г.Калуга |
|
2 июля 2020 г. |
Дело N А09-11085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Леоновой Л.В. |
судей |
Копырюлина А.Н. Стрегелевой Г.А. |
|
|
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Мальцева Павла Витальевича (ОГРНИП 317325600038850, ИНН 323300246763) - Мальцев П.В. (паспорт), Потапова Л.Ж. (доверенность от 05.11.2019);
от заинтересованного лица: Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 по делу N А09-11085/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мальцев Павел Витальевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Брянской городской администрации (далее - администрация) от 25.06.2019 N 523-р об отмене разрешения администрации от 11.02.2019 N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по ул. Авиационной, д. 24А, в Советском районе города Брянска, выданного застройщику Мальцеву П.В.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 решение от 22.11.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции предприниматель и его представитель просили оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Администрация надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения предпринимателя и его представителя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором аренды от 03.07.2017 N 38522, действующего с 17.07.2017 по 02.07.2027, заключенным между предпринимателем и управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление), предприниматель является арендатором земельного участка площадью 6676 кв. м с кадастровым номером 32:28:0030604:2859, расположенного по ул. Авиационной, д. 24А, в Советском районе города Брянска, с разрешенным видом использования - физкультурно-оздоровительные сооружения.
Администрацией по обращению предпринимателя выдан градостроительный план земельного участка от 20.07.2017 N 15701000-01.
16 октября 2017 г. на основании представленных предпринимателем документов выдано разрешение на строительство N 32-301-3334-2017 физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом на вышеуказанном земельном участке сроком действия до 16.10.2018.
В связи с корректировкой проектной документации, в дополнение к ранее выданному разрешению, 05.10.2018 предпринимателю выдано разрешение N 32-301-3334-А-2018 сроком действия до 16.04.2019.
25 декабря 2018 г. управлением произведен визуальный осмотр предъявленного к вводу эксплуатацию объекта, по результатам которого установлено, что работы по строительству объекта в соответствии с проектной документацией не были завершены в полном объеме.
27 декабря 2018 г. предпринимателем подано заявление и представлен пакет документов для ввода в эксплуатацию вышеуказанного объекта.
11 января 2019 г. управление отказало ИП Мальцеву П.В. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по улице Авиационной, д. 24А.
В адрес администрации 20.11.2018 и 22.01.2019 предпринимателем были направлены гарантийные письма по переносу сроков выполнения благоустройства территории в связи с переходом на весенне-зимний период, и установке подъемного механизма для людей с ограниченными возможностями до 01.05.2019.
Администрация, рассмотрев гарантийные письма, сообщила, что о выполнении данных работ в указанные сроки необходимо уведомить администрацию и Советскую районную администрацию города Брянска для осуществления контроля в рабочем порядке.
6 февраля 2019 г. предпринимателем повторно подано заявление и представлен пакет документов для ввода в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом.
11 февраля 2019 г. ИП Мальцеву П.В. выдано разрешение N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом.
На основании указанного документа в Едином государственном реестре недвижимости за предпринимателем зарегистрировано право собственности на объект: нежилое здание - физкультурно-оздоровительный комплекс для занятий футболом по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, строен. 24А, с кадастровым номером 32:28:0030604:4060 (запись от 22.02.2019 N 32:28:0030604:4060-32/001/2019-1).
В июне 2019 года проведен визуальный осмотр по выполнению гарантийных обязательств по благоустройству, в результате которого установлено, что застройщиком не были выполнены работы в полном объеме.
Администрация 21.06.2019 уведомила предпринимателя о вышеуказанном визуальном осмотре и просила его дать письменные разъяснения о причинах неисполнения гарантийных обязательств и в срок до 08.07.2019 выполнить работы по благоустройству объекта.
25 июня 2019 г. администрацией вынесено распоряжение N 523-р, в соответствии с которым отменено разрешение от 11.02.2019 N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по ул. Авиационной, стр. 24А.
В августе 2019 года предприниматель обратился в управление по вопросу принятия работы по благоустройству территории физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по ул. Авиационной, стр. 24А.
Актом визуального осмотра от 12.09.2019 установлено, что работы по благоустройству территории и мероприятия по маломобильным группам населения в рамках гарантийных писем от 20.11.2018 и от 18.01.2019 соответствуют проектной документации.
19 сентября 2019 г. предприниматель в обращении к администрации просил отменить распоряжение от 25.06.2019 N 523, поскольку работы по благоустройству объекта выполнены в полном объеме.
Администрация, рассмотрев обращение предпринимателя, указала, что распоряжение от 25.06.2019 N 523-р соответствует действующему законодательству и основания для его отмены отсутствуют.
Полагая, что распоряжение администрации от 25.06.2019 N 523-р об отмене разрешения администрации от 11.02.2019 N 32-301-3334-2017 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о том, что у администрации не имелось оснований для отмены разрешения от 11.02.2019 N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по ул. Авиационной, д. 24А, в Советском районе города Брянска, выданного застройщику Мальцеву П.В., суд первой инстанции признал оспариваемое распоряжение недействительным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 указанного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Отмена ранее вынесенного ненормативного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55).
В соответствии с Положением об управлении по строительству и развитию территории города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 09.09.2009 N 142, управление по строительству и развитию территории г. Брянска выдает разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории города Брянска.
Как установлено судами и следует из материалов дела, за предпринимателем после выдачи разрешения N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом было зарегистрировано право собственности на физкультурно-оздоровительный комплекс для занятий футболом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, строение 24А, имеющий кадастровый номер N 32:28:0030604:4060 (регистрационная запись от 22.02.2019 N 32:28:0030604:4060-32/001/2019-1).
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре прав право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, от 15.06.2010 N 365/10, разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества и уже реализовано, поэтому отмена данного разрешения в административном порядке не допустима, так как может являться основанием для прекращения возникшего права.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что у администрации не имелось оснований для отмены разрешения от 11.02.2019 N 32-301-3334-2017 на ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом по ул. Авиационной, д. 24А, в Советском районе города Брянска, выданного застройщику Мальцеву П.В., в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 по делу N А09-11085/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
А.Н. Копырюлин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55).
...
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре прав право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, от 15.06.2010 N 365/10, разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества и уже реализовано, поэтому отмена данного разрешения в административном порядке не допустима, так как может являться основанием для прекращения возникшего права."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2020 г. N Ф10-2195/20 по делу N А09-11085/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2195/20
10.03.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-275/20
22.11.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-11085/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-11085/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-11085/19