г.Калуга |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А62-7833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ермакова М.Н. Лукашенковой Т.В.
Смольяниновой Т.В. |
от заявителя: открытого акционерного общества "Жилищник" (214018, г.Смоленск, ул. 2-я Киевская, 20, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) - не явились;
от заинтересованного лица: главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) - не явились;
от третьего лица: Шершневой Нины Сергеевны - Шершнева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А62-7833/2018,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция, инспекция) от 24.05.2018 N 0655/30/2018.
Делу присвоен номер А62-7833/2018.
Кроме того, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 17.07.2018 N 0960/30/2018.
Делу присвоен номер А62-9568/2018.
Определением суда от 23.11.2018 дела N А62-7833/2018 и N А62-9568/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А62-7833/2018.
В производстве Арбитражного суда Смоленской области находилось дело N А62-10881/2018 по заявлению общества о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 12.10.2018 N 1259/81/2018.
Поскольку все дела связаны между собой, так как касаются выполнения управляющей организацией - обществом своих обязательств по договору управления многоквартирным жилым домом (МКД) N 48 по ул. Николаева в г. Смоленске, определением суда от 14.05.2019 дела N А62-7833/2018 и N А62-10881/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А62-7833/2018.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шершневу Н.С.
Решением суда от 17.07.2019 требования общества удовлетворены частично. Предписание инспекции от 24.05.2018 N 0655/30/2018, пункты 1, 3, 4, 6 предписания от 17.07.2018 N 0960/30/2018 признаны недействительными. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, требования общества удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу Шершнева Н.С. просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Определением суда кассационной инстанции от 28.05.2020 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2020 на 09 час.30 мин.
Определением суда кассационной инстанции от 17.06.2020 дело отложено на 20.07.2020 на 09 час.00 мин. в связи с нахождением судьи-докладчика в очередном отпуске.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Шершнева Н.С. поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества и инспекции в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Поскольку общество обжалует судебные акты в части отказа в удовлетворении его требований, судебная коллегия в соответствии с положениями части 1 статьи 286 АПК РФ проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения Шершневой Н.С., суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество является управляющей организацией МКД N 48 по ул.Николаева, г.Смоленска.
В связи с обращениями в инспекцию собственника квартиры N 44 дома N 48 по ул. Николаева г.Смоленска по факту непредоставления управляющей организацией информации о выполнении работ и оказании услуг во исполнение договора управления многоквартирным домом работниками инспекции на основании приказа руководителя инспекции от 23.04.2018 N 1065/ИП в отношении общества в период с 24.04.2018 по 24.05.2018 была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 24.05.2018 N 1065/30 и в адрес общества вынесено предписание от 24.05.2018 N 0655/30/2018, которым общество обязывалось в срок до 25.06.2018 предоставить информацию в полном объеме в соответствии с обращениями собственника квартиры N 44 (т.1 л.д.18-26).
На основании приказа руководителя инспекции от 26.06.2018 N 1878/ИП в период с 26.06.2018 по 17.07.2018 работниками инспекции в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения выданного обществу 24.05.2018 предписания. По результатам проверки 17.07.2018 составлен акт проверки N 1878/30, в котором зафиксирован факт неисполнения предписания от 24.05.2018, и обществу выдано предписание от 17.07.2018 N 0960/20/2018, пунктами 1,2,3,4,6 которого общество обязывалось в срок до 17.08.2018 предоставить собственнику квартиры N 44 акты выполненных работ и оказанных услуг, отчеты, сметы, информацию по вопросам порядка и условий оказания услуг, пунктом 5 обществу предписано предоставить собственнику квартиры N 44 копии протоколов общих собраний собственников помещений МКД N 48 (т.2 л.д.7-12).
В связи с жалобами собственника помещений МКД N 48 в инспекцию на непредставление управляющей организацией предложения о расчете размера платы за содержание жилого помещения приказом заместителя руководителя инспекции от 27.09.2018 N 2813/ИП в отношении общества назначена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований федерального жилищного законодательства в части порядка установления размера платы за содержание жилого помещения, по результатам которой 12.10.2018 составлен акт проверки N 2813/81 и выдано предписание от 12.10.2018 N 1259/81/2018, которым обществу предписано до урегулирования вопроса изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в МКД N 48 расчет размера платы за содержание жилого помещения производить исходя из размера платы за содержание жилого помещения, применяемого до 01.07.2017 (пункт 1); вследствие нарушения порядка установления размера платы за содержание жилого помещения произвести перерасчет размера платы для собственников помещений МКД N 48, начиная с 01.07.2017 (пункт 2). Срок исполнения предписания - до 30.11.2018.
Полагая, что вынесенные предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Придя к выводу о необоснованности требований общества в части пункта 5 предписания от 17.07.2018 и предписания от 12.10.2018, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении его требований в этой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что проверка в отношении общества проведена жилищной инспекцией в пределах предоставленных инспекции законом полномочий.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
- части 2.3, 10 статьи 161 ЖК РФ.
Подпунктом "з" пункта 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, определено, что управляющая организация обязана раскрывать информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.
Так как обращение собственника квартиры N 44 с просьбой выдать копию протокола общего собрания собственников помещений дома от 25.12.2009, а также копии протоколов всех последующих общих собраний собственников помещений дома оставлено обществом без удовлетворения, суд пришел к выводу о законности пункта 5 предписания от 17.07.2018, обязывающего общество выдать копии протоколов общих собраний собственников помещений дома N 48 в соответствии с обращением собственника от 28.02.2018.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства - часть 1 статьи 156 ЖК РФ.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления - часть 4 статьи 158 ЖК РФ.
Судами установлено, что обществом в МКД N 48 с 01.07.2016 применяется размер платы за содержание жилого помещения, установленный решением Смоленского городского Совета от 29.04.2016 N 150 - 16,67 руб. за 1 кв.м общей площади помещений; с 01.07.2017 применяется размер платы, установленный решением Смоленского городского Совета от 28.04.2017 N 366 - 17,22 руб. за 1 кв.м; с 01.07.2018 применяется размер платы, установленный решением Смоленского городского Совета от 29.06.2018 N 644 - 18,00 руб. за 1 кв.м.
Довод кассационной жалобы о законности действий общества в части применения за содержание и ремонт дома тарифа, установленного органом местного самоуправления, так как собственники помещений дома не выносили данный вопрос на общее собрание собственников помещений дома, был предметом исследования судов и отклонен как несостоятельный.
Подпунктом "в" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, к которым относится подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Судами установлено, что предложений о размере платы за содержание жилого помещения от общества не поступало, этот вопрос обществом как управляющей организацией не решался.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Шершнева В.С. пояснила, что она как старшая по дому в течение нескольких лет обращается в управляющую компанию с просьбой определить размер платы за содержание и ремонт дома и представить расчет и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, чтобы назначить и провести общее собрание собственников помещений по этому вопросу. Представитель общества обещает решить этот вопрос, но до настоящего времени этого не сделано и расчет платы производится по тарифу, установленному органом местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, общество исполняет свои обязанности на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 (т.3 л.д.89). Условия договора были утверждены на общем собрании собственников помещений дома 25.12.2009, на котором также был установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома на 2010 год - 13,82 руб. за 1 кв.м (т.3 л.д.92).
Пунктом 4.1 договора управления домом установлено, что в случае, если собственниками на общем собрании не будет принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества на следующий год, то размер платы на следующий год будет соответствовать размеру платы, предложенному в пункте 3.2.3 договора.
В пункте 3.2.3 договора закреплено, что управляющая организация ежегодно готовит предложения по установлению на следующий год размера платы за содержание и ремонт общего имущества на основании перечня работ и услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год и направляет их на рассмотрение и утверждение общего собрания собственников путем размещения объявлений.
Установив, что общество уклоняется от решения вопроса о расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, суд пришел к выводу о законности предписания инспекции от 12.10.2018, которым общество обязывалось производить расчет платы за содержание жилого помещения исходя из тарифа, применяемого обществом до 01.07.2017, и произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения с 01.07.2017.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А62-7833/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.