г.Калуга |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А09-12646/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 09.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Солодовой Л.В. |
|
при участии в заседании
от истца: ГКУ "Служба весового контроля Республики Башкортостан"
от ответчика: ООО "Путь"
от третьих лиц: ГКУ Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан Федерального дорожного агентства |
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путь" на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А09-12646/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Служба весового контроля Республики Башкортостан", ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260, (далее - ГКУ "Служба весового контроля РБ"), в настоящее время - ГКУ Республики Башкортостан "Центр организации дорожного движения", обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Путь", ОГРН 1053266093980, ИНН 3255048371, (далее - ООО "Путь") о взыскании 22 730 руб. в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан", ОГРН 1120280003579, ИНН 0274162934, Федеральное дорожное агентство, ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "Путь" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020, направив дело на новое рассмотрение в суд области.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ГКУ Республики Башкортостан "Центр организации дорожного движения" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы стороны и третьи лица извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра. ГКУ "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" и ГКУ Республики Башкортостан "Центр организации дорожного движения" заявлены письменные ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.04.2017 на пункте весового контроля на 67 км автомобильной дороги Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ "Служба весового контроля Республики Башкортостан" в ходе осуществления весового контроля выявлено превышение предельно допустимых осевых нагрузок при перевозке груза транспортным средством марки "Ивеко", государственный регистрационный знак М 538 ММ 32, принадлежащим ООО "Путь" и следовавшим под управлением водителя Алексютина А.В., а также установлено следование транспортного средства в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
По факту выявленного нарушения составлен акт от 21.04.2017 N 525 о превышении указанным транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, подписанный водителем Алексютиным А.В. без возражений.
На основании данного акта произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Ссылаясь на то, что требование истца об уплате спорной суммы платы, составляющей ущерб, нанесенный транспортным средством ответчика автомобильной дороге регионального и (или) межмуниципального значения при перевозке тяжеловесных грузов, не исполнено ООО "Путь" в добровольном порядке, ГКУ "Служба весового контроля Республики Башкортостан" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.
Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное. В арбитражном процессе, исходя из принципа состязательности, требования и возражения доказываются предъявляющими их лицами.
Статья 1082 ГК РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (п.2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу п.п. 11, 13, 14 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения траспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 30 настоящего Федерального закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений), который определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы дорог обязаны информировать пользователей о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2017 N 60 в период с 01.04.2017 по 30.04.2017 введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси (приложения NN 1, 2, 3).
Приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2017 N 60 установлены предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в том числе в отношении региональной дороги Уфа- Инзер-Белорецк.
Факт превышения предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства, которое принадлежит заявителю, подтвержден актом от 21.04.2017 N 525 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на ось, составленным уполномоченным лицами ГИБДД МВД Республики Башкортостан и ГКУ "Служба весового контроля".
В данном акте содержатся сведения о расстоянии между осями автотранспортного средства ответчика, о фактических осевых нагрузках, полной массе транспортного средства.
Представителем ответчика (водителем, управлявшим транспортным средством), присутствовавшим при взвешивании и составлении акта, спорный акт подписан без замечаний и возражений относительно содержащихся в нем сведений или порядка проведения весового контроля.
Измерение весовых параметров транспортного средства произведено на весовом оборудовании (ВА-Д весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ "МЕТА", модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер 103.
Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 31.10.2016, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждено свидетельством о поверке от 31.10.2016 N 7/3962, имеющимся в деле.
Факт принадлежности указанного транспортного средства ответчику подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
На момент осуществления перевозки и проведения проверки водитель спорного транспортного средства, владельцем которого является ООО "Путь", не предъявил специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов.
Поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза, такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 в пределах компетенции, предоставленной ч.ч. 8, 9 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Из системного анализа положений п.п. 2, 3, 5 Правил N 934 следует, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения" установлен порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан.
Размер ущерба, причиненного транспортным средством заявителя автомобильной дороге регионального значения Республики Башкортостан, составил 22 730 руб.
Расчет суммы причиненного ущерба проверен судом, признан обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Данный расчет ответчиком по существу не оспорен, контррасчет подлежащей оплате суммы ущерба ответчиком также не был представлен.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ООО "Путь" суммы ущерба в указанном размере, причиненного в результате перевозки принадлежащим ответчику транспортным средством груза с превышением осевой массы по автомобильной дороге общего пользования регионального значения.
Довод заявителя об отсутствии доказательств своевременного информирования об установленных ограничениях, а также о возможных маршрутах объезда участков автомобильной дороги, на которых ограничено движение тяжеловесного транспорта, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, как не соответствующий материалам дела.
Из материалов дела усматривается, что в период с 01.04.2017 по 30.04.2017 ОАО "Башкиравтодор" (подрядчик) на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р, согласно п. 4.1.19 государственного контракта от 11.01.2016 N 3261-15 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 годы в Республике Башкортостан установлены дорожные знаки 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" в соответствии с согласованной государственным заказчиком и УГИБДД МВД Республики Башкортостан схемой их размещения.
Информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2017 по 30.04.2017 по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения доведена до сведения граждан и всех заинтересованных лиц путем опубликования в газете "Республика Башкортостан" от 27.02.2017 в соответствии с требованиями Положения о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан (указы Президента Республики Башкоторстан от 22.03.2004 N УП-164, от 21.10.2011 N УП-534, указа Главы Республики Башкортостан от 10.03.2015 N УГ-53).
Информация о введении временных ограничений так же опубликована 27.02.2017 на официальном сайте Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству Республики Башкортостан, на официальном Интернет- портале правовой информации Республики Башкортостан и на сайте ГКУ "Служба весового контроля Республики Башкортостан".
Таким образом, ответчик, как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в том числе связанную с перевозкой грузов автотранспортными средствами, должен был предпринять все необходимые меры для получения соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов на принадлежащем ему транспортном средстве по автомобильным дорогам Республики Башкортостан. Риск не совершении таких действий заявитель, как владелец тажеловесного транспортного средства, несет самостоятельно.
Довод ответчика об отсутствии доказательств даты установки временных дорожных знаков, ограничивающих движение транспортных средств с нагрузкой на ось, по спорному маршруту, а также доказательств получения разрешения органов ГИБДД на установку, демонтаж, согласование мест расположения указанных знаков, правомерно отклонен судом, поскольку носит предположительный характер и опровергается имеющимися в деле документальными доказательствами, в том числе подтверждающими надлежащее размещение указанных знаков и информирование специализированными службами заинтересованных лиц о введении временных ограничений на территории Республики Башкортостан в указанный период.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых судебных актах, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления не имеется, поскольку судами полно установлены обстоятельства дела, всесторонне исследованы имеющиеся доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А09-12646/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.