г. Калуга |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А54-583/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Бутченко Ю.В. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Соколовские колбасы" (390007, г. Рязань, пос. Храпово, д. 4В, ОГРН 1106215001111, ИНН 6215024556)
|
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (390013, г. Рязань, пр-д Завражного, д. 9, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) |
Гришина М.С. - представителя (дов. от 09.06.2020 N 2.4-29/13448, пост., диплом) Мещеряковой И.В. - представителя (дов. от 23.07.2020 N 2.4-29/17552, пост., диплом) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А54-583/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Соколовские колбасы" (далее - ООО "Соколовские колбасы", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) по производству 08.11.2018 выемок в помещении, арендуемом обществом, оформленных протоколами о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 08.11.2018 N 2.14-16/454, N 2.14-16/454/2, N 2.14-16/451 (с учетом уточнения заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.10.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Действия должностных лиц инспекции по производству 08.11.2018 выемок в помещении, арендуемом обществом, оформленных путем составления протоколов о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 08.11.2018 N 2.14-16/454/2 и N 2.14-16/451, признаны незаконными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление судов в части удовлетворения требований общества отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании решения инспекции от 28.06.2018 N 2.14-16/2239 в отношении ООО "Соколовские колбасы" назначена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. В рамках проведения указанной проверки налоговым органом вынесены постановления от 08.11.2018 N 2.14-16/384 и N 2.14-16/385 о производстве выемки, изъятия документов и предметов.
В соответствии с постановлением от 08.11.2018 N 2.14-16/384 у налогоплательщика подлежала изъятию информация с жестких дисков, установленных на компьютерах, ноутбуках, каких-либо флэш-накопителей общества на территории (в помещении), арендуемом ООО "Соколовские колбасы" по адресу: г. Рязань, п. Храпово, 4В.
Согласно постановлению от 08.11.2018 N 2.14-16/385 у общества подлежали изъятию документы и предметы по финансово-хозяйственной деятельности ООО "Соколовские колбасы", в том числе документы и предметы в отношении организаций-контрагентов: ООО "Стимул", ООО "Фаворит", ООО "Полином", ООО "Простор", ООО "Веста", ООО "Агро-Альянс" и ООО "Агро-Ресурсы".
По результатам проведенных выемок составлены протоколы от 08.11.2018 N 2.14-16/454, N 2.14-16/454/2 и N 2.14-16/451 о производстве выемки, изъятия документов и предметов.
Согласно протоколу от 08.11.2018 N 2.14-16/454 у общества изъяты универсальные передаточные документы, договоры, товарные накладные, счета-фактуры по взаимоотношениям с организациями ООО "Стимул", ООО "Фаворит", ООО "Полином", ООО "Простор", ООО "Веста", ООО "Агро-Альянс" и ООО "Агро-Ресурсы". Документы представлены налогоплательщиком добровольно.
В соответствии с протоколом от 08.11.2018 N 2.14-16/454/2 изъяты ноутбук модель "Самсунг" NP-P525-ST09RU, серийный номер dzmb93ab5000295a, ноутбук модель "Асус" x53b, серийный номер c5nocj97444721c, 2 папки ООО "Соколовские колбасы" 2016-2017 и пакет с расчетными листками, пакет с документами в упаковке из-под бумаги, 2 листа А4 с рукописными записями, сетчатая сумка с чеками. Изъятые предметы и документы запечатаны в полиэтиленовые пакеты с указанием номеров 2-4.
Пакеты N N 2, 3, 4 14.11.2018 вскрыты в присутствии представителя налогоплательщика и понятых, о чем составлен соответствующий протокол.
При вскрытии пакетов установлено, что в пакете N 2 находились ноутбук модель "Самсунг" NP-P525-ST09RU, серийный номер dzmb93ab5000295a, ноутбук модель "Асус" x53b, серийный номер c5nocj97444721c, информация с которых была перекопирована; в пакете N 3 находились сумочка с чеками, квитанции к приходно-кассовым ордерам и чеки, данные документы сформированы в подшивки и поименованы согласно описи N 1 к протоколу от 14.11.2018; в пакете N 4 находились сумочка с чеками, приходные кассовые ордера с неотделимыми корешками (квитанциями) ООО "Агро-Ресурсы", данные документы сформированы в подшивки и поименованы согласно описи N 2 к протоколу от 14.11.2018.
Согласно протоколу от 08.11.2018 N 2.14-16/451 изъяты информация с жесткого диска, которая скопирована на жесткий диск и запечатана в конверт и флэш-карты, которые запечатаны в пакет N 1.
Пакет N 1 вскрыт 12.11.2018 в присутствии представителя налогоплательщика и понятых, о чем составлен соответствующий протокол.
При вскрытии пакета установлено, что в нем находились 5 флэш-карт. Данные флэш-карты не содержали информации.
Не согласившись с действиями должностных лиц инспекции по производству 08.11.2018 выемок в помещении, арендуемом обществом, и составлению протоколов о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 08.11.2018 N 2.14-16/454, N 2.14-16/454/2, N 2.14-16/451, общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 25.02.2019 N 2.15-12/02466 жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая, что выемки произведены с грубым нарушением положений статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), ООО "Соколовские колбасы" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя требования налогоплательщика, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дали им правильную оценку.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделяет налоговые органы правом при проведении налоговых проверок производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Согласно пункту 14 статьи 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 94 НК РФ выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.
Пункт 8 этой статьи также предусматривает, что изъятие подлинников документов возможно в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
По правилам статьи 94 Кодекса до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (пункт 5 статьи 94 НК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно постановлению налогового органа от 08.11.2018 N 2.14.-16/385, инспекция на основании пункта 8 статьи 94 НК РФ приняла решение о производстве выемки документов и предметов по финансово-хозяйственной деятельности ООО "Соколовские колбасы" с организациями ООО "Стимул", ООО "Фаворит", ООО "Полином", ООО "Простор", ООО "Веста", ООО "Агро-Альянс" и ООО "Агро-Ресурсы".
Указанные документы выданы налогоплательщиком добровольно, о чем составлен протокол от 08.11.2018 2.14-16/454.
Кроме того на основании постановления налогового органа от 08.11.2018 N 2.14.-16/385 у налогоплательщика были изъяты ноутбук модель "Самсунг" NP-P525-ST09RU, серийный номер dzmb93ab5000295a, ноутбук модель "Асус" x53b, серийный номер c5nocj97444721c, 2 папки ООО "Соколовские колбасы" 2016-2017 и пакет с расчетными листками, пакет с документами в упаковке из-под бумаги, 2 листа А4 с рукописными записями, сетчатая сумка с чеками, о чем составлен протокол от 08.11.2018 N 2.12-16/454/2.
Согласно постановлению налогового органа от 08.11.2018 N 2.14.-16/384 выемке подлежали жесткие диски, установленные на компьютерах, ноутбуках, каких-либо флэш-накопителях, в связи с имеющейся у налогового органа информацией о том, что информация, находящаяся на указанных средствах может быть уничтожена, сокрыта, исправлена или заменена. Протокол N 2.14.-16/451 в отношении выемки указанных предметов составлен также 08.11.2018.
Вместе с тем судами установлено, что документы, в том числе необходимые для проведения экспертизы, были изъяты налоговым органом в соответствии с протоколом от 2.14-16/454 от 08.11.2018.
Доказательств необходимости проведения экспертизы жестких дисков, флэш-накопителей налоговым органом не представлено и их экспертиза не проводилась.
При этом в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что в период проведения выездной налоговой проверки предприятие предпринимало попытки к сокрытию или уничтожению документов.
В постановлениях налогового органа отсутствуют ссылки на то, какие действия общества в ходе выездной налоговой проверки либо какие полученные в результате мероприятий налогового контроля доказательства налоговый орган счел достаточными для вывода о наличии угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены обществом изъятых жестких дисков, флэш-накопителей, ноутбуков, папки ООО "Соколовские колбасы" 2016-2017 и пакетов с расчетными листками и документами в упаковке из-под бумаги, 2 листа А4 с рукописными записями, сетчатой сумки с чеками.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что налоговый орган до производства выемки указанных предметов направлял (вручал) обществу письменное требование об их предоставлении, то есть оснований считать, что постановления об их выемке вынесены применительно к положениям пункта 8 статьи 94 НК РФ, не имеется.
Кроме того, судами установлено и принято во внимание, что какая-либо информация, имеющая отношение к предмету проверки, на изъятых ноутбуках отсутствовала.
Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела дали надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установили фактические обстоятельства дела, применили нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, и пришли к обоснованному выводу о том, что действия должностных лиц при производстве выемки, оформленных протоколами от 08.11.2018 N 2.14-16/454/2 и N 2.14-16/451, не соответствуют требованиям НК РФ.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А54-583/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.