г.Калуга |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А14-10350/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ОГРН 1053600445337, ИНН 3666127502, ул.Плехановская, д.14, г. Воронеж, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федеральной антимонопольной службы (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, ул.Садовая Кудринская, 11, г.Москва, 125993) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А14-10350/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Концерн "Созвездие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - административный орган, ФАС России) о назначении административного наказания по делу N 29/04/19.8-6/2019 об административном правонарушении и представления от 27.05.2019 N 29/43895/19.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2019 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 решение суда от 07.10.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными постановление и представление Федеральной антимонопольной службы от 27.05.2019 по делу N 29/04/19.8-6/2019.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ФАС России обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда от 07.10.2019 оставить в силе, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, постановление суда апелляционной инстанции от 18.02.2020 без изменения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, проверив законность обжалованного судебного акта в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение определения Федеральной антимонопольной службы от 22.10.2018 о назначении к рассмотрению дела N 1-10-155/00-29-18 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения АО "Концерн "Созвездие" пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также определения об отложении дела от 23.01.2019 N1-10-155/00-29-18, общество письмами от 27.11.2018, от 11.02.2019 представило в антимонопольный орган сведения в отношении собственника конструкторской документации.
По результатам рассмотрения материалов, представленных АО "Концерн "Созвездие", заместителем начальника отдела контроля ракетно-космической промышленности Управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности ФАС России 1 апреля 2019 года в отношении общества возбуждено дело N 29/04/19.8-6/2019 об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за представление недостоверной информации по требованию антимонопольного органа и решено провести административное расследование.
18.04.2019 в присутствии представителей общества уполномоченным должностным лицом административного органа в связи с непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в отношении АО "Концерн "Созвездие" составлен протокол об административном правонарушении N 29/04/19.8-6/2019.
Согласно протоколу обществу вменено представление в адрес ФАС России письмами от 27.11.2018 и от 11.02.2019 недостоверной информации о собственнике конструкторской документации, которая вводит в заблуждение комиссию антимонопольного органа по рассмотрению дела N 1-10-155/00-29-18 о нарушении антимонопольного законодательства и создает препятствия для вынесения решения по указанному делу.
Постановлением ФАС России от 27.05.2019 по делу N 29/04/19.8-6/2019 АО "Концерн "Созвездие" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 50000 рублей.
Вынесенным в порядке статьи 29.13 КоАП РФ представлением, адресованным АО "Концерн "Созвездие", антимонопольный орган в срок в течение месяца со дня его получения предписал рассмотреть информацию о выявленном нарушении, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, в связи с чем не усмотрел оснований для признания оспариваемых постановления и представления незаконными.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд признал выводы суда о доказанности наличия вменяемого административного правонарушения не обоснованными, а также установил истечение срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, по эпизоду совершения административного правонарушения 27.11.2018.
Оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, суд округа исходит из следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения требований федеральных антимонопольных органов и их территориальных органов о предоставлении сведений (информации).
Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой противоправные действия либо бездействие, нарушающее требования антимонопольного органа о предоставлении сведений (информации). Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления.
Субъектом данного правонарушения является, в том числе юридическое лицо, которому адресовано требование антимонопольного органа и на которое вследствие получения такого требования возлагается обязанность по его надлежащему исполнению.
В кассационной жалобе антимонопольный орган приводит доводы о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Между тем, приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны основанием для пересмотра постановления суда апелляционной инстанции судом округа, поскольку постановление административного органа от 27.05.2019 по делу N 29/04/19.8-6/2019 вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения против порядка управления. Годичный срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления установлен в отношении непредставления или несвоевременного представления либо представления заведомо недостоверных сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа.
Согласно оспоренному по настоящему делу постановлению, антимонопольным органом вменено представление обществом в адрес ФАС России письмами от 27.11.2018 и от 11.02.2019 недостоверной информации о собственнике конструкторской документации, которая вводит в заблуждение комиссию ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (дело N 1-10-155/00-29-18) и создает препятствия для вынесения решения по указанному делу.
Таким образом, вмененное обществу административным органом правонарушение, квалифицированное по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, не относится к числу нарушений о представлении заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета административного штрафа, следовательно, срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.04.2019 ФАС России установил, что общество совершило административное правонарушение 18.02.2019.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено ФАС России 27.05.2019, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Внесение представления в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, производится в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 29.13 главы 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении" раздела IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ).
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, привлечение общества к ответственности и внесение обществу представления N 29/43895/19 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, произведено неправомерно.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А14-10350/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Внесение представления в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, производится в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 29.13 главы 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении" раздела IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ).
Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, исключающего в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, привлечение общества к ответственности и внесение обществу представления N 29/43895/19 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, произведено неправомерно."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2020 г. N Ф10-2723/20 по делу N А14-10350/2019