г.Калуга |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А23-5629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года. Постановление.
В полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "МАГ + С" (ИНН 4825119156, ОГРН 1164827067130) - Жукатинского С.М. доверенность от 22.01.2019; Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, (ИНН 4029045065, ОГРН 1114029001195) - Куликовой Е.А. доверенность от 09.01.2020 N ВА-4/2-20,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А23-5629/2019Ю
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАГ + С" (далее - ООО "МАГ + С", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство) о признании недействительным решения о расторжении действующего Государственного контракта N 01372000012190005320001 от 03.04.2019 года.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020, требование удовлетворено. С министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в пользу ООО "МАГ+С" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, министерство обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по государственному контракту, такое как не устранение в указанный срок выявленных Министерством недостатков. Полагает, что процедура расторжения контракта в одностороннем порядке полностью соответствует гражданскому законодательству РФ и Закону о контрактной системе N 44-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "МАГ + С" выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит принятые судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы изложенные в кассационной жалобе; представитель ООО "МАГ + С" возражал против доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.04.2019 года между ООО "МАГ+С" (Исполнитель) и Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области (Государственный заказчик) заключен Государственный контракт N 01372000012190005320001 (далее контракт) на выполнение работ по объекту "Составление территориальных балансов запасов по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески, песчано - гравийный материал, строительные известняки, кирпичное и керамзитовое сырье, трепел, мел, торф) Калужской области" (т. 1, л.д. 21-24).
Предметом контракта являлось выполнение работ по объекту: "Составление территориальных балансов запасов по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески, песчаногравийный материал, строительные известняки, кирпичное и керамзитовое сырье, трепел, мел, торф) Калужской области" п. 1.1 настоящего контракта ООО "МАГ+С" обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего контракта в соответствии с Геологическим заданием (Приложение N 1) и обеспечить надлежащее качество выполнения работ.
Согласно п. 2.1. контракта его цена составляет 550 500 руб.
Государственный заказчик оплачивает исполнителю выполненные работы в течение 30 дней после подписания акта выполненных работ (п. 2.4.).
Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 01 декабря 2019 года (п. 3.1 контракта).
Согласно пункту 4.2. контракта, после выполнения работ, согласно срокам, указанным в пункте 3.1., исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет государственному заказчику акт выполненных работ, подписанным исполнителем, счет за выполненные работы, а также отчетные документы, указанные в п. 2 Геологического задания, подтверждающие результаты выполненных работ.
Приемка выполненных работ осуществляется государственным заказчиком, который в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных в пункте 4.2. настоящего контракта. Заказчик обязан проверить соответствие выполненных работ требованиям контракта и Геологического задания и подписать акт выполненных работ. При выявлении несоответствия в результатах выполненных работ требованиям контракта и Геологического задания, препятствующих их приемке, государственным заказчиком составляется акт с указанием выявленных недостатков и мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, который подписывается заказчиком и направляется в течение трех рабочих дней исполнителю. Исполнитель обязан произвести необходимые исправления в сроки, определенные государственным заказчиком (п. 4.3. контракта).
В соответствии с пунктом 4.4. контракта, для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, заказчик вправе провести экспертизу этих результатов.
В разделе 4 Геологического задания определены ожидаемые результаты работ, форма отчетной документации, сроки выполнения.
Согласно пункту 4.1. Геологического задания ожидаемые результаты работ: по завершению работ должны быть составлены: - сметный расчет, утвержденный на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области; отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела и торфа Калужской области по состоянию на 01.01.2019, с пояснительными записками; отчетный баланс запасов сапропеля по состоянию на 01.01.2019 с пояснительной запиской; порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов; пояснительная записка к кадастру торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области; список месторождений торфа, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы учета. Форма отчетной документации: сметный расчет, утвержденный на НТС министерства природных ресурсов и экологии Калужской области; отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 представляются на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в 4-х экземплярах в бумажном и в электронном виде; порайонный кадастр торфяных и сапропелевых месторождений Калужской области, учтенных государственным балансом запасов - в 1 экз. в бумажном и в электронном виде; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области - в 1-м экз. в бумажном и в электронном виде; список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы - в 1 экз. в бумажном и в электронном виде (п. 4.2 Геологического задания).
Согласно пункту 4.3. Геологического задания срок выполнения: сметный расчет предоставляется в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в течение 10 дней со дня заключения контракта (контракт заключен 03.04.2019, срок предоставления до 14.04.2019 года); отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 представляются на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области в 4 экземплярах в бумажном и в электронном виде не позднее 20.04.2019; порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля месторождений, учтенных государственным балансом запасов представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01 декабря 2019 г; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01 декабря 2019 г; список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы представляется на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не позднее 01 декабря 2019.
ООО "МАГ+С" предоставлены на рассмотрение и утверждение, а Государственным заказчиком приняты следующая отчетная документация:
сметный расчет - предоставлен в 1 экземпляре в бумажном виде 08.04.2019; отчетные балансы запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019 в 4 экземплярах в бумажном и в электронном виде предоставлены 19.04.2019; порайонный кадастр месторождений торфа и сапропеля месторождений, учтенных государственным балансом запасов в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлен 28.06.2019 года; пояснительная записка к кадастру месторождений торфа и сапропеля Калужской области в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлен 28.06.2019 года; список месторождений торфа и сапропеля, рекомендуемых для исключения из баланса или для перевода в другие группы в 1 экземпляре в бумажном и в электронном виде предоставлен 28.06.2019 года. Заключением экспертной комиссии ответчика от 22.04.2019 отчетные балансы истца признаны не соответствующими Геологическому заданию.
25.04.2019 секцией недропользования ответчика составлен акт о выявлении недостатков в составлении территориальных балансов запасов по месторождениям.
Письмом от 06.05.2019 N 06/05 истец выразил несогласие с выводами, изложенными в акте о выявленных недостатках от 25.04.2019, и просил конкретизировать замечания.
Письмом от 15.05.2019 N 3364-19 ответчик изложил истцу свою позицию по возникшим вопросам.
В письме от 17.05.2019 N 17/05 истец запросил у ответчика дополнительную информацию, не раскрытую ответчиком ранее.
Письмом от 26.04.2019 N 2968/19 ответчик сообщил истцу о необходимости устранения замечаний до 13.05.2019.
05.07.2019 года ООО "МАГ+С" согласно пункту 4.2. контракта с сопроводительным письмом предоставил Государственному заказчику акт выполненных работ, подписанный ООО "МАГ+С", счет за выполненные работы.
06.07.2019 года ООО "МАГ+С" получило от заказчика уведомление об одностороннем расторжении контракта, в котором изложено оспариваемое решение ответчика.
В указанном уведомлении государственный заказчик информирует ООО "МАГ+С" о принятом решении о расторжении государственного контракта согласно статьи 95 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, в качестве основания указав нарушение срока предоставления государственному заказчику отчетных балансов запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля по состоянию на 01.01.2019.
Ссылаясь на незаконность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, ООО "МАГ+С" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
С учетом правовой природы возникших между сторонами правоотношений суды применили к настоящему спору положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Статьей 95 (пункт 19) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено право подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 6.21 Контракта было закреплено право сторон на односторонний отказ от него.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить их в сроки и в порядке, которые указаны в соглашении.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточного сроков выполнения работы.
Верно протолковав условия договора по правилам статьи 431 ГК РФ, суды пришли к выводу, что в соответствии с его условиями окончательная приемка и оценка результатов выполненных работ происходит только после того, как исполнитель предоставит заказчику акт выполненных работ и счет за выполненные работы, с приложением отчетных документов.
Пресекательный срок для выполняемых в рамках контракта действий сторон установлен 01.12.2019.
До момента направления исполнителем заказчику акта выполненных работ и выставления счета, действия истца по направлению ответчику отчетных балансов запасов строительных песков, песчано-гравийных материалов, строительных известняков, кирпичного и керамзитового сырья, трепела, мела, торфа и сапропеля носили предварительный характер, с целью проверки заказчиком результатов работ и последующего устранения исполнителем недостатков, которые могли быть выявлены в результате проверки.
Таким образом, окончательную приемку, оценку выполненных работ и составление мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ ответчик мог осуществить только после получения от ответчика окончательно сформированных отчетов с приложением акта выполненных работ и счета на их оплату.
Исследовав и оценив в порядке статьи 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суды установили, что акт выполненных работ и счет на оплату истец направил в адрес ответчика письмом от 01.07.2019, которое ответчиком получено 05.07.2019; ответчик, не выполнив свои обязательства, предусмотренные пунктами 4.3. и 4.4. спорного контракта, принял оспариваемое решение об одностороннем расторжении контракта, изложенного в уведомлении от 03.06.2019 N 3364/1-19, без составления мотивированного отказа и предоставления исполнителю возможности устранения недостатков; замечания по отчетам от 12.07.2019 N 4834-19 и мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ от 16.07.2019 N 5037-19 направил истцу только после подписания отказа от договора.
Судами также установлено, что замечания по отчетам от 12.07.2019 N 4834-19 и мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ от 16.07.2019 N 5037-19 составлены ответчиком уже после обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением (11.07.2019) и принятия судом заявления к производству (12.07.2019).
В силу пункта 6.21. государственного контракта за заказчиком закреплено право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств или части своих обязательств, Государственный заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления о расторжении настоящего контракта, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также подать исковое заявление о расторжении настоящего контракта в Арбитражный суд Калужской области.
Согласно положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением стороной условий контракта.
Установив все юридически значимые обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "МАГ+С" существенных нарушений условий контракта не допустило, результаты работ передавались заказчику в сроки, предусмотренные контрактом, с предоставлением на рассмотрение и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области отчетной документации.
Одновременно, судом было принято во внимание, что решением УФАС по Калужской области от 07.08.2019 N 02/1778 установлена недостаточность сведений, доказывающих недобросовестность истца, как исполнителя спорного контракта.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию ее заявителя с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А23-5629/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верно протолковав условия договора по правилам статьи 431 ГК РФ, суды пришли к выводу, что в соответствии с его условиями окончательная приемка и оценка результатов выполненных работ происходит только после того, как исполнитель предоставит заказчику акт выполненных работ и счет за выполненные работы, с приложением отчетных документов.
...
В силу пункта 6.21. государственного контракта за заказчиком закреплено право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств или части своих обязательств, Государственный заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, путем направления уведомления о расторжении настоящего контракта, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также подать исковое заявление о расторжении настоящего контракта в Арбитражный суд Калужской области.
Согласно положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением стороной условий контракта."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2020 г. N Ф10-1521/20 по делу N А23-5629/2019