г.Калуга |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А83-7669/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Власова Е.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Лесиной Т.П. - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мемедляева Шевкета Сейтмеметовича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А83-7669/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мемедляев Шевкет Сейтмеметович (далее - ИП Мемедляев Ш.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Лесиной Татьяны Петровны, от 23.04.2019 N 90/011/001/2018-774 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15.06.2018 незаконным и обязании Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - регистрирующий орган) зарегистрировать в течение десяти рабочих дней после вступления решения в законную силу, договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020, в удовлетворении требований ИП Мемедляева Ш.С., было отказано.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанции, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, что привело к неверным выводам судов о правомерности оспариваемого отказа в государственной регистрации договора.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.06.2018 между Муниципальным образованием сельского поселения Ленинского района Республики Крым (Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым) (арендодатель) и ИП Мемедляевым Ш.С. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N З-109-2018/Ф, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование и владение земельный участок площадью 500 кв. м, из категории земель населенных пунктов муниципального образования, с кадастровым номером 90:07:020102:825, расположенный по адресу: 298200, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Фрунзе, район железнодорожного переезда (подпункт 1 пункта 1 договора).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 договора настоящий договор заключается на основании Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым".
Из подпункта 1.4 пункта 1 договора следует, участок передается для размещения станции технического обслуживания разрешенный вид использования земельного участка - предпринимательство, код классификатора - 4.0.
16.07.2018 представитель Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Фазылова Л.С., обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды (субаренды) земельного участка.
К заявлению, представителем Администрации были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка от 15.06.2018 N 3-109-2018/Ф от 15.06.2018; акт приема передачи от 15.06.2018; выписка из Реестра муниципального имущества муниципального образования Ленинского сельского поселения ленинского района Республики Крым от 12.07.2018 N 336; кадастровый паспорт земельного участка от 02.09.2016 N 90-02/2016-447120; решение 23 сессии 4 созыва Лениновского поселкового совета АРК о разрешении на составление проекта отвода на земельный участок от 20.04.2005 и решение N 228-47/2010 г 47 сессии 5 созыва от 01.11.2010 о внесении изменений в решение 23 сессии 4 созыва от 20.04.2005 о продлении срока предоставления проектной документации на 2 года.
23.07.2018 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в соответствии с пунктом 5, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, до 23.10.2018, продленного в дальнейшем до 23.04.2019.
23.04.2019 государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Лесиной Т.П., было вынесено Сообщение от 23.04.2019 N 90/011/001/2018-774 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 3-109-2018/Ф от 15.06.2018, в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления регистрации договора аренды земельного участка, в установленный регистрирующим органом срок.
Не согласие заявителя с сообщением от 23.04.2019 послужило основанием для обращения Мемедляева Ш.С. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности вывода государственного регистратора об отсутствии правовых оснований для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлен статьями 14, 21 Закона N 218-ФЗ, среди которых в том числе являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ содержится перечень документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 названного Закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Согласно материалам дела, основанием для приостановления государственной регистрации спорного договора аренды, а в дальнейшем и отказа, послужило не представление Муниципальным образованием сельского поселения Ленинского района Республики Крым документов, подтверждающих заключение спорного договора аренды земельного участка без соблюдения процедуры проведения торгов.
Как было указано выше, правовым основаниям заключения спорного договора аренды послужили положения Закона от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым".
В ходе рассмотрения настоящего спора предприниматель пояснил, что спорный договор аренды был заключен в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Суды, руководствуясь вышеизложенными нормами, а также пунктом 4 статьи 8 Закон от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, верно указали, что процедура переоформления прав, фактически представляет собой приведение ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, введенной законодательством переходного периода с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации.
В соответствии с материалами дела Решением Ленинского поселкового совета 23 сессии 4 созыва от 20.04.2005 СПД Мемедляеву Ш.С. дано разрешение на составления проекта отвода земельного участка площадью 0,05 га на правах аренды сроком на 25 лет под строительство СТО на территории бывшего СХТ в пгт Ленино и в срок до 01.10.2005 предоставить землеустроительные документы. Впоследствии Решением Ленинского поселкового совета 47 сессии 5 созыва N 228-47/2010 от 01.11.2010 внесены изменения в решение от 20.04.2005 и продлен срок предоставления проектной документации на 2 года.
Доказательств того, что предпринимателем в установленные вышеуказанными решениями сроки была предоставлена проектная документация на спорный земельный участок материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно ответа филиала Государственного Унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в Ленинском районе за исх. N 02-03/4746 от 8.07.2018, полученного в порядке межведомственного запроса, следует, что в материалах архива, инвентарное дело по вышеуказанному адресу отсутствует.
С учетом пункта 3 раздела 2 "Заключительные положения" Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству" от 16.09.2008 N 509 - VI, вступившего в силу 14.10.2008, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014, при этом не исполненные решения, принятые до 14.10.2008, утратили действие 14.10.2010, а также решения о разрешении разработки технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) или по составлению Документов, удостоверяющих право на земельный участок.
В связи с изложенным, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка, поскольку на регистрацию не было предоставлено документов, подтверждающих право на заключение договора аренды без соблюдения процедуры проведения торгов.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с результатами содержащейся в оспариваемых судебных актах оценки доказательств по делу не является основанием для их отмены, поскольку его доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и не опровергают установленные ими обстоятельства.
Суд кассационной инстанции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 по делу N А83-7669/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 27 Закона N 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
...
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2020 г. N Ф10-1934/20 по делу N А83-7669/2019