г.Калуга |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А84-4069/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 18.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Леоновой Л.В. |
судей |
Бессоновой Е.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
заявителя: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (г. Севастополь, ОГРН 1149204008887, ИНН 9204004659) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Севастопольское авиационное предприятие" (г. Севастополь, ОГРН 1149204020437, ИНН 920106697) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А84-4069/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Севастопольское авиационное предприятие" (далее - предприятие) финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 180 500 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2019 года суд взыскал с предприятия в пользу Управления финансовую санкцию в размере 500 рублей, а также государственную пошлину в сумме 1 000 рублей в доход федерального бюджета.
Дополнительным решением от 25.12.2018 в остальной части требований Управления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Предприятие ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей фонда и предприятия в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), является плательщиком страховых взносов.
Управлением в отношении предприятия проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проведенной проверки оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S18190001929 от 16.05.2019, в котором указано о несвоевременности предоставлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 361 застрахованного лица.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решения от 18.06.2019 N 092S19190002331 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 180 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
На основании указанного решения пенсионного фонда вынесено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S01190001427 от 04.07.2019. В связи с неисполнением предприятием требования об уплате штрафа в установленный в нем срок, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава вменяемого ему правонарушения. Вместе с тем суд первой инстанции в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, пришел к выводу о необходимости снизить размер назначенного предприятию штрафа до 500 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.02.2019 в адрес Управления предприятием представлен отчет по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В представленном страхователем 12.02.2019 отчете по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год Управлением обнаружены ошибки, в связи с чем, отчет не был принят и Уведомлением от 12.02.2019 страхователю предложено устранить перечисленные в нем ошибки и представить корректные сведения в срок, установленный ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
4 марта 2019 г. предприятие направило в адрес Управления отчет по форме СЗВ-СТРАЖ в форме электронного документа, после устранения всех нарушений окончательный отчет принят 05.03.2019.
Таким образом, фактически форма СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год на 361 застрахованное лицо была предоставлена 05.03.2019, то есть с нарушением установленного срока.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Судом установлено, что ошибка в отчете не была выявлена обществом самостоятельно и не исправлена своевременно.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, но учитывая формальный характер состава правонарушения, исходя из конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, признал обоснованным довод заявителя о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: незначительный период просрочки, отсутствие негативных последствий для бюджета в результате допущенного нарушения, отсутствие умысла, несоразмерность наказания совершенному нарушению.
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которым полномочие суда на снижение штрафных санкций, является конституционной прерогативой суда, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, с учетом принципов справедливости и соразмерности, суд обоснованно снизил размер наложенного штрафа.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2019, дополнительное решение от 25.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А84-4069/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что ошибка в отчете не была выявлена обществом самостоятельно и не исправлена своевременно.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, но учитывая формальный характер состава правонарушения, исходя из конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, признал обоснованным довод заявителя о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: незначительный период просрочки, отсутствие негативных последствий для бюджета в результате допущенного нарушения, отсутствие умысла, несоразмерность наказания совершенному нарушению.
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которым полномочие суда на снижение штрафных санкций, является конституционной прерогативой суда, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, с учетом принципов справедливости и соразмерности, суд обоснованно снизил размер наложенного штрафа."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 июня 2020 г. N Ф10-1603/20 по делу N А84-4069/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1603/20
16.01.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3960/19
25.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4069/19
08.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4069/19