г.Калуга |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А14-6594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 г.
Судья Арбитражного суда Центрального округа Стрегелева Г.А.,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской от 2 сентября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 года по делу N А14-6594/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Желдорснаб Черноземья" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС, административный орган) о назначении административного наказания по делу N 036/04/19.8/67/2019 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2019 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11.04.2019 о назначении административного наказания по делу N 036/04/19.8/67/2019 об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 решение суда от 02.09.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, Воронежское УФАС обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей рассмотрения дела, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для пересмотра решения и постановления в порядке кассационного производства по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, установлено судами, Воронежским УФАС в рамках антимонопольного контроля установлено размещение конструкций (баннеров) на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская д. 1. Согласно полученной от АО "Лайса" информации, оно заключило с ООО "Желдорснаб Черноземья" 01.11.2015 договор N 694/КТЛ о предоставлении обществу права установить и эксплуатировать рекламные конструкции по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская д. 1.
На основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 06.08.2019 антимонопольным органом в адрес ООО "Желдорснаб Черноземья" (394090, г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 78, оф. 55) посредством направления почтовой корреспонденции направлен запрос о предоставлении до 15 часов 00 минут 22 августа 2018 года сведений (информации), документов или их надлежащим образом заверенных копий:
1) документально подтвержденную информацию о владельцах рекламных конструкций - физическое или юридическое лицо - собственниках рекламных конструкций либо иных лиц, обладающих вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником, размещенных на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 1 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, место жительства, для юридических лиц - фирменное наименование, ИНН, ОГРН);
2) документально подтвержденную информацию о разрешениях, выданных в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рекламе", на размещение рекламных конструкций, расположенных на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 1;
3) документально подтвержденную информацию о разрешениях, выданных в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рекламе", на размещение всех рекламных конструкций, расположенных на территории Воронежской области, рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем которых является ООО "Желдорснаб Черноземье" (с указанием статуса);
4) копии договоров на передачу/сдачу в аренду и рекламных конструкций, расположенных на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 1 третьим лицам (при наличии);
5) оригинал-макеты всей рекламы, рекламодателем, рекламораспростарнителем, рекламопроизводителем которой является ООО "Желдорснаб Черноземья" (с указанием статуса) на территории Воронежской области в период с 01.01.2018 г. по настоящее время, с приложением договоров, счетов, заказов, счетов-фактур, платежных поручения, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство и (или) размещение распространенной рекламы.
Почтовая корреспонденция возвращена отправителю органом связи (ООО "Федеральная почтовая служба") 07.09.2018 с указанием "возвращено по истечении срока хранения".
30.11.2018 Воронежским УФАС направлен повторный запрос (исх. N 03-16/7230) в адрес ООО "Желдорснаб Черноземья" по адресу места нахождения (юридическому адресу): 394090, г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 78, оф. 55, о предоставлении до 15 часов 00 минут 17 декабря 2018 сведений (информации), документов или их надлежащим образом заверенных копий. Почтовая корреспонденция возвращена отправителю органом связи (ООО "Федеральная почтовая служба") 09.01.2019 в связи с истечением срока хранения.
В присутствии представителя общества по доверенности Восканяна В.М. уполномоченным должностным лицом административного органа в связи с непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Желдорснаб Черноземья" был составлен протокол об административном правонарушении N 036/04/19.8/67/2019 от 27.03.2019.
В соответствии с протоколом обществу вменено непредставление информации по запросам Воронежского УФАС от 06.08.2018 и от 30.11.2018 в срок до 22.08.2018 и до 17.12.2018 (соответственно).
Постановлением от 11.04.2019 по делу N 036/04/19.8/67/2019 Воронежское УФАС признало общество "Желдорснаб Черноземья" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 50000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным оспоренное постановление административного органа, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества во вмененном административном правонарушении ввиду отсутствия надлежащего уведомления антимонопольным органом о необходимости предоставления истребуемых документов. При этом судом первой инстанции не установлено нарушений порядка привлечения к административной ответственности и срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении суда.
Оставляя без изменения судебные акты, суд округа исходит из следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения требований федеральных антимонопольных органов и их территориальных органов о предоставлении сведений (информации). Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой противоправные действия либо бездействие, нарушающее требования антимонопольного органа о предоставлении сведений (информации). Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления.
Субъектом данного правонарушения является, в том числе юридическое лицо, которому адресовано требование антимонопольного органа и на которое вследствие получения такого требования возлагается обязанность по его надлежащему исполнению.
Как следует из материалов административного дела, антимонопольный орган истребовал у общества по мотивированным запросам информацию (сведения) в письменной форме, документы, материалы в отношении рекламных конструкций, расположенных на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 1, а также иной рекламы, рекламодателем, рекламораспростарнителем, рекламопроизводителем которой является ООО "Желдорснаб Черноземья" (с указанием статуса) на территории Воронежской области в период с 01.01.2018 г.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации. В соответствии с частью 2 статьи 34 данного Закона неисполнение требований указанных в части 1 данной статьи влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) в виде административного штрафа для юридических лиц от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена специальная ответственность за непредставление сведений в антимонопольный орган, истребуемых в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из материалов дела, возражений Воронежского УФАС на доводы общества, не следует, что антимонопольным органом запросы о предоставлении сведений, информации направлены в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства. Напротив, исходя из информации, предоставленной АО "Лайса", а также самих запросов в адрес общества, следует, что Воронежское УФАС осуществляет проверку законности размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
Таким образом, на момент составления в отношении общества протокола об административном правонарушении обществом фактически не были представлены по требованию антимонопольного органа письменные пояснения, информация, сведения об основаниях размещения рекламной конструкции в соответствии с требованиями статьи 19 Закона о рекламе.
То есть, в действиях заявителя имеется объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд округа приходит к выводу о неверной квалификации допущенного обществом административного правонарушения. Воронежское УФАС установило правонарушение по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, тогда как данное правонарушение должно квалифицироваться по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ.
Кроме того, суд округа считает, что постановление административного органа вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения против порядка управления. Годичный срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления установлен в отношении непредставления или несвоевременного представления либо представления заведомо недостоверных сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа.
Согласно оспоренному по настоящему делу постановлению, антимонопольным органом вменено непредставление обществом сведений (информации) в отношении владельцев размещенных на ограждении здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 1, рекламных конструкций, а также иной информации об этих рекламных конструкциях.
Таким образом, правонарушения, квалифицируемые по частям 5 и 6 статьи 19.8 КоАП РФ не относится к числу нарушений непредставления информации, необходимой для расчета административного штрафа, следовательно срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца.
Поскольку требованиями Воронежского УФАС был установлен конкретный срок их исполнения, информация не была представлена, следовательно, событие административного органа наступило соответственно после 15-00 часов 22.08.2018 и после 15-00 часов 17.08.2018.
В постановлении от 11.04.2019 антимонопольный орган указал, что к установленному сроку общество не исполнило обязанность по представлению истребованных сведений, при этом посчитал, что установленный в запросах срок был достаточным для исполнения обществом обязанности, а запросы считались полученными по правилам, установленным частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановление Воронежским УФАС о привлечении общества к административной ответственности было вынесено 11.04.2019, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, привлечение общества к ответственности произведено неправомерно.
Однако, неправильные выводы судов об отсутствии вины общества не привели к принятию неверного решения по существу спора, в связи с чем суд округа не находит оснований для пересмотра решения и постановления судов в порядке кассационного производства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 2 сентября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 года по делу N А14-6594/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении от 11.04.2019 антимонопольный орган указал, что к установленному сроку общество не исполнило обязанность по представлению истребованных сведений, при этом посчитал, что установленный в запросах срок был достаточным для исполнения обществом обязанности, а запросы считались полученными по правилам, установленным частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановление Воронежским УФАС о привлечении общества к административной ответственности было вынесено 11.04.2019, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, привлечение общества к ответственности произведено неправомерно."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2020 г. N Ф10-2119/20 по делу N А14-6594/2019