город Калуга |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А62-6357/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Леоновой Л.В. |
судей |
Бессоновой Е.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" (г. Смоленск, ОГРН 1156733003613, ИНН 6732102675) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица: главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
акционерного общества "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск, ОГРН 1086731007615, ИНН 6731069440) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Андреевой Галины Иосифовны (г. Смоленск) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А62-6357/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом сервис С" (далее - ООО "Управляющая компания "Дом сервис С", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным предписания главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление, ГЖИ Смоленской области, жилищная инспекция) от 03.04.2019 N 0256/69/2018.
К участию в деле привлечены акционерное общество "Спецавтохозяйство", Андреева Галина Иосифовна.
Решением суда от 23.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы указывает, что исключение из платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов без исключения стоимости услуги по содержанию мест накопления в одностороннем порядке в отсутствие решения общего собрания собственников помещений допустимо и не противоречит ч.8.1 статьи 23 Федерального закона N 458- ФЗ, поскольку услуга по содержанию мест накопления не входит в услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а, следовательно, общество не должно было с 01.01.2019 исключить из платы за содержание и ремонт жилого помещения полную стоимость предусмотренной в договоре управления услуги "Вывоз бытовых отходов".
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Управляющая компания "Дом сервис С" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Смоленск, ул. 12 лет Октября, д. 9А (далее - МКД).
В целях проверки поступивших обращений собственников помещений МКД (от 11.02.2019 N Ж-00548, от 25.02.2018 N Ж-00822), содержащих сведения о нарушении управляющей организацией требований федерального жилищного законодательства в части исключения из структуры платы за содержание жилого помещения данного МКД платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов с 01.01.2019, Управлением на основании приказа от 05.03.2019 N 0536/ИП проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая компания "Дом сервис С".
В ходе проверки установлено нарушение обществом части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416, управляющей организацией не исключена из платы за содержание жилого помещения, утвержденной на общем собрании собственников помещений МКД, плата за вывоз твердых бытовых отходов в полном размере, а именно 1 руб. 50 коп. за 1 м2, с 01.01.2019 - с момента начала оказания услуги по обращению с ТКО региональным оператором по обращению с ТКО. Жилищной инспекцией установлено, что решением внеочередного собрания собственников МКД (протокол от 16.08.2017 N1) размер платы за содержание жилого помещения был установлен 15,50 руб./м2,в составе которой была предусмотрена плата за вывоз бытовых отходов - 1,50 руб. С 01.01.2019 управляющая компания произвела уменьшение платы на содержание жилого помещения на 0,70 руб. и в платежных документах предъявлена плата за содержание жилья исходя из тарифа в размере 14,80 руб./м2.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 03.04.2019 N 0536/69.
17.04.2019 обществу выдано предписание N 0256/69/2018, которым ГЖИ Смоленской области обязало общество в срок до 10.06.2019:
- представить документы, подтверждающие фактическую стоимость выполненных работ по вывозу твердых бытовых отходов по многоквартирному дому N 9-А по ул. 12 лет Октября г. Смоленск в 2018 году (п.1.);
- представить расчет фактической стоимости выполненных работ по вывозу твердых бытовых отходов, исходя из которого расчет исключения платы за услугу "вывоз бытовых отходов" составил 70 копеек за 1 кв. м (п.2.);
- в случае отсутствия указанных документов и расчета - произвести корректировку размера платы за содержание жилого помещения по данному дому исключив полную стоимость услуги из структуры платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома N 9-А по ул. 12 лет Октября, г. Смоленск (п.3).
Полагая, что вышеуказанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием, отказывая в удовлетворении которого, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территории Смоленской области статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен акционерному обществу "Спецавтохозяйство".
Общим собранием собственников помещений МКД (протокол от 16.08.2017 N 1) утвержден размер платы за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере 15,50 руб./м2, в том числе 1 руб. 50 коп. за "вывоз бытовых отходов".
Таким образом, с 01.01.2019 размер платы за содержание жилого помещения подлежал уменьшению на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО на 1 руб. 50 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В соответствии с пунктом 26(1) Правил N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления ТКО: организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО.
В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно приложению N 1 к договору на управление многоквартирным домом от 01.06.2015 в составе платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД собственники помещений утвердили тариф "Уборка земельного участка и мест общего пользования" в размере 2,80 руб. на 1 м2 в месяц.
Как установлено судами, собранием собственником помещений МКД решение об изменение платы за содержание общего имущества МКД не принималось.
Таким образом, при отсутствии доказательств принятия решения собственниками помещений МКД о составе услуги по вывозу бытовых отходов, ее калькуляции, у общества отсутствовало право по выделению в одностороннем порядке из состава услуги по вывозу бытовых отходов услуги по содержанию мест накопления бытовых отходов, плата за которую предъявляется собственникам в составе платы за содержание и ремонт.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства, права и законные интересы общества не нарушает, требований, не соответствующих нормативным правовым актам, не содержит, а поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным Обществом по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней, по существу, заявитель повторяет все, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А62-6357/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2020 г. N Ф10-1615/20 по делу N А62-6357/2019