г.Калуга |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А83-8279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Крыжской Л.А. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Усманова Мансура - Сергеева В.А. по доверенности от 04.04.2019 N 82АА1565691;
от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" - Хлюстина В.А. по доверенности от 26.12.2019 N 05-05/249Д;
от общества с ограниченной ответственностью "Институт "Шельф" - Николаенко В.С. по доверенности от 16.09.2019 б/н;
от Администрации Бахчисарайского района Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Совета Министров Республики Крым - Терегерина А.А. по доверенности от 03.02.2020 N 1/01-58/492,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Усманова Мансура на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А83-8279/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Усманов Мансур (далее - ИП Усманов М., предприниматель) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному казенному учреждению Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - ГКУ РК "САД РК", Учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью "Институт "Шельф" (далее - ООО "Институт "Шельф", Общество), согласно которому просит признать раздел земельного участка N 90:01:031501:121 площадью 2500 кв. м на земельные участки N 90:01:031501:1788 и N 90:01:031501:1787, проведенный в результате исполнения государственного контракта от 26.12.2017 года N 1317, заключенного между ГКУ РК "САД РК" и ООО "Институт "Шельф", недействительным.
19.07.2019 от ГКУ РК "САД РК" поступило встречное исковое заявление, согласно которому, с учетом уточненных встречных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит принять решение о принудительном изъятии для государственных нужд следующего недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером 90:01:031501:1788, площадью 484 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского совета, в районе с. Приятное Свидание, категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, образованного путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 90:01:031501:121, площадью 2500 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского совета, в районе с. Приятное Свидание, категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Усманову Мансуру на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка N 01/08 от 22.01.2008, заключенным между ответчиком и Бахчисарайской районной государственной администрацией;
- земельного участка с кадастровым номером 90:01:030801:125 площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Приятное свидание, ул. Дорожная, 30, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - растениеводство, принадлежащего Индивидуальному предпринимателю Усманову Мансуру на праве аренды, что подтверждается договором аренды земли N 73 от 20.09.2013, заключенным между ответчиком и Почтовским сельским Советом Бахчисарайского района Республики Крым, с перечислением в пользу Индивидуального предпринимателя Усманова Мансура размера возмещения за изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 90:12:031501:1788 и 90:01:030801:125 в совокупном размере 6653500 (шесть миллионов шестьсот пятьдесят три тысячи пятьсот) рублей 00 копеек на банковский счет или депозитный счет нотариуса.
Досрочно прекратить право аренды индивидуального предпринимателя Усманова Мансура на следующее недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 90:01:031501:121 площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского совета, в районе с. Приятное Свидание, категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, путем расторжения договора аренды от 22.01.2008 N 01/08;
- земельный участок с кадастровым номером 90:01:030801:125, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Приятное Свидание ул. Дорожная, 30, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - растениеводство, путем расторжения договора аренды от 20.09.2013 N 73. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены частично, подлежат изъятию путем выкупа для государственных нужд: земельный участок с кадастровым номером 90:01:031501:1788, площадью 484 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского совета, в районе с. Приятное Свидание; земельный участок с кадастровым номером 90:01:030801:125, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Приятное Свидание, ул. Дорожная, 30, посредством перечисления в пользу ИП Усманова М. размера возмещения за изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 90:01:031501:1788 и 90:01:030801:125 в совокупном размере 6653500,00 рублей на банковский счет или депозитный счет нотариуса. Подлежит досрочному прекращению право аренды ИП Усманова М. на следующее недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером 90:01:031501:1788, площадью 484 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского совета, в районе с. Приятное Свидание; земельный участок с кадастровым номером 90:01:030801:125, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Приятное Свидание, ул. Дорожная, 30. В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ИП Усманов М. обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
В кассационной жалобе предприниматель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, что повлекло неверные выводы судов о правомерности раздела спорного земельного участка, суды сделали неверный вывод об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты права, судами неправомерно отказано в назначении экспертизы по ходатайству предпринимателя для разрешения ряда вопросов, имеющих значение для настоящего дела.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель ГКУ РК "САД РК" возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО "Институт "Шельф" поддержала доводы своего письменного отзыва, согласившись с позицией ГКУ РК "САД РК".
Представитель Совета Министров против доводов кассационной жалобы возражал, поддержав позицию ГКУ РК "САД РК" и ООО "Институт "Шельф".
Иные лица участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзывах на нее, заслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, согласно договору аренды N 01/88 от 22.01.2008 Бахчисарайской районной государственной администрацией на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации от 27.12.2007 N 2567, ИП Усманову Мансуру (ранее - Усмонов Мансур) передан в аренду земельный участок N 90:01:031501:121 общей площадью 2500 кв. м (ранее кадастровый номер 0120455600:15:001:0277), расположенный по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Приятное свидание, на территории Почтовского поселкового совета для строительства кафе-бара на 40 мест (далее - договор от 22.01.2008), сроком на 49 лет.
На вышеуказанном земельном участке были возведены Кафе-бар с хозяйственными постройками, общей площадью 820,9 кв. м, право собственности зарегистрировано за Усмановым Мансуром, что подтверждается извлечением из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав и их обременений.
20.09.2013 между Почтовским поселковым советом Бахчисарайского района Республики Крым и Усмановым Мансуром был заключен договор аренды земли N 73, по условиям которого был передан в аренду земельный участок, площадью 0,1500 га (пашня) расположенный по адресу: Бахчисарайский район, с. Приятное свидание, ул. Дорожная, 30, сроком на 49 лет, для огородничества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 утверждена федеральная программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", которой предусмотрено строительство и реконструкция дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь.
03.03.2017 Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 217- р "Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта "Строительство дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (граница Бахчисарайского района")
Распоряжениями Совета министров Республики Крым N 439-р от 25.04.2017 и N 578-р от 30.05.2017 (с изменениями от 19.03.2019 распоряжением N 289-р) определен перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в пользу Республики Крым, в который включены два земельных участка, а именно: с кадастровым N 90:01:031501:121 (площадь предполагаемого изъятия 489 кв. м) и с кадастровым N 90:01:030801:125 (площадь предполагаемого изъятия 1500 кв. м).
Заключением государственной экспертизы, утвержденным 26.09.2017, проектная документация признана соответствующей требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.
После установления предполагаемой площади земельных участков, подлежащих изъятию с учетом проектной документации, Служба приступила к реализации федеральной программы, как уполномоченный орган по вопросам изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым N 651 от 29.11.2017.
На основании заключенного с ГКУ РК "САД РК" государственного контракта N 1317 от 26.12.2017 ООО "Институт "Шельф" осуществило "Комплекс мероприятий по проведению землеустроительных и кадастровых работ, корректировке документации по планировке территории и других необходимых работ в целях обеспечения строительства объектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года".
20.08.2018 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок N 90:01:031501:1788, площадью 484 кв. м, выделенный из земельного участка с кадастровым N 90:01:031501:121, площадью 2500 кв. м.
В отношении земельного участка, площадью 1500 кв. м были приведены координаты в соответствие с законодательством Российской Федерации и присвоен кадастровый номер 90:01:030801:125.
26.12.2017 был заключен второй государственный контракт N 1217 между ГКУ РК "САД РК и ООО "Институт "Шельф", согласно которого ООО "Институт "Шельф" обязано провести оценочные работы по определению размера возмещения компенсации правообладателям вследствие изъятия земельных участков.
Государственные контракты N N 1217 и 1317 от 26.12.2017 заключены на основании проведенных Государственным комитетом конкурентной политики Республики Крым открытых конкурсов в порядке, установленном положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости земельного участка N 1175/2018 от 08.11.2018 и N 1175/2018-у от 08.11.2018 об оценке размера убытков, N 346/2019 от 10.04.2019 и N 346/2019-у от 10.04.2019 об оценке размера убытков, общий размер возмещения составил 6653500,00 руб.
Со стороны предпринимателя соглашение об изъятии земельных участков, с выплатой указанного возмещения, не одобрено и не подписано.
Не согласие предпринимателя с разделом земельного участка N 90:01:031501:121 площадью 2500 кв. м. послужило основание для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суды пришли к выводу, что поскольку ИП Усманов М. не оспорил распоряжение Совета Министров Республики Крым N 439-р от 25.04.2017, которым были определены земельные участки, расположенные на территории Бахчисарайского района Республики Крым, подлежащие изъятию для государственных нужд в целях строительства и реконструкции автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (граница Бахчисарайского района), в установленном законом порядке, то при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения первоначального иска не имеется.
Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суды указали, что прекращение права аренды возможно только в той части, которая подлежит изъятию, с сохранением права ответчика на оставшуюся площадь земельного участка.
Суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Положения части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку бремя доказывания по делам данной категории распределяется таким образом, что административный орган должен доказать законность оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия), а заявитель - нарушение своих прав и законных интересов, суд кассационной инстанции отмечает, что каждая из сторон при рассмотрении спора по существу обязана представить доказательства своих доводов, касающихся конкретных обстоятельств по делу. При этом предприниматель, указывая на незаконность выводов заинтересованного лица и их несоответствие обстоятельствам дела, должен обосновать такие доводы соответствующими фактами и ссылками на нормы права.
В силу положений статей 4, 49, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации избрание способа защиты и формулирование материально-правового требования является субъективным правом заявителя. Арбитражный суд при рассмотрении спора должен исходить из заявленных требований.
Предметом судебного разбирательства исходя из заявленных требований предпринимателя в настоящем деле выступают действия ГКУ РК "САД РК" и ООО "Институт "Шельф" по разделу земельного участка.
Заявитель считает, что земельный участок N 90:01:031501:1788, площадью 484 кв.м. не может быть выделен из земельного участка с кадастровым N 90:01:031501:121, площадью 2500 кв.м., в связи с чем изъятию путем выкупа подлежит вся площадь указанного земельного участка с недвижимым имуществом, расположенном на нем.
В силу пункта 1 статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством объектов федерального транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Как уже было указано выше Распоряжениями Совета министров Республики Крым N 439-р от 25.04.2017 и N 578-р от 30.05.2017 (с изменениями от 19.03.2019 распоряжением N 289-р) определен перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в пользу Республики Крым, в который включены два земельных участка, а именно: с кадастровым N 90:01:031501:121 (площадь предполагаемого изъятия 489 кв. м) и с кадастровым N 90:01:030801:125 (площадь предполагаемого изъятия 1500 кв. м).
Предпринимателем не оспариваются вышеуказанные Распоряжениями Совета министров Республики Крым.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим названным законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218 под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Раздел спорного земельного участка осуществлен в соответствии с требованиями Закона N 218 и вновь образованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Данные действия регистрационного органа также не были оспорены предпринимателем.
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных требований, предпринимателем избран не надлежащий способ защиты, поскольку подготовка технической документации само по себе не нарушает его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, действующее с 1 апреля 2015 г. законодательство (статьи 279 - 282 ГК РФ, отдельные положения главы VII.1 ЗК РФ) прямо определяет основания и порядок прекращения не только права собственности, но и постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изъятия его для государственных или муниципальных нужд, а также устанавливает особенности определения размера возмещения в связи с изъятием таких земельных участков (статья 56.8 ЗК РФ).
Таким образом, все последующие имущественные споры, связанные с изъятием земельных участков для государственных нужд, при их возникновении подлежат рассмотрению в ином порядке.
Ссылка кассатора на отказ суда в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы в части делимости исходного земельного участка отклоняется судом округа по следующим основаниям.
В силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно частям 1, 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Судебные акты приняты по имеющимся в деле доказательствам, которые суды оценили и признали достаточными для правильного разрешения спора.
Доказательств, свидетельствующих о том, что не назначение судебной экспертизы привело к неправильным выводам суда и, соответственно, повлекло за собой принятие необоснованного и незаконного судебного акта, предпринимателем не представлено.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, а также с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе не является основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на материалах дела и им не противоречащими, сделанные при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, указанные выводы не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А83-8279/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим названным законом сведений.
...
В соответствии с правовой позицией, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, действующее с 1 апреля 2015 г. законодательство (статьи 279 - 282 ГК РФ, отдельные положения главы VII.1 ЗК РФ) прямо определяет основания и порядок прекращения не только права собственности, но и постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изъятия его для государственных или муниципальных нужд, а также устанавливает особенности определения размера возмещения в связи с изъятием таких земельных участков (статья 56.8 ЗК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2020 г. N Ф10-2329/20 по делу N А83-8279/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2329/20
03.03.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-51/20
18.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8279/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8279/19