эти управляющие организации вправе получать с собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.
Также установлено, что в двух домах N 24 и N 28, расположенных по ул. Металлургов в г. Орле, 11.06.2018 общими собраниями собственников помещений приняты решения о заключении договоров поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет истца статусом исполнителя коммунальной услуги по ГВС в отношении указанных домов, в связи с чем взыскание в пользу истца с собственников помещений этих домов платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента признано судами обоснованным.
В этой связи с ответчика в пользу истца взыскана сумму повышающего коэффициента 6 178 руб. 52 коп., а в остальной части исковых требований правомерно отказано.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и(или) апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе истца, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А48-507/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами по настоящему делу установлено, что многоквартирные дома, перечисленные в приложении N 2 к агентскому договору от 11.01.2016 N 2016-АД-ЖКХ/14-1, находятся в управлении соответствующих управляющих организаций, договоры управления с которыми заключены потребителями в период с декабря 2015 года по июнь 2016 года.
В этой связи, суды указали, что в данном случае эти управляющие организации вправе получать с собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.
Также установлено, что в двух домах N 24 и N 28, расположенных по ул. Металлургов в г. Орле, 11.06.2018 общими собраниями собственников помещений приняты решения о заключении договоров поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет истца статусом исполнителя коммунальной услуги по ГВС в отношении указанных домов, в связи с чем взыскание в пользу истца с собственников помещений этих домов платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента признано судами обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 июня 2020 г. N Ф10-812/20 по делу N А48-507/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7776/19
19.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-812/20
13.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7776/19
26.09.2019 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-507/19