г. Калуга |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А62-5869/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. Смотровой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Терминал Евротранссервис" (ОГРН 1027700259344, г. Москва, Очаковское шоссе, д. 32) |
Казаченковой В.В. - представителя (доверен. от 02.07.2020 г. N 4)
|
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105) |
Мальцевой О.В. - представителя (доверен. от 20.08.2019 г. N 04-44/70) |
рассмотрев кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2019 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 г. по делу N А62-5869/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал Евротранссервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 16.04.2019 г. N 10113000/160419/1501363.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2019 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смоленская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта, заключенного ООО "Дельта Лайн" с "FUJIAN HUANONG FOOD СО., LTD" (Китай), ООО "Дельта Лайн" ввезло на территорию Российской Федерации товар ("угорь жаренный замороженный в вакуумных упаковках, в коробках по 10 кг", производитель Fujian Huanong Food Со., LTD), ДТ N 10113093/010616/0003647.
Таможенная стоимость товара определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
После выпуска товаров таможней проведена проверка по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости, по результатам которой принято решение от 16.04.2019 г. N 10113000/160419/1501363 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113093/010616/0003647.
Общая сумма дополнительно начисленных таможенных платежей по отношению к платежам, исчисленным при применении первого метода таможенной оценки, составила 2474100 руб. 39 коп. (без учета пени).
Не согласившись с решением таможенного органа, ООО "Терминал Евротранссервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 64 ТК ТС (действующего до 01.01.2018 г.) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных указанным Кодексом, - таможенным органом.
Согласно п.1 ст.2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" от 25.01.2008 г. (действующего до 01.01.2018 г.) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
На основании п.1 ст.4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения от 25.01.2008 г., применяются только при невозможности применения первого метода и прочих применяемых последовательно методов.
Согласно ст.65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2); заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).
Согласно п.15 ст. 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
В силу положений пунктов 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Как разъяснено в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
В силу положений п.2 ст.12, п.1 ст. 15, ст. 16, 79 ТК ТС, ст. 60, ст.114, ч.4 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент ввоза и декларирования товаров), ст. 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель несет солидарную ответственность с декларантом по уплате таможенных пошлин и налогов.
Как установлено судами, при декларировании товаров для подтверждения таможенной стоимости были представлены внешнеторговый контракт от 02.11.2015 г. N 112/DL-FJH с приложением от 02.11.2015 г. N 1, инвойс от 24.03.2016 г. N FJHN 16008 на сумму 140400 долларов США, коносамент, транспортная накладная от 16.05.2016 г. N 34, сертификат происхождения товаров по форме А от 12.04.2016 г., заявления на перевод от 25.03.2016 г. N 15, от 05.04.2016 г. N 17, от 22.04.2016 г. N 18, прайс-лист производителя товаров, экспортная декларация КНР, договор реализации товаров на внутреннем рынке от 28.10.2015 г. N 11/5, заключенный ООО "Дельта Лайн" с ООО "Фудмастер", счет-фактура и товарная накладная на реализацию товара, задекларированного по ДТ N 10113093/010616/0003647.
Суды также установили, что с целью проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном декларировании товаров, таможней был направлен запрос от 28.12.2018 г. N 05-11/39809 в Бюро инспекций и карантина при импорте-экспорте в Фуцзянь (Китай) - организацию, уполномоченную выдавать и заверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А" в Китае.
При анализе содержания документов, представленных ООО "Дельта Лайн", и документов, представленных Бюро инспекций и карантина при импорте-экспорте в Фуцзянь (Китай) по запросу, выявлены расхождения в их содержании:
- в номере внешнеторгового контракта (по данным Fuzhou Customs District P.R. China - контракт N FJFIN 16008, при декларировании - контракт N 112/DL-FJH от 24.03.2019);
- в условиях поставки (по данным инвойса и экспортной ДТ КНР, представленными Fuzhou Customs District P.R. China, - FOB XIAMEN/ Китай, при декларировании заявлены условия CFR Санкт-Петербург);
- в цене за единицу товара (по данным инвойса, представленного Fuzhou Customs District P.R. China - 19 долл. США за кг, в инвойсе, представленном при декларировании - 7,50 долл. США за кг);
- в общей стоимости товара (по данным инвойса, экспортной ДТ КНР, представленных Fuzhou Customs District P.R. China, - 342000 долл. США, в инвойсе, представленном при декларировании - 140400 долл. США).
Установив изложенные обстоятельства, суды не выяснили и не оценили причины расхождения в сведениях, в том числе, в ценах, указанной в полученных таможенным органом документах, и заявленной декларантом, и сделали вывод, что заявленная таможенная стоимость спорного товара и сведения, относящиеся к ее определению, основаны на достоверной, документально подтвержденной информации, то есть вывод прямо противоречащий установленным по делу обстоятельствам.
То обстоятельство, что Бюро инспекций и карантина при импорте-экспорте в Фуцзянь не является таможенным органом КНР, само по себе не исключает представленные им документы из числа доказательств по делу и не свидетельствует о нарушении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 г.
Как указывает таможня, документы представлены таможней в материалы дела с надлежащим переводом, Бюро инспекций и карантина при импорте-экспорте в Фуцзянь (организация, указанная на официальном сайте Евразийского экономического союза) уполномочено выдавать сертификаты о происхождении товаров по форме "А" в Китае, в связи с чем на запрос представило документы, которые представлялись при оформлении сертификата о происхождении товара, представленного впоследствии при декларировании товара в отношении спорной поставки для предоставления преференций по ввозной таможенной пошлине.
Кроме того, таможня указывает, что в тексте письма Fuzhou Customs District P.R. China (таможенного органа КНР) от 21.02.2019 г. содержится ссылка на запрос Смоленской таможни от 28.12.2018 г. N 05-11/39809, адресованный Бюро инспекций и карантина при импорте-экспорте в Фуцзянь, в письме имеется печать таможенного органа КНР и подпись заместителя директора таможни.
В опровержение этих доводов таможенного органа обстоятельств судами не установлено.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит оценить полученные таможней по запросу документы, относящиеся к спорной поставке, установить причины расхождения в сведениях, указанных в этих документах и представленных при декларировании, и выяснить влияние этих обстоятельств на правильность определения таможенной стоимости, и дать оценку доводам сторон, обосновав свои выводы нормами таможенного законодательств и ссылками на доказательства.
Ссылка в обжалуемых судебных актах на судебную практику ошибочна по причине различия фактических обстоятельств.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.09.2019 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 г. по делу N А62-5869/2019 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
...
В силу положений п.2 ст.12, п.1 ст. 15, ст. 16, 79 ТК ТС, ст. 60, ст.114, ч.4 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент ввоза и декларирования товаров), ст. 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель несет солидарную ответственность с декларантом по уплате таможенных пошлин и налогов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2020 г. N Ф10-764/20 по делу N А62-5869/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5869/19
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-764/20
09.12.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7390/19
06.09.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5869/19