г.Калуга |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А36-8171/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего судьи Елагиной О.К., судей Сорокиной И.В., Толкачевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А36-8171/2018,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания", ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244 (далее - ОАО "ЛЭСК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис", ОГРН 1054800140064, ИНН 4816006928 (далее - ООО "Коммунсервис") о взыскании 50 000 руб. 00 коп. задолженности по оплате за поставленную электрическую энергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) за период сентябрь-декабрь 2016 года и 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате госпошлины.
Определением суда от 16.07.2018 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 10.09.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
ОАО "ЛЭСК" неоднократно уточняло исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и окончательно сформулировав их в судебном заседании 30.09.2019, просило взыскать с ООО "Коммунсервис" 295 767 руб. 52 коп. задолженности по оплате за поставленную электрическую энергию на содержание общего имущества в МКД за период сентябрь-декабрь 2016 года с доначислением в сентябре 2016 года задолженности за период июль-август 2016 года.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с ООО "Коммунсервис" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6915 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Коммунсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ОАО "ЛЭСК" в порядке части 2 статьи 49 АПК РФ отказалось от части исковых требований в размере 62 057 руб. 04 коп. за декабрь 2016 года, просило взыскать с ООО "Коммунсервис" задолженность по оплате за поставленную электрическую энергию на содержание общего имущества в МКД за период сентябрь-ноябрь 2016 года с доначислением в сентябре 2016 года задолженности за период июль-август 2016 года.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 (с учетом определения от 29.06.2020 об исправлении опечатки) принят частичный отказ ОАО "ЛЭСК" от исковых требований в сумме 62 057 руб. 04 коп., решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019 в части взыскания указанной суммы задолженности за декабрь 2016 года отменено, производство по делу в данной части прекращено, в остальной части решение оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных судебных актов, ООО "Коммунсервис" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 в части взыскания задолженности, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что в отсутствие договора, заключенного в установленном законом порядке, между ОАО "ЛЭСК" и ООО "Коммунсервис" на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, а также внесение потребителями платы за поставленные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, функции исполнителя коммунальных услуг в указанных домах осуществляет истец, соответственно и обязанность по оплате поставленной электрической энергии на содержание общего имущества в МКД лежит на нем. Считает, что акты снятия показаний общедомовых приборов учета сетевой организацией без участия представителей гарантирующего поставщика и управляющей организации не могут являться допустимым доказательством и быть положены в основу расчета объемов поставленной электрической энергии на общедомовые нужды в спорный период. Ссылается на подписание искового заявление неуполномоченным лицом.
ООО "Коммунсервис" направило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя; доводы, изложенные в жалобе, поддержало в полном объеме.
ОАО "ЛЭСК" в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "Коммунсервис" и ОАО "ЛЭСК" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-э ОАО "ЛЭСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Липецкой области, осуществляет поставку коммунальных услуг в виде электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
За период сентябрь-декабрь 2016 года ОАО "ЛЭСК" в отсутствие заключенного договора энергоснабжения осуществило поставку электроэнергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Коммунсервис".
Направленные истцом в адрес ответчика счета-фактуры, счета, ведомости электропотребления, акты поставки, акты сверок для оплаты электрической энергии в части превышения объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Коммунсервис", что подтверждается реестрами отправленных конвертов за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года, оставлены последним без оплаты.
Поскольку поставленный на общедомовые нужды ресурс ответчиком не оплачен, претензией от 15.01.2018 N 8227 ОАО "ЛЭСК" обратилось к ООО "Коммунсервис" с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком претензионных требований явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания стоимости электрической энергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды с ответчика, как исполнителя коммунальной услуги в спорный период в отношении многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении, установленными в параграфе 6 главы 30 ГК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Таким образом, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ООО "Коммунсервис", в том числе и на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании подпункта "а" пункта 7 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, для управляющей организации документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирном доме управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирном доме (если таковой заключен).
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 Кодекса.
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В абзаце 1 пункта 44 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
В данном случае, как установлено судами, собственниками помещений в спорных многоквартирных домах не принимались решения о распределении потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов потребления, в связи с чем у исполнителя коммунальных услуг (ООО "Коммунсервис") имеется обязанность по оплате сверхнормативного объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Учитывая приведенные нормы права, исходя из обстоятельств настоящего дела, истец обоснованно предъявил требование о взыскании с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, стоимости объема коммунальной услуги электроснабжения в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Суды проверили расчет истца и признали его соответствующим действующему законодательству. Использованные при расчете показатели подтверждены истцом.
Доводы заявителя об отсутствии обязанности оплатить объем сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отсутствие договора энергоснабжения, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией и при оплате собственниками помещений электроэнергии непосредственно ресурсоснабжающей организации как исполнителю коммунальной услуги отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетам за коммунальные ресурсы с поставщиками.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного, при изменении порядка оплаты коммунальных услуг (в случае перечисления конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354 (вопрос N 9).
Судами установлено и не оспаривается ответчиком, что ООО "Коммунсервис" в спорные периоды осуществляло практическую деятельность (управление) в отношении спорных многоквартирных домов, то есть приступило к их управлению, в связи с чем не освобождается от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в многоквартирные жилые дома, в том числе и на общедомовые нужды.
Суды обеих инстанций, оценив и исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, руководствуясь частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период), а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 11.06.2013 N АКПИ13-205, обоснованно пришли к выводу о взыскании с ООО "Коммунсервис" стоимости электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в объеме превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенном исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным в соответствии с действующим нормативом потребления (с учетом его корректировки на суммы отрицательного ОДН в спорном периоде).
Расчет предъявленной ко взысканию стоимости сверхнормативного потребления электрической энергии проверен судом и признан арифметический верным, произведенным в соответствии с нормативными актами, действующими в спорный период.
Довод заявителя о том, что расчет задолженности документально не подтвержден, поскольку акты снятия показаний общедомовых приборов учета не являются допустимыми доказательствами, так как составлены сетевой организацией в одностороннем порядке без участия представителей истца и ответчика, отклоняются судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, количество поставленной энергии определено по показаниям общедомовых приборов учета.
Акты снятия показаний общедомовых приборов учета электрической энергии составлены и подписаны сетевой организацией в рамках своих полномочий.
Доказательства недостоверности сведений, содержащихся в актах, в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ ООО "Коммунсервис" не представлено.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, положения Правил N 354 не содержат требований об обязательном участии исполнителя коммунальных услуг в фиксации правильности собранных показаний и не препятствуют последнему самостоятельно осуществлять сбор таких данных и заявлять возражения.
При этом, обязанность по контролю за состоянием общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, по проведению проверки достоверности показаний ОДПУ и передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, возложена на исполнителя коммунальных услуг - ООО "Коммунсервис" (подпункты "е1", "ж", "з", "у", "у2" пункта 31, подпунктов "г", "д", "е" пункта 32, подпунктов "б" пункта 82 Правил N 354), однако ответчик указанным правом не воспользовался.
Ссылка заявителя на подписание искового заявление неуполномоченным лицом была предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонена, как противоречащая материалам дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А36-8171/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства недостоверности сведений, содержащихся в актах, в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ ООО "Коммунсервис" не представлено.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, положения Правил N 354 не содержат требований об обязательном участии исполнителя коммунальных услуг в фиксации правильности собранных показаний и не препятствуют последнему самостоятельно осуществлять сбор таких данных и заявлять возражения.
При этом, обязанность по контролю за состоянием общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, по проведению проверки достоверности показаний ОДПУ и передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, возложена на исполнителя коммунальных услуг - ООО "Коммунсервис" (подпункты "е1", "ж", "з", "у", "у2" пункта 31, подпунктов "г", "д", "е" пункта 32, подпунктов "б" пункта 82 Правил N 354), однако ответчик указанным правом не воспользовался."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2020 г. N Ф10-2359/20 по делу N А36-8171/2018