г.Калуга |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А84-2182/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Р.Г.Калуцких В.И.Смирнова |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя - Ющенко Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 5;
от Департамента здравоохранения города Севастополя - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенным путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на решение Арбитражного суд города Севастополя от 08.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, дополнительное решение Арбитражного суд города Севастополя от 28.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А84-2182/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗС "Городская больница N 4") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее - территориальный фонд, ТФОМС города Севастополя) о признании недействительным требования, изложенного в акте проверки от 13.06.2018, о возврате в территориальный фонд денежных средств в размере 1 754 754,18 руб. и уплате штрафа в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, который составил 175 475,42 руб..
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Департамент)
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, заявленные требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным и отменено оспариваемое требование фонда в части указания на возврат заявителем средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 722 583, 62 руб., и уплате штрафа в размере 172 258,36 руб..
Дополнительным решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.08.2019 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019, с ТФОМС города Севастополя в пользу ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 4" взысканы судебные расходы по делу в сумме 115 296 руб..
Не согласившись с указанными судебными актами, ТФОМС города Севастополя обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ТФОМС города Севастополя, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказов должностного лица ТФОМС города Севастополя от 26.04.2018 N 126, от 10.05.2018 N 139, от 01.06.2018 N 152 в период с 04.05.2018 по 14.06.2018 проведена плановая комплексная проверка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4", оказывающего медицинскую помощь застрахованным лицам за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, на основании заключенных соответствующих договоров со страховыми медицинскими организациями.
По результатам проверки составлен акт от 13.06.2018 N 22, в котором отражено, что в период с июля по декабрь 2016 года больница неправомерно производила начисление и выплату своим сотрудникам за счет средств территориального фонда стимулирующую надбавку в виде персонального повышающего коэффициента, что повлекло за собой нецелевое расходование средств по обязательному медицинскому страхованию на общую сумму 1 242 012,15 руб..
Кроме того, как отражено в акте проверки, больница за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования неправомерно финансировала расходы, не включенные в тарифы территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В частности, по мнению проверяющих, за счет средств фонда обязательного медицинского страхования больница неправомерно: приобрела лекарственный препарат Дискинтест на сумму 434 191, 46 руб.; произвела выплату заработной платы врачу-психотерапевту на сумму 44 434, 21 руб.; приобрела лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, на сумму 32 170, 56 руб.; произвела оплату возвращенных продуктов с истекшим сроком годности стоимостью 1945,80 руб..
Не согласившись с актом проверки в этой части и требованием территориального фонда о возврате 1 754 754, 18 руб., за счет которых больница профинансировала вышеперечисленные затраты, а также уплате штрафа в размере 175 475,42 руб. ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 4" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным требования территориального фонда ОМС о возврате денежных средств: в сумме 1 242 012,15 руб., связанных с выплатой сотрудникам больницы надбавок за повышающий коэффициент; в сумме 434 191,46 руб., связанных с оплатой лекарственного препарата Диаскинтест; в сумме 44 434,21 руб., связанных с выплатой заработной платы врачу-психотерапевту; в сумме 1945,80 руб., связанных с оплатой возвращенных продуктов с истекшим сроком годности, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования ( статьи 35, 36 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 17.2 Положения N 73 проверка использования средств медицинской организацией на цели, соответствующие территориальной программе ОМС, осуществляется по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе: осуществляется проверка расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, а именно: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Также предметом контроля является направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты и т.д..
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона города Севастополя от 10.07.2014 N 34-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" в редакции, действовавшей в спорный период, оплата труда работников учреждений включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя и настоящим Законом. Исполнительные органы государственной власти города Севастополя, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей учреждений, утверждают типовые положения об оплате труда работников учреждений.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2015 N 280-ПП, действовавшем в спорный период, утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя (далее - Примерное положение N 280-ПП).
Согласно пунктам 1.5, 1.6 Примерного положения N 280-ПП системы оплаты труда работников в учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с соблюдением государственных гарантий по оплате труда. Системы оплаты труда работников в учреждениях устанавливаются в соответствии с Положением об оплате труда учреждения, разработанным на основе настоящего Примерного положения, в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
В силу пункта 5.2 Примерного положения N 280-ПП выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их предоставления включаются в системы оплаты труда работников учреждений, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Севастополя, настоящим Примерным положением, а также на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы в части выплат за интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников или в абсолютных размерах и не учитываются при начислении компенсационных и иных стимулирующих выплат, устанавливаемых к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы (пункт 5.6 Примерного положения N 280-ПП).
В соответствии с пунктом 5.9 Примерного положения N 280-ПП определение размера средств, направляемых на выплаты за интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ, осуществляется учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования) и фактических расходах на оплату труда за истекший период (в том числе по соответствующим источникам финансирования). Начисление выплат стимулирующего характера производится только в пределах планового фонда оплаты труда учреждения и не должно приводить к его перерасходу, в том числе с учетом сезонности в расходовании средств на оплату труда.
Согласно пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, действовавших в спорный период (далее - Правила N 158н), в расчет тарифов по ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктами 158.1-158.16 Правил N 158н тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), а также работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала), и определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Положением об оплате труда работников ГБУ ЗС "Городская больница N 4", являющимся локальным нормативным актом и неотъемлемой частью коллективного договора, согласованным с Департаментом здравоохранения г. Севастополя, утверждена система оплаты труда работников, согласно которой в целях стимулирования и поощрения за выполненную работу работникам учреждения приказом руководителя может устанавливаться персональный повышающий коэффициент, размер, срок применения и основания для установления которого определяются главным врачом персонально в отношении конкретного работника, и оформляется приказом. Персональный повышающий коэффициент устанавливается работнику с учетом уровня профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
Приказом руководителя ГБУЗ "Городская больница N 4" от 15.02.2016 N 22 "Об установлении стимулирующей выплаты за высокие результаты работы" установлено, что размер стимулирующей выплаты за высокие результаты работы определяется путем установления фиксированного персонального повышающего коэффициента к должностному окладу работника.
Как указано выше, согласно Правилам N 158н тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включают в себя затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), а также работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала), и определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что ГБУЗ "Городская больница N 4" правомерно осуществляла сотрудникам выплаты надбавок за высокие результаты работы в виде фиксированного персонального повышающего коэффициента к должностному окладу за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Как следует из акта проверки медицинской организации, указанные выплаты составили 1 242 012,15 руб..
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства путем проведения соответствующей экспертизы было установлено, что выплаты надбавок в виде повышающего коэффициента за счет средств Фонда ОМС составили 1 200 345,67 руб..
Выводы эксперта в этой части Территориальным фондом ОМС не опровергнуты.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно признал незаконным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования г. Севастополя о возврате ГБУЗ "Городская больница N 4" 1 242 012, 15 руб. и уплате штрафа в размере 10%, исчисленного с данной суммы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Фонд пришел к выводу о том, что расходы больницы в размере 434 191,46 руб., связанные с приобретением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении (торговое название Диаскинтест), профинансированы за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования неправомерно.
Выводы проверяющих в этой части основаны на том, что Диаскинтест предназначен для проведения туберкулинодиагностики, постановка пробы с данным препаратом для диагностики туберкулезной инфекции проводится в условиях противотуберкулезного учреждения в установленных случаях, туберкулинодиагностика (постановка реакции Манту) не относится к профилактическим прививкам, а является диагностическим тестом, соответственно, не относится к первичной медико-санитарной помощи, финансируемой за счет средств ОМС в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2015 N 1363-ПП (далее - Территориальная программа).
Признавая указанные выводы ошибочными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с разделами III, IV, V Территориальной программы за счет средств ОМС застрахованным лицам оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, а также осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий, в частности медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе при поступлении в образовательные организации в период обучения в них.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, туберкулинодиагностика осуществлялась врачами-педиатрами ГБУЗ "Городская больница N 4" с целью ранней диагностики возможной заболеваемости туберкулезом у детей и подростков, в рамках диспансеризации и профилактических осмотров.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи, которым предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.
Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового, являющиеся приложением к названному порядку, устанавливают, что к функциям кабинета врача-педиатра участкового отнесены: профилактические осмотры детей; проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза.
Приказом Министерства здравоохранения от 29.12.2014 N 951 "Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания" определены группы лиц, подлежащих обследованию на туберкулез органов дыхания, и предусмотрено, что проведение массовой иммунодиагностики в условиях медицинских организаций общей лечебной сети обеспечивает скриниг детского населения на туберкулез.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ГБУЗС "Городская больница N 4" за счет средств Фонда ОМС приобретала аллерген туберкулезный для целей профилактики заболеваемости туберкулезом при оказании медицинской помощи врачами - педиатрами.
Как указано выше, в соответствии с Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет средств Фонда ОМС.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно признал незаконным требование Территориального фонда ОМС о возврате ГБУЗ "Городская больница N 4" 434 191, 46 руб. и уплате штрафа в размере 10%, исчисленного с данной суммы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемым требованием ГБУЗ "Городская больница N 4" предложено возвратить денежные средства в размере 44 434,21 руб., связанные с выплатой заработной платы врачу-психотерапевту за счет средств Фонда ОМС, и уплатить штраф в размере 10%, исчисленный с данной суммы.
Признавая оспариваемое требование в этой части незаконным арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1302-ПП, и разделом 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2018 N 19-ПП, в рамках утвержденной программы жителям Севастополя бесплатно оказывается медицинская помощь, в том числе, при следующих заболеваниях и состояниях: беременность, роды, послеродовой период, аборты, болезни мочеполовой системы.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н, консультация врача-психотерапевта включается в объем обследования на амбулаторном этапе при оказании медицинской помощи при соответствующих нозоологиях, оказание медицинской помощи по которым включено в объем медицинской помощи, гарантированный Территориальной программой.
В соответствии с Приложением N 2 к вышеназванному Порядку в рекомендуемые штанные нормативы женской консультации включен врач-психотерапевт (медицинский психолог) 1 должность на 10 должностей врачей-специалистов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ГБУЗ "Городская больница N 4" производила начисление и выплату заработной платы врачу-психотерапевту за счет средств ОМС за осуществляемую работу, связанную с оказанием медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология".
При таких обстоятельствах спора требование Территориального фонда ОМС о возврате ГБУЗ "Городская больница N 4" денежных средств в сумме 44 434, 21 руб. и уплате штрафа в размере 10%, исчисленного с данной суммы, арбитражный суд обоснованно признал незаконным.
В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу в кассационном порядке не обжалуются.
Дополнительным решением от 28.08.2019 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019, с Территориального фонда ОМС города Севастополя в пользу ГБУЗ "Городская больница N 4" взысканы судебные расходы по делу в сумме 115 296 руб., связанные с проведением судебной экспертизы.
Не соглашаясь с указанными судебными актами, заявитель кассационной жалобы считает, что у суда отсутствовала необходимость в поведении данной экспертизы, так как вопросы, поставленные на разрешение эксперта, носили характер применения норм права.
Доводы последнего в этой части судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Неоплаченные или не полностью оплаченные расходы за проведение экспертизы, подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как следует из материалов дела, по ходатайству ГБУЗ "Городская больница N 4" определением Арбитражного суда города Севастополя от 02.10.2018 назначена судебная экономическая экспертиза, производство которой поручено специалистам Федерального бюджетного учреждения "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Экспертному исследованию подлежали, в том числе вопросы, связанные с правильностью расчета сумм денежных средств Фонда ОМС, израсходованных ГБУЗ "Городская больница N 4" по спорным медицинским услугам.
На поставленные судом вопросы экспертом дано заключение, которое судом признано допустимым доказательством по делу и учитывалось при принятии решения по существу спора.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что судебные расходы по делу, связанные с проведением судебной экспертизы, подлежат взысканию со стороны, не в пользу которой принят судебный акт по существу спора.
Как следует из материалов дела, для целей проведения судебной экспертизы, производство которой оценено в сумме 115 296 руб., на депозитный счет Арбитражного суда города Севастополя Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" были внесены денежные средства в размере 115 296,00 руб..
Указанные денежные средства судом перечислены на расчетный счет экспертного учреждения за оказанные услуги, связанные с проведением экспертизы.
При таких обстоятельствах спора дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя, оставленное без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с указанными судебными актами основаны на ошибочном толковании арбитражного процессуального законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суд города Севастополя от 08.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, дополнительное решение Арбитражного суд города Севастополя от 28.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А84-2182/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи, которым предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.
...
Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н, консультация врача-психотерапевта включается в объем обследования на амбулаторном этапе при оказании медицинской помощи при соответствующих нозоологиях, оказание медицинской помощи по которым включено в объем медицинской помощи, гарантированный Территориальной программой.
...
Дополнительным решением от 28.08.2019 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019, с Территориального фонда ОМС города Севастополя в пользу ГБУЗ "Городская больница N 4" взысканы судебные расходы по делу в сумме 115 296 руб., связанные с проведением судебной экспертизы."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 июля 2020 г. N Ф10-692/20 по делу N А84-2182/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-692/20
12.03.2020 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-692/20
13.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2475/18
26.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2475/18
28.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2182/18
08.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2182/18
30.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2475/18
27.09.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2182/18
02.07.2018 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2182/18