г.Калуга |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А23-5008/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сервискапстрой" Родина М.М. по доверенности от 07.08.2019, от муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" Филь Н.В. по доверенности от 09.01.2020 и Гукиной Н.М. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервискапстрой" на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А23-5008/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Калугатеплосеть", ОГРН 1024001432564, ИНН 4026000669 (далее - МУП "Калугатеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заявлении от 09.08.2019, к обществу с ограниченной ответственностью "Сервискапстрой", ОГРН 1154027002953, ИНН 4027125195 (далее - ООО "Сервискапстрой") о взыскании 12 984 927 руб. 23 коп., в том числе 12 432 613 руб. 40 коп. долга по договору на поставку теплоносителя от 30.10.2018 N 10718/00/1Т за период с 01.02.2019 по 31.03.2019, 552 313 руб. 83 коп. неустойки за просрочку оплаты, начисленной за период с 26.03.2019 по 09.08.2019, в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), а также неустойки в размере 1/130 ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты долга, от суммы долга за каждый день просрочки, начиная с 10.08.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "Сервискапстрой", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
В обоснование доводов жалобы и дополнении к ней заявитель указывает, что не согласен с исчисленными истцом величинами поставленной тепловой энергии, полученных расчетным методом с применением величин проектной максимальной тепловой нагрузки центральных тепловых пунктов, указанных в приложениях N 1 и 2 договора от 30.10.2018 N 10718/00/1Т, так как сам по себе центральный тепловой пункт не является теплопотребляющей установкой. Считает, что заключенный между сторонами договор от 30.10.2018 N 10718/00/1Т не содержит условия о применении величин проектной максимальной тепловой нагрузки центральных тепловых пунктов для расчета фактически поставленной истцом тепловой энергии. Указывает, что стороны при заключении договора от 30.10.2018 N 10718/00/1Т исходили из наличия существующих в центральных тепловых пунктах приборов учета тепловой энергии, иные точки учета тепловой энергии условиями договора не определены. Считает, что объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, определенный истцом расчетным путем, превышает общий объем поставленной тепловой энергии, определенной по приборам учета центральных тепловых пунктов. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В порядке, установленном частью 5 статьи 158 АПК РФ, судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 13.04.2020.
Определением суда кассационной инстанции от 07.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 28.05.2020 на 10 час. 00 мин.
Определением суда кассационной инстанции от 19.05.2020 рассмотрение кассационной жалобы перенесено на 28.05.2020 на 17 час. 30 мин.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 28.05.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Толкачевой И.Ю. на судью Егорову С.Г.
В заседании суда кассационной инстанции 28.05.2020 представитель ООО "Сервискапстрой" доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
МУП "Калугатеплосеть" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании 28.05.2020 с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 28.05.2020 рассмотрение кассационной жалобы в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ отложено на 30.06.2020.
После отложения представитель ООО "Сервискапстрой" поддержал ранее изложенную позицию; представители МУП "Калугатеплосеть" возразили относительно доводов, заявленных в кассационной жалобе.
МУП "Калугатеплосеть" представили в суд кассационной инстанции пояснения по доводам ответчика.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 30.10.2018 МУП "Калугатеплосеть" (поставщик) и ООО "Сервискапстрой" (абонент) заключен договор на поставку теплоносителя N 10718/00/1Т (в редакции протокола согласования разногласий) (далее - договор N 10718/00/1Т), по условиям которого поставщик обязуется поставить абоненту тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Местом исполнения обязательств поставщика признается точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети абонента и тепловой сети поставщика. Адреса точек поставки тепловой энергии и теплоносителя указаны в приложении N 1 к настоящему договору (пункты 1.2 и 1.4 договора N 10718/00/1Т).
В разделе 3 договора N 10718/00/1Т стороны согласовали порядок учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 3.4 договора N 10718/00/1Т при отсутствии на границе балансовой принадлежности прибора учета, расчет количества поданного теплоносителя производится с учетом тепловых потерь.
Расчетным периодом является календарный месяц (пункт 6.1 договора N 10718/00/1Т).
Согласно пункту 6.4 договора N 10718/00/1Т абонент производит оплату потребленных тепловой энергии и теплоносителя в следующие сроки:
- до 18-го числа расчетного месяца - в размере 35% стоимости договорного объема потребления тепловой энергии и теплоносителя за расчетный (текущий месяц);
- до истечения последнего числа расчетного месяца - 50% стоимости договорного объема потребления тепловой энергии и теплоносителя за расчетный (текущий месяц);
- до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, - сумму окончательного платежа за расчетный период, равную разнице между стоимостью фактически потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя, и фактически произведенной оплатой за расчетный период.
В случае, если объем фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя за истекший расчетный месяц меньше договорного объема, определенного настоящим договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий расчетный месяц.
Датой исполнения обязательства по оплате считается дата зачисления денежных средств на счет поставщика.
В силу пункта 9.1 договора N 10718/00/1Т он вступает в силу с момента его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2018 и действует до 26.12.2022 согласно договору аренды недвижимого имущества от 27.12.2017 N 02/17 включительно, а в части расчетов по денежным обязательствам до полного исполнения. Абонент и плательщик обязаны заблаговременно извещать поставщика о расторжении договора аренды недвижимого имущества от 27.12.2017 N 02/17 или его пролонгации. Соответственно ООО "Сервискапстрой" является поставщиком горячей воды в отношении конечных потребителей с 01.10.2018.
МУП "Калугатеплосеть" во исполнение принятых на себя по договору N 10718/00/1Т обязательств в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 поставило в адрес ООО "Сервискапстрой" теплоноситель, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Претензия истца от 30.04.2019 об оплате долга оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона N 190-ФЗ, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, удовлетворили заявленные требования.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что вывод судов является преждевременным и сделан без полного установления имеющих существенное значение для дела обстоятельств.
Материально-правовым требованием по делу является взыскание задолженности по договору за тепловую энергию и теплоноситель, поставка которых осуществляется на центральные тепловые пункты, где конечными потребителями являются жилые многоквартирные дома.
Как видно из дела, факт поставки тепловой энергии в период с февраля по март 2019 года подтверждается материалами дела.
Между сторонами возникли разногласия относительно способа определения объема обязательств по оплате тепловой энергии на горячую воду.
Истец в исковом заявлении указал, что объем поставленного теплоносителя определен в соответствии с договорной нагрузкой.
Ответчик считает, что приборы учета имеются и производят учет всей поставленной истцом тепловой энергии (отопление+горячая вода).
Суды правильно квалифицировали правоотношения сторон как отношения по снабжению истцом ответчика тепловой энергией для производства последним горячей воды, поставляемой в многоквартирные жилые дома, к которым подлежат применению нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения по энергоснабжению, и нормы специального права - Закона N 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу норм статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом N 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей.
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона N 190-ФЗ).
В силу норм пункта 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Правоотношения сторон, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в жилой фонд, подлежат регулированию в первую очередь положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Жилищное законодательство в правоотношении между продавцом - энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией и покупателем - абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
По смыслу параграфа 6 главы 30 ГК РФ исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 42 Правил N 354, подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 установлено, что плата за потребленные коммунальные ресурсы для исполнителя коммунальных услуг определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета приведенных в приложении N 2 к указанным Правилам.
Как пояснил ответчик в ходе рассмотрения дела, он имеет статус управляющей организации, поскольку тепловая энергия и теплоноситель поставляются для обеспечения горячей водой собственников помещений многоквартирных домов, которые находятся в его управлении в соответствии с ЖК РФ. Также указал о неправомерном возложении на него обязанности как управляющей компании по содержанию центральных тепловых пунктов и тепловых сетей до границ многоквартирных домов.
Довод ответчика о том, что он является управляющей компанией, истцом не был опровергнут.
Соответственно, исходя из положений статьи 539 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 161 ЖК РФ, пункта 8 Правил N 354, ответчик обладает статусом как исполнителя коммунальных услуг, так и абонента (потребителя) в отношениях по теплоснабжению. Поэтому, ответчик, как лицо, выступающее исполнителем коммунальных услуг, является обязанным лицом по оплате тепловой энергии ресурсоснабжающей организации.
При этом материалы дела не содержат доказательств, что ответчик, помимо указанного вида деятельности, осуществляет иные виды деятельности и приобретает тепловую энергию, как потребитель для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, нежели на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, установленного на внешней границе стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 к договору "Список объектов" объектами поставки тепловой энергии и теплоносителя являются ул. Фомушина "10 квартал ЦТП" и ул. Фомушина "5 квартал ЦТП", указана группа потребителей - население, а также наименование ресурса - ГВС.
Следовательно, тепловая энергия и теплоноситель поставляются для обеспечения горячей водой собственников многоквартирных домов.
Поскольку нормы ЖК РФ и Правил N 354 устанавливают обязательный, специальный порядок определения количества потребленного владельцами помещений многоквартирных домов коммунального ресурса на основании показаний приборов учета, а в случае их отсутствия - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам надлежало проверить наличие у ответчика в спорный период статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении указанных многоквартирных домов, а также установить границу эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
Кроме того, судам надлежало дать правовую оценку доводам ответчика о возложении на него обязанности как управляющей компании по содержанию центральных тепловых пунктов и тепловых сетей до границ многоквартирных домов в отсутствие решения собственников о принятии данных обязательств.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции в нарушение статей 65, 168 АПК РФ данные обстоятельства в соответствии с подлежащими применению нормами права не исследованы, представленным в дело расчетам оценка с учетом приведенных в Правилах N 354 и Правилах N 124 формул не дана и необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства не установлены, а допущенные судами нарушения норм права не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела, так как требуют оценки доказательств и установления фактических обстоятельств, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, с учетом предмета и основания иска, подлежащих применению норм права, доводов и возражений сторон определить круг необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, по результатам оценки представленных сторонами в обоснование доводов и возражений доказательств, в том числе расчетов сторон, и установленных обстоятельств принять законный и обоснованный судебный акт, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А23-5008/2019 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, нежели на основании показаний регистрирующего фактическое потребление прибора учета, установленного на внешней границе стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
...
Поскольку нормы ЖК РФ и Правил N 354 устанавливают обязательный, специальный порядок определения количества потребленного владельцами помещений многоквартирных домов коммунального ресурса на основании показаний приборов учета, а в случае их отсутствия - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам надлежало проверить наличие у ответчика в спорный период статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении указанных многоквартирных домов, а также установить границу эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2020 г. N Ф10-1013/20 по делу N А23-5008/2019