г. Калуга |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А83-6020/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ермакова М.Н., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" (г. Феодосия, ул. Галерейная, д. 22, ОГРН 1149102040120, ИНН 9108002176): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации города Керчи Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Совета министров Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства транспорта Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства транспорта Российской Федерации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (г. Симферополь, ул. Павленко, д. 34, ОГРН 1159102022738, ИНН 9102157783): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" обратилось с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года по делу N А83-6020/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымэнергоресурс" (далее - ООО "Крымэнергоресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Администрация) от 14.07.2017 N 2047/1-п "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, полученных путем образования при разделе земельного участка с кадастровым номером 90:19:010105:2805, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда" (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства транспорта Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "КЖД").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года в части признания незаконным постановления Администрации от 14.07.2017 N 2047/1-п и обязания совершить определенные действия и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Совет министров Республики Крым, ФГУП "КЖД" в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации от 14.07.2017 N 2047/1п утверждена схема расположения земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда, площадью 3 кв. м, 202 кв. м, 2932 кв. м, на кадастровом плане территории, полученных путем образования при разделе земельного участка с кадастровым номером 90:19:010105:2805 земель населенных пунктов с видом разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1) общей площадью 3137 кв. м.
Не согласившись с постановлением Администрации от 14.07.2017 N 2047/1п, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что раздел земельного участка, который не принадлежит заявителю, не нарушает законных прав и интересов ООО "Крымэнергоресурс", а также пришел к выводу о пропуске обществом срока на обжалование ненормативного правового акта, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и об отсутствии оснований для восстановления данного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы ООО "Крымэнергоресурс" ввиду отсутствия у него прав на земельный участок, при этом исключил из мотивировочной части вывод суда первой инстанции о пропуске обществом срока на обжалование ненормативного правового акта, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Передаче земельного участка во владение и пользование предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Понятие схемы расположения земельного участка закреплено в статье 11.10 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера, а также вид разрешенного использования.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно статье 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе, объектов - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Как установлено судами, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений; далее - Федеральная целевая программа), одним из мероприятий которой является строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.06.2017 N 629-р "Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив" в целях реализации проекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив" утверждена согласованная Администрацией 14.10.2016 документация по планировке территории для строительства указанного объекта.
14.07.2017 Администрацией принято оспариваемое постановление, которое явилось основанием для образования трех земельных участков площадью 3 кв. м, 202 кв. м, 2932 кв. м при разделе земельного участка с кадастровым номером 90:19:010105:2805 общей площадью 3137 кв. м, являвшегося муниципальной собственностью, а также для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, которым впоследствии присвоены кадастровые номера 90:19:010105:2805 и 90:19:010105:16932, 90:19:010105:16933.
Впоследствии указанные земельные участки переданы в федеральную собственность на основании Решения Керченского городского Совета от 14.03.2018 N 1353-1/18 "О даче согласия на передачу из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в федеральную собственность", распоряжения Совета министров Республики Крым от 17.04.2018 N 384-р "О приеме земельных участков из муниципальной собственности в федеральную" и в целях реализации Федеральной целевой программы, а также в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Совета Министров Республики Крым от 01.06.2017 N 629-р, постановлением Администрации от 14.07.2017 N 2047/1-п и в соответствии с распоряжением Росжелдора от 18.12.2017 N ВЧ-152-р "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив", 07.03.2018 заключен договор N 65д, по условиям которого Администрацией земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 90:19:010105:2805: земельный участок с кадастровым номером 90:19:010105:16934 площадью 202 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 90:19:010105:16932 площадью 3 кв. м предоставлены Росжелдору.
Как установлено судом, 09.12.2005 Керченским городским Советом на основании решения 32 сессии Керченского городского совета АРК 4 созыва от 25.07.2005 по договору аренды был передан сроком на 5 лет обществу земельный участок площадью 0,3137 га по адресу: г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда, 1. Срок действия договора был установлен до 09.12.2010.
После вынесения оспариваемого постановления от 14.07.2017 Администрацией г. Керчь РК обществу по договору аренды от 23.10.2017 передан земельный участок площадью 3137 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, шоссе Героев Сталинграда, 1, сроком на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. Земельному участку присвоен кадастровый номер 90:19:010105:2805. 29.12.2017 указанный договор расторгнут.
Таким образом, распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о прекращении существования земельного участка путем его раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка входят в круг правомочий собственника этого земельного участка, каковым в данном случае являлась Администрация, действовавшая в целях реализации Федеральной целевой программы.
При таких обстоятельствах на основании полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление Администрации принято в пределах предоставленных ей полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, не являющегося законным правообладателем земельного участка, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2020 года по делу N А83-6020/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии указанные земельные участки переданы в федеральную собственность на основании Решения Керченского городского Совета от 14.03.2018 N 1353-1/18 "О даче согласия на передачу из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в федеральную собственность", распоряжения Совета министров Республики Крым от 17.04.2018 N 384-р "О приеме земельных участков из муниципальной собственности в федеральную" и в целях реализации Федеральной целевой программы, а также в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Совета Министров Республики Крым от 01.06.2017 N 629-р, постановлением Администрации от 14.07.2017 N 2047/1-п и в соответствии с распоряжением Росжелдора от 18.12.2017 N ВЧ-152-р "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив", 07.03.2018 заключен договор N 65д, по условиям которого Администрацией земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 90:19:010105:2805: земельный участок с кадастровым номером 90:19:010105:16934 площадью 202 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 90:19:010105:16932 площадью 3 кв. м предоставлены Росжелдору."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2020 г. N Ф10-1363/20 по делу N А83-6020/2018